Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1855/11 по иску Плужниковой Галины Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Плужникова Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она с 1982 года по настоящее время она работает в различных детских образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 06.04.2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле. Однако решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом решением комиссии не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 18.08.1980 г. по 04.10.1982 г. в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено, с марта 1985 г. по май 1985 года в должности учителя в средней школе №21, так как согласно пункту 3 Правил от 29.10.2002 г. №781 в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 г. №781.
Считает отказ ответчика незаконным, поскольку в период ее работы в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому спорная должность является выборной, истицу избирали на Пленуме райкома ВЛКСМ. Полагает, что период работы в вышеуказанной должности можно отождествить с педагогической деятельностью, поскольку ей приходилось работать с учащимися, в круг ее обязанностей входило обучение пионервожатых, участие в областных слетах детей, работа в школьных коллективах, с учащимися и учителями.
Период ее работы с марта 1985 г. по май 1985 года в должности учителя в средней школе №21 также подлежит включению в специальный стаж, поскольку должность учителя указана во всех Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просит суд признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 18.08.1980 г. по 04.10.1982 г. в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ; с марта 1985 г. по май 1985 года в должности учителя в средней школе №21, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращений, то есть с 06.04.2011 г.
Истец Плужникова Г.И. в судебное заседание не явилась, о времени, месте судебного заседания извещена, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истицы по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив заявленные требования в части даты спорного периода истца, работавшей в должности учителя в средней школе №21, указав период с 01.03.1985 г. по 15.05.1985 г.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные требования не признала. Считала, что период работы истца в должности секретаря ВЛКСМ не подлежит включению в педагогический стаж, так как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, именование должностей «комсорг», «инструктор», «секретарь» и «заведующий отделом учащейся молодежи» не предусмотрены. В период работы истицы вышеуказанных должностях действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее Постановление от 17.12.1959 № 1397). Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 с 1 октября 1993 года Постановление от 17.12.1959 № 1397 признано не действующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 ( далее Положение от 17.12.1959 №1397) предусмотрено включение в стаж работы по специальности выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Согласно Письму от 30.06.1986 №1-63-И к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве инструктора райкома КПСС райкома ВЛКСМ, секретаря первичной партийной или комсомольской организации, заведующего отделом.
Период работы Плужниковой Г.И. с марта 1985 г. по май 1985 года в должности учителя в средней школе №21также не подлежит включению в специальный стаж, так как согласно пункту 3 Правил от 29.10.2002 г. №781в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 г. №781. Справка от 07.04.2011 г. №25 не может быть принята во внимание, поскольку не сдержит основания выдачи, а справка о заработной плате от 31.03.2011 г. не содержит сведений о занятии штатной должности и о наименовании должности.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у Плужниковой Г.И. специального стажа.
Выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 06.04.2011 года Плужникова Г.И. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от 30.05.2011 года № 1410 в специальный стаж не были включены периоды работы истицы с 18.08.1980 г. по 04.10.1982 г. в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено; с марта 1985 г. по май 1985 года в должности учителя в средней школе №21, так как согласно пункту 3 Правил от 29.10.2002 г. №781в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 г. №781.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должности секретаря и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ предусмотрено.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должности секретаря и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ также не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что Плужникова Г.И. с 1980 года и по дату обращения в УПФ РФ (06.04.2011года) за назначением пенсии работала в должностях секретаря ВЛКСМ в Пролетарском РК ВЛКСМ, методиста по комсомольской работе, учителем, преподавателем черчения в различных детских учебных заведениях.
Согласно архивной справке № 234 от 01.02.2011г., выданной ГАУ ТО «Государственный архив», истец в документах ГАУ ТО «Государственный архив», архивном фонде «Пролетарский районный комитет ВЛКСМ, г. Тула», в ведомостях на выдачу заработной платы работникам Пролетарского РК ВЛКСМ и освобожденным комсомольским работникам района за 1980 г. первая заработная плата Плужниковой Г.И. – секретарю СГПТУ -25 выплачивалась за 2 половину августа 1980 г. В ведомости имеется запись о том, что заработная плата начислялась истцу с 18.08.1980 г. по 31.08.1980 г.
Решением Пролетарского РК ВЛКСМ (протокол от 28 сентября 1982 г. №.31) Плужникова Г.И. уволена по собственному желанию с 04 октября 1982 г.
В спорный период работы Плужниковой Г.И. действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно п.п. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из пояснений представителя истца по доверенности Суменковой О.Г. на данную должность избирались лица, имеющие высшее образование, являющиеся членами КПСС. В обязанности истца входило снятие и постановка на комсомольский учет, сбор комсомольских взносов, работа с коллективом сотрудников и учащихся, проведение комсомольских собраний, заседаний комитета комсомола, конференций, обучение комсомольского актива, проведение Ленинского зачета», проведение рейдов и по их итогам выпуск стенгазет и выпуск «Комсомольского прожектора», профориентационная работа и профилактика правонарушений, изучение истории комсомола и устава членов ВЛКСМ, принятие и исключение из членов ВЛКСМ.
Таким образом, судом установлено, что должность секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ, в которой работала Плужникова Г.И. в спорный период, являлась выборной, и в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности зав. сектором учёта членов ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п. 10 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истца.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом искового требования о включении в специальный стаж периода ее работы с 18.08.1980 г. по 04.10.1982 г. в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ.
Давая оценку правомерности заявленных истцом требований о включении в специальный стаж периода ее работы с 01марта 1985 г. по 15 мая 1985 года в должности учителя в средней школе №21, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанным Списком предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школы всех наименований».
Согласно п.4. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что Плужникова Г.И.- методист Дома пионеров, была назначена по совместительству на ведение 4 часов по изобразительному искусству в среднюю школу №21 с 14 марта 1985 г.(приказ №16 по 21 средней школе от 20.03.1995 г.).
Факт работы истца в должности учителя, также подтверждается справкой, выданной МОУ СОШ №21 г.Тулы 07.04.2011 г., из которой следует, что Плужникова Г.И. работала в средней школе №21 совместителем 4 часа по изобразительному искусству с марта 1985 г. по май 1985 г. ; тарификационными списками за март 1985 г., карточками-справками в которых истец поименована в должности учителя изо и указана дата поступления на работу 14.03.1985 г.; справкой, выданной администрацией г.Тулы от 31.03.2011 г., в которой указана сумма заработка истца с января 1985 г. по декабрь 1985 г.
Учитывая, что вышеуказанный период имел место до 01.09.2000 года, а значит, соблюдение условия выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы не требуется, период работы истца с 01.03.1985 г. по 15.05.1985 года в должности учителя в средней школе №21 подлежат включению в ее специальный стаж.
При таких обстоятельствах, требование истца об обязании УПФ РФ в г. Туле включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период с 01.03.1985 г. по 15.05.1985 года в должности учителя в средней школе №2 подлежит удовлетворению.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2011 г., если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику подлежащим удовлетворению.
Таким образом, приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение осуществление истицей Плужниковой Г.И. педагогической деятельности более 25 лет, в связи, с чем ее требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 06.04.2011 года истец имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Плужниковой Галины Игоревны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику - удовлетворить.
Признать за Плужниковой Галиной Игоревной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Плужниковой Галины Игоревны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 18.08.1980 г. по 04.10.1982 г. в должности секретаря ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ; с 01.03.1985 г. по 15.05.1985 года в должности учителя в средней школе №21.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Плужниковой Галине Игоревне досрочную трудовую пенсию по старости с 06.04.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы.
Председательствующий С.И. Якушева