Решение по делу №2-1765/11 от 01.11.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года                                       г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Свиридовой О.С.,

при секретаре Перезябовой А.М.,

с участием истца Махрина В.В., представителей ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Лепехина М.С., администрации г.Тулы по доверенности Лобанова Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1765/11 по иску Махрина Василия Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения о повышении арендной платы за пользование земельным участком,

установил:

Махрин В.В. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения от 05.08.2010г. в части повышении арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>

В обоснование доводов искового заявления сослался на то, что 29.03.2007г. он заключил с администрацией г.Тулы договор аренды данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которым размер арендной платы установлен в размере 1 300,80 рублей в год.

11.05.2011г. в Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области ему вручили письмо, датированное 05.08.2010г., согласно которому стоимость аренды предоставленному ему земельного участка повышена в тридцать четыре раза и составила 46 800 рублей.

С размером арендной платы в сумме 46 800 рублей он не согласен, считает, что данными действиями ответчика нарушены его права.

В судебном заседании истец Махрин В.В. уточнил исковые требования и, ссылаясь на положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», указал, что арендная плата земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Просит суд признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, доведенное до него документом от 05.08.2010г. и принятое на основании отчета об оценке о повышении арендной платы до 46 800 рублей в год за пользование земельным участком с кадастровым номером , как противоречащее статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582.

В судебном заседании истец Махрин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Лепехин М.С. в судебном заседании исковые требования не признал, считая, что оспариваемый договор аренды в части установленного размера арендной платы является законным и обоснованным.

Представитель ответчика администрации г.Тулы по доверенности Лобанов Ю.В., привлеченный к участию в деле на основании определения судьи в порядке подготовки, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что администрация г.Тулы является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, возложено на Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, которое является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель ответчика Правительства Тульской области, привлеченный к участию в деле на основании определения судьи в порядке подготовки, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Махрина В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно Постановлению администрации Тульской области от 21.01.2008 №34 (ред. от 30.05.2011) "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области"), действующего на момент принятия обжалуемого решения, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями администрации Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Аналогичные нормы содержатся и в Постановлении правительства Тульской области от 28.09.2011 №6 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области".

С учетом приведенных положений Закона, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение принято в пределах компетенции Департамента (Министерства) имущественных отношений Тульской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления администрации Главы г.Тулы от 08.12.2006г. Махрину В.В. предоставлен в аренду на десять лет для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный в <адрес>

29.03.2007г. между Махриным В.В. и Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы заключен договор аренды земельного участка

Согласно пункту 1.1 указанного договора, его предметом является земельный участок площадью 1200кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> который Комитет (арендодатель) представляет из земель поселения г.Тула, а Махрин В.В. (арендатор) принимает в аренду.

Пункт 2.1 договора аренды предусматривает, что земельный участок предоставляется арендатору для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктом 4.3 данного договора размер арендной платы определяется на основании государственных и муниципальных нормативных правовых актов.

При подписании договора арендодатель передал арендатору, который принял расчет арендной платы, произведенный в соответствии с нормативными актами, действующими на день подписания договора (пункт 4.4 договора).

Согласно расчету арендной платы, размер арендной платы составил 1 300,80 рублей. Сумма арендной платы пересчитывается при изменении государственными, муниципальными нормативными актами порядка исчисления арендной платы или отдельных показателей, используемых при исчислении размера арендной платы, при изменении обстоятельств, учитываемых при исчислении арендной платы.

В соответствии с пунктом 4.5 договора аренды, в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора. Основаниями изменения размера арендной платы является нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.

Согласно отчету по оценке размера арендной платы при предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , величина годовой арендной платы за данный участок по состоянию на 22.03.2010г. составила 46 341,98 рублей.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 25.07.2011г. усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

11.05.2011г. истец Махрин В.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, где ему вручили письмо, датированное 05.08.2010г., согласно которому стоимость аренды предоставленного ему земельного участка повышена и составила 46 800 рублей.

Данное обстоятельство, а именно получение истцом письма от 05.08.2010г. 11.05.2011г. представителем Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не оспаривалось.

Считая повышение арендной платы не законной и противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», истец Махрин В.В. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данной нормой закона установлено полномочие Правительства Российской Федерации на установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым при определении арендной платы независимо от вида публичной собственности на землю должны соблюдаться принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Утвержденные данным Постановлением основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, распространяются на земельные участки независимо от целей использования.

Увеличивая размер арендной платы предоставленного истцу земельного участка на основании отчета по оценке размера арендной платы при предоставлении в аренду земельного участка, Департамент (в настоящее время Министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области не дал оценки характеру постановления Правительства Российской Федерации №582 и обязательности его положений в той части, в которой данным постановлением определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Между тем, проанализировав вышеуказанное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582, суд приходит к выводу, что размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы.

При этом, не смотря на то, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером был заключен до вступления в законную силу вышеназванного Постановления Правительства, суд принимает во внимание пункт 4.5 данного договора аренды, предусматривающий право арендодателя на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке, и приходит к выводу, что поскольку увеличение арендной платы было произведено после вступления Постановления Правительства Российской Федерации №582 в законную силу, ее измененный размер должен быть определен в соответствии с принципами, установленными данным Постановлением.

Кроме того, суд принимает во внимание пункт 4.4 договора аренды, заключенного между сторонами, согласно которому сумма арендной платы пересчитывается при изменении государственными, муниципальными нормативными актами порядка исчисления арендной платы или отдельных показателей, используемых при исчислении размера арендной платы, при изменении обстоятельств, учитываемых при исчислении арендной платы.

Довод Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, содержащийся в его ответе от 05.08.2010г. о том, что поскольку собственность на спорный земельный участок не разграничена, при определении размера арендной платы следует руководствоваться Законом Тульской области «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», не влияет на обоснованность исковых требований, так как вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования и противоречит разъяснениям, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582.

Поскольку земельный участок предоставлен Махрину В.В. для индивидуального жилищного строительства, то при определении размера арендной платы должен соблюдаться один из основных принципов, установленных вышеназванным Постановлением, а именно принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что принятое в пределах предоставленных полномочий решение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о повышении размера арендной платы на основании отчета об оценке нельзя признать законным, так как оно противоречит вышеназванным принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582, согласно которым размер арендной платы должен устанавливаться в пределах, не превышающих размер земельного налога.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Махрина В.В. удовлетворить.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Махрина Василия Викторовича удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 05.08.2010г. о повышении арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>), на основании отчета об оценке от 19.04.2010г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                    О.С.Свиридова