Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2011 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1752/11 по иску Левочкина Виктора Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Левочкин В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет и в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 29.04.1987 г. по 30.06.2009 г. он работал машинистом тепловоза в локомотивном депо Узловая Тульского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», которое находилось на территории города Узловая Тульской области. Работа в данной должности дает ему право на пенсию на льготных условиях на основании Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 272 от 24 апреля 1992 года. В период времени с 01.07.2009 г. по настоящий момент работает в той же должности в Эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», с 24.02.1987 года по 08.02.2007 года проживал по адресу: Тульская область, город Новомосковск, улица Мира, дом №8а, квартира №52.
Поскольку он выполнял работы, дающие ему право на пенсию на льготных условиях, кроме того, работал в зоне проживания с правом на отселение, а с 01.02.1998 года по настоящий момент работает в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, то, полагает, что имеет право на льготы по снижению пенсионного возраста.
В этой связи, 08.07.2011 г. он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Туле для досрочного назначения пенсии по старости с двойным снижением пенсионного возраста.
Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле № 2302 от 17.08.2011 года в назначении пенсии ему было отказано в виду отсутствия требуемого пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со снижением бщеустановленного возраста, установленного ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С данным решением об отказе в назначении пенсии по старости он не согласен, поскольку, постоянно работая и проживая на территории зоны, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к гражданам, подвергшимся воздействию этой радиации.
На основании изложенного, просил суд признать за ним с 04 июня 2011 года право на досрочную трудовую пенсию с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле назначить с 04 июня 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру адвокат Хайрулин А.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 33 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 32-35 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергавшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Истец с 29.04.1987 г.. по 31.01.1998г. работал на территории зоны проживания с правом на отселение в связи с тем, на основании ст. 33 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ с дополнительным снижением в 52 года. С 01.02.1998г. по 30.06.2009г. работал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, на основании ст. 34 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в 53 года. Левочкин В.И. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в возрасте 50 лет, поэтому в досрочном назначении пенсии ему было отказано.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 08.07.2011 г. Левочкин В.И. обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Туле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с двойным снижением пенсионного возраста.
Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле № 2302 от 17.08.2011 года в назначении пенсии истцу было отказано в виду отсутствия требуемого пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со снижением общеустановленного возраста, установленного ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, с приведенными выводами ответчика суд не может согласиться, по следующим мотивам.
Так, в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой – либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Между тем, пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации, регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" согласно ст. 10 которого, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, проживающим в зоне проживания с правом на отселение и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.7 и 8 ч.1 ст. 13 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие), в том числе на территории зоны проживания с правом на отселение, а также зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статьи 33, 34 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как видно из примечаний к ст. ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживающих (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительства об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Между тем, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с п.7 и 8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Левочкин В.И. в период с 24.02.1987 г. по 08.02.2007 г. проживал по адресу: Тульская область, город Новомосковск, улица Мира, дом №8а, квартира №52, что подтверждается справкой, выданной обществом с ограниченной ответственностью «СпецМонтаж Сервис» от 17 июля 2011 года.
В период с 08.02.2007 года по настоящий момент истец проживет по адресу: город Тула, улица Металлургов, дом №90, квартира №6, что подтверждается справкой от 07.07.2011 года №4101453, выданной Открытым акционерным обществом «Управляющая компания г. Тулы»
С 29.04.1987 г. по 17.11.1987 года; с 28.07.1988 года по 28.02.1990 года, с 29.03.1990 года по 24.06.2003 года, с 25.06.2003 года по 20.03.2005 года, с 21.03.2005 года по 09.11. 2008 года; с 05.12.2008 года по 30.06.2009 г. Левочкин В.И. работал в локомотивном депо Узловая Тульского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», о чем в деле имеется справка ОАО «Российские железные дороги» от 15.08.2011 г. №104-1.
Локомотивное депо Узловая Московской железной дороги находилось на территории города Узловая Тульской области, о чем свидетельствует справка администрации муниципального образования город Узловая Узловского района от 01.07.2011 года №704.
В период времени с 01.07.2009 г. по настоящий момент истец работает в Эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», что подтверждается справкой ОАО «Российские железные дороги» от 01.07.2011 г. №94/5-22.
Из Распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №237-р (действовала до 1 февраля 1998 года) "Об утверждении перечня населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению", видно, что город Узловая Тульской области находился в зоне проживания с правом отселения, а с 1 февраля 1998 года согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС", данный город отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Город Новомосковск Тульской области в соответствии с вышеуказанными нормативными актами отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что Левочкин В.И. постоянно работая и проживая на территории зоны, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Кроме того, судом установлено, что в период с 29.04.1987 года по 31.01.1998 года Левочкин В.И. работал в зоне проживания с правом на отселение, а с 01.02.1998 года по настоящий момент истец работает в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в силу положений п.8 ст.13, ст.ст. 33, 34 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Левочкин В.И. имеет право на льготы по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года работы на территории зоны проживания с правом на отселение и на 1 год за каждые 4 года работы на территории с льготным социально - экономическим статусом, а потому истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Также, принимая во внимание, что Левочкин В.И. осуществлял работу, предусмотренную пп.5 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2011 года № 173-ФЗ, поскольку проработал не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, суд приходит к выводу истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и проанализировав положения приведенного материального закона, суд приходит к выводу о том, что Левочкин С.И. приобрел право выхода на трудовую пенсию по старости по достижению возраста 50 лет.
А поскольку истицу 50 лет исполнилось 04 июня 2011 года, то в силу ст. 19 ФЗ от 17.12.2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» суд полагает, что трудовая пенсия по старости должна быть назначена истцу с момента возникновения права на пенсию, то есть, 04 июня 2001 года.
Довод ответчика о том, что Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть, одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку законодатель исходит из возмещения вреда за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения в полном объеме, что нашло свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 403-О.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199, суд,
р е ш и л:
исковые требования Левочкина Виктора Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости - удовлетворить.
Признать за Левочкиным Виктором Ивановичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со снижением общеустановленного возраста, установленного Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле назначить Левочкину Виктору Ивановичу с 04 июня 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со снижением общеустановленного возраста, установленного Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом периодов работы в зоне проживания с правом на отселение с 29.04.1987 г. по 31.01.1998 года и периода работы в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом с 01.02.1998 г. по настоящее время.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий