решение от 21.11.2011 г. по делу №2-1848/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 года                                                                               город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1848/11 по иску Алешиной Анжелики Анатольевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о возложении обязанности по направлению средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

Алешина А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании незаконным отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, об обязании направить средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 05 августа 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала путем направления средств на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, к которому ею были приложены все необходимые документы требуемые для решения данного вопроса и подтверждающие строительство (реконструкцию) с целью улучшения жилищных условий.

30.08.2011 № 300 ей было направлено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала путем направления средств на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

Основанием для отказа послужил тот, факт, что объект реконструкции не является индивидуальным жилым домом - подп. 2 п.2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256 –ФЗ.

С данным решением она не согласна, поскольку считает, что законодательство не дает точного понятия словосочетанию индивидуальный жилой дом, полагает, что это понятие тождественно понятию жилой дом, то есть, индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Как усматривается из данного понятия, а так же из технического и кадастрового паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, дер. Кочаки, дом №14, принадлежащее ей помещение является индивидуальным жилым домом.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле направить ей средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании истица Алешина А.А. и ее представитель по доверенности Багдасарян В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала.

В обоснование своих возражений сослалась на то, что отказ Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле от 30 августа 2011 года № 300 в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является законным и обоснованным, правовых основания для возложения обязанности на Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле направить Алешиной А.А. средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства не имеется, поскольку объектом реконструкции не является индивидуальным жилым домом. Кроме того, согласно заявления от 05 августа 2011 года о распоряжении средствами материнского капитала Алешина А.А. просила направить средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, а не на его реконструкцию.

Просила в удовлетворении исковых требований Алешиной А.А. отказать в полном объемеешиной А.А. воания обосвнгаль по доверенности ФИО7 ат.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, 05 августа 2011 года Алешина А.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала путем направления средств на компенсацию затрат понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле от 30.08.2011 г. № 300 по результатам рассмотрения заявления Алешиной А.А. было отказано в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий: компенсации затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства в сумме 339 640 рублей 37 копеек, поскольку объект реконструкции не является индивидуальным жилым домом ( подп. 2 п.2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256 –ФЗ - нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении).

Давая оценку правомерности выводов ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

    В силу положений ст. 3 ч. 1 п. 1 упомянутого Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства, в том числе, у женщин, родивших, усыновивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г. Частью 7 данной статьи также предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» раскрыто понятие дополнительных мер поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3 приведенного Закона предусматривает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 7 указанного закона предусматривает, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

         Как следует из п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

В силу ст. 10 ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Согласно пп. 1.1 ч.1 ст. 10 данного Закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке, а часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке.

Так, судом установлено, что Алешина А.А. является матерью двоих детей –Алешина Дмитрия Васильевича, 02 декабря 1986 года рождения и Лагутина Романа Алексеевича, 16 января 2008 года рождения.

20 октября 2009 года Управлением пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле истице был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на сумму 312 162,50 рублей.

        12 марта 2007 года Алешина А.А. по договору купли - продажи приобрела земельный участок с размещенным на нем объектом недвижимости, а именно: 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, общей площадью 76, 5 кв.м (литер A, Al, a, al, а2, аЗ, а4), расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, дер. Кочаки, дом №14.

В последствие истицей, на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, самовольно возведен ряд строений, а так же переоборудована и увеличена в размерах принадлежащая ей часть жилого дома.

Вступившим в законную силу решением Щекинского районного суда города Тулы от 24 марта 2011 года за Алешиной А.А. признано право собственности на часть жилого дома № 14 в деревне Кочаки с.п.Головенковское Щекинского района Тульской области, обозначенную на поэтажном плане строения в литере А2 помещениями № 1 (коридор) площадью 19,3 кв.м., № 5 (жилая) площадью 19,7 к.в.м, № 6 (жилая) площадью 19,4 кв.м., в литере А помещениями № 2 (кухня) площадью 24,2 кв.м., № 3 (туалет) площадью 3,6 кв.м., № 4 (ванная) площадью 8,8 кв.м., мансардой над лит. А2 с помещением № 7 (жилая) площадью 56,3 кв.м., в литере а (холодное помещение) площадью 7,2 кв.м., а всего общей площадью 151,3 кв.м., жилой площадью 95,4 кв.м., площадью с холодным помещением 158, 5 кв.м. Право общей долевой собственности на жилой дом № 14 в деревне Кочаки Щекинского района Тульской области прекращено.

Таким образом, истицей фактически была проведена реконструкция принадлежащей ей части жилого дома с целью улучшения жилищных условий, за счет которой жилая площадь, принадлежащая истице увеличилась с 47,5 кв.м до 95,4 кв.м..

Между тем, в своем заявлении, адресованном ответчику, Алешина А.А. просила направить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно: компенсация затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

А поскольку истица указала в своем заявлении на компенсацию затрат на строительство, без указания на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, УПФ РФ в г. Туле отказал в удовлетворении ее заявления, сославшись в том числе, и на то, что объект реконструкции не является индивидуальным жилым домом.

Однако материалами дела, в том числе, техническим заключением ООО «Элит Проект», объяснениями истицы подтверждены следующие обстоятельства:

К приобретенной части дома Алешина А.А. произвела жилую пристройку площадью 8х9 кв.м. с выполнением перепланировки, которая состоит из жилого помещения, а именно: холл, спальня и детская комната, также был возведен второй этаж-мансарда, при этом, производился монтаж фундамента, возведение стен и кровли, в результате данных работ общая площадь реконструированного объекта увеличилась не менее чем на учетную площадь жилого помещения, реконструкция жилого дома была произведена до реального раздела, полученная жилая площадь в результате реконструкции принадлежит истице Алешиной А.А., что свидетельствует о том, что Алешиной А.А. проведены работы по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Наряду с этим, суд принимает во внимание, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, а как усматривается из данного понятия, а так же из технического и кадастрового паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, дер. Кочаки, дом №14, принадлежащее Алешиной А.А. помещение является индивидуальным жилым домом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа истице в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского капитала путем направления средств на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, у ответчика не имелось, а потому отказ Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле от 30 августа 2011 года № 300 является незаконным.

Изложенное, позволяет сделать вывод о том, что имеются правовые основания для обязания Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле направить Алешиной А.А. средства материнского капитала на компенсацию затрат понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Алешиной Анжелики Анатольевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о возложении обязанности по направлению средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства- удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле направить Алешиной А.А. средства материнского капитала на компенсацию затрат понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200