Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО10 к <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО10 обратился в суд с иском к комитету <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав на то, что он остался без попечения родителей в 1994 года, его мать - ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО13 лишен родительских прав в отношении него в 1994 году, вследствие чего его опекуном был назначен дедушка – ФИО14, который умер в 1998 году, а после его смерти опекуном назначена сестра ФИО15
При таких обстоятельствах, он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, в котором он проживал ранее и которое было за ним закреплено в настоящее время непригодно для проживания, при этом, ДД.ММ.ГГГГ суд установил факт отсутствия жилья, закрепленного за ним ввиду его полного разрушения.
Он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда <адрес>, предоставляемых по договорам социального найма, а комитетом <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных пениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.
На основании изложенного, просил суд обязать исполнительный орган субъекта РФ - администрацию <адрес> в лице комитета по семейной, демографической политике, опеке и попечительству за счет средств бюджета <адрес> предоставить ему отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в черте муниципального образования <адрес>, в виде отдельной квартиры общей площадью, приходящейся на одного человека, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Истец ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить, обязав ответчика предоставить ему вне очереди отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в черте муниципального образования <адрес>.
Представитель комитета <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности ФИО16 не признала заявленные требования в части обязания предоставления жилья вне очереди, указав на то, что в связи с законодательством Российской Федерации комитет обязан обеспечить истца вне очереди жилым помещением жилищного фонда социального использования <адрес> по договору социального найма, однако обеспечение ФИО10 жилым помещением вне очереди считает нецелесообразным, так как согласно списку перед ним в списке состоят лица из той же категории, что и ФИО10 и имеют такие же права на обеспечение их вне очереди жилой площадью по договору социального найма. В случае предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма, будут нарушены права других очередников состоящих в списке на обеспечение их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Представитель третьего лица - администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в его отсутствие, просил вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Как следует из материалов дела и установлено судом, мать истца ФИО10 - ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ,
Решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 лишен родительских прав в отношении сына ФИО10.
ФИО10 родившийся ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<адрес>ю ФИО10 не обеспечен, постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, предоставленных по договорам социального найма.
ФИО10 не имеет жилого помещения, в которое мог бы вселиться после окончания образовательного учреждения - профтехучилища <адрес> №, которое закончил в 2003 году, то есть, закончилось его пребывание в учреждении профессионального образования и возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.
Решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт отсутствия жилья, закрепленного за ФИО10, на основании постановления главы администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении опеки над несовершеннолетним ФИО10».
С 2010 года ФИО10 комитетом <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных пениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, а на сегодняшний момент его номер по Списку – 136.
Таким образом, истец до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом субъекта РФ не обеспечена.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего:
Так, согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеуказанного закона раскрывается понятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выделения средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с которым жилая площадь предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно утвержденному Порядку - средства, предусматриваемые ежегодно в бюджете <адрес> для предоставления жилых помещений, являются целевыми. Средства направляются органу местного самоуправления, на территории которого зарегистрировано лицо, нуждающееся в получении жилой площади.
Решение о выделении денежных средств для предоставления жилой площади принимается комиссией по выделению средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сновании заявления лица, имеющего право на ее получение. К заявлению прилагается ряд документов, датой подачи заявления считается дата предоставления документов, необходимых для принятия решения о выделении средств. Приобретаемая жилая площадь в виде отдельного изолированного жилого помещения предоставляется гражданам по социальным нормам. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Финансовое управление администрации области на основании решения Комиссии осуществляет выделение средств в пределах объемов, предусмотренных в бюджете области на приобретение жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем перечисления указанной в решении суммы органу местного самоуправления.
Такой порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории <адрес> действовал с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом <адрес>» органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, определен комитет <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Жилые помещения по договорам социального найма, категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, предоставляются в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О жилищном фонде <адрес>», в котором определены не только категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, но и установлен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений и порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.
Проанализировав положения вышеуказанного материального закона и установленные судом обстоятельства, дающие ФИО10 право на внеочередное предоставление жилого помещения, а именно: статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что ФИО10 имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Принимая во внимание, что <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству имеет возможность предоставить ФИО10 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Давая оценку доводу ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением вне очереди является нецелесообразным и ущемит права других очередников, состоящих в списке не обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма, суд признает его несостоятельным, противоречащим положениям нижеприведенного материального закона, а именно:
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев, то есть, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что ФИО10 является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, окончилось его пребывание в образовательном учреждении, поэтому у истца возникло право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения именно во внеочередном порядке и, поэтому как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он был поставлен в льготную очередь на получение жилья, однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Кроме того, постановка истца в льготную очередь не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО10 к <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения - удовлетворить.
Обязать <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ФИО10 во внеочередном порядке отдельное изолированное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «город <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий