Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2011 года г. Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.
при секретаре Бобылевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1854/11 по иску Королева Александра Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Королев А.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что работал в ОАО «Тулачермет» с 20.04.1981 г. по 31.10.1987 г., с 01.11.1987 г. по 30.09.1991 г.; с 01.10.1991 года по 28.09.1997 года и с 29.07.1997 г. по 02.09.2002 года в должностях электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики, слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории.
Работая в названных должностях, был постоянно и непосредственно занят в производственных лабораториях с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
Полагает, что в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях РФ» имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как проработал на работах, предусмотренным Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 и Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10.
Его льготный стаж составляет более 10 лет, поэтому 05.09.2011 года он подал заявление о досрочном назначении трудовой пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ, однако, решением комиссии в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Считает, что решение комиссии по назначению пенсии управления ПФ РФ нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение. Стаж работы во вредных условиях труда, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждается записями в трудовой книжке, льготно-уточняющей справкой о работе во вредных условиях труда, выданной ОАО «Тулачермет», карточкой учета индивидуальных доз облучения, полученных во время работ по обслуживанию радиационных приборов, находящихся на территории НПО «Тулачермет».
Раздел ХХ11 Списка №1 позиция 12201000 содержит перечень работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, которые могут производиться в предприятиях различных отраслей промышленности, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях и медицинских учреждениях, а не наименование производства. Позицией 12201000-17546 предусмотрены работники постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
Он работал в Центральной изотопной лаборатории, которая является структурным подразделением ОАО «Тулачермет» и постоянно выполнял работы, указанные в Списке №1.
Основанием отказа в досрочном назначении пенсии послужило то, что он не предоставил соответствующих документов о постоянной занятости с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, однако, он с данным выводом ответчика не согласен, считая его не основанным на законе.
На основании изложенного просил суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
с 20.04.1981 г. по 31.10.1987 г. в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории, в лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет;
с 01.11.1987 по 30.09.1991 года в должности слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»;
с 01.10.1991 г. по 28.09.1997 года в должности слесаря КИПиА в центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет»;
с 29.09.1997 г. по 02.09.2002 года – в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике в лаборатории радиометрического контроля и ремонта аналитической техники Центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет».
Обязать Управление пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Туле назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости на основании подп.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения права на пенсию, то есть, с 09.09.2011 года, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Королев А.Ю. и его представитель по ордеру адвокат Вознюк А.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили заявленные требования удовлетворить полном объеме.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, в обоснование своих возражений ссылалась на то, что решение комиссии, которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа, предусмотренного п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», законно и обоснованно.
Полагает, что условия работы в соответствии со Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Советом Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, Списком № 1 производств, работа, профессий должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, документально не подтверждены на основании актов документальных проверок ГУ-УПФ РФ в г.Туле обоснованности выдачи уточняющих справок работникам Центральной изотопной лаборатории, которым отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; а также заключения Департамента труда № 6/259 от 30.05.2003 года, письма Исполнительной дирекции ПФР № 25-22/10013 от 26.09.2006 года.
Кроме того, согласно п. 15 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», правом пользуются работники, занятые ремонтом и обслуживанием КИП и А, при условии выполнения работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
Разделом XXI Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике не предусмотрены.
Правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 5 раздела XXII Списка № 1 пользуются работники рентгеновских лабораторий, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках, в промышленности, а также их регулировкой и наладкой. Работники, занятые ремонтом и монтажом рентгеновского оборудования правом на досрочную трудовую пенсию в соответствии с вышеназванным разделом не пользуются. Согласно представленным документам, инженер 2 категории занятый регулировкой и наладкой рентгеновских установок Центральной заводской лаборатории занят на различный работах, например по ремонту рентгеновского оборудования, а не только на работах по наладке и регулировке, как это предусмотрено Списком
На основании изложенного просила отказать Королеву А.Ю. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ОАО «Тулачермет» в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Выслушав объяснения сторон, допросив специалиста и свидетеля, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ; вступивший в действие с 01.01.2002 г., допускает сохранение и конвертацию ране приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Королев А.Ю., 09 сентября 1961 года рождения, работал с 20.04.1981 г. по 31.10.1987 г. в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории, в лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет; с 01.11.1987 по 30.09.1991 года в должности слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 01.10.1991 г. по 28.09.1997 года в должности слесаря КИПиА в центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 29.09.1997 г. по 02.09.2002 года – в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике в лаборатории радиометрического контроля и ремонта аналитической техники Центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет» постоянно и непосредственно занятым в производственных лабораториях на рабочих местах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиотоксичности в лабораториях при одновременной обработке свыше 10 милликюри радия -226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте и на ремонте оборудования, то есть, более 10 лет.
05 сентября 2011 г. истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на пенсию от 14.09.2011 г. № 2608 в назначении такой пенсии Королеву А.Ю. было отказано ввиду отсутствия у него специального стажа на соответствующих видах работ, при этом вышеприведенные периоды его трудовой деятельности в центральной изотопной лаборатории НПО «Тулачермет» в указанных должностях в специальный стаж не были включены.
Между тем, с таковыми выводами ответчика согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старост назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных, работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначав уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один за каждый полный год такой работы».
В соответствии с пунктом 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 637 от 04.06.2004 г. «О порядке применения соложений Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» при определения права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших мест вступления в силу ФЗ № 173-ФЗ, может производиться по нормам действующего на 31.12-2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового с на указанную дату).
В подп. «а» п.1 «Работы, связанные с радиоактивными веществами» раздела 3 Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержден Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 г. ( с последующими изменениями и дополнениями) указаны рабочие занятые полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. В дополнении к Списку № 1 от 1956 г., утвержденному Постановлением Совета Министров ССО 12.02.1964 г. № 134-49 указаны работники постоянно и непосредственно занятые на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиоактивное лабораториях, оборудованных специальными боксами (камерами), при одновременной работе свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного во радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте.
Данный пункт включен в раздел IV «Работы в научно-исследовательских институтах, лабораториях, опытных производствах, конструкторских и опытно-конструкторских бюро» Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом термин «открытые» формы радиоактивных веществ - источник ионизирующего излучения, не значится.
Более того, наименование данного подпункта названного Списка № 1 указывает на «рабочих, занятых на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений», что свидетельствует о том, что законодатель приравнивает понятия занятости на работах с радиоактивными веществами и занятости на работах с источниками ионизирующих излучений. Аналогичные положения содержатся и в Списке №1, утвержденном 26.01.1991 года.
На основании позиции 12201000-1754б раздела XXII Списка № 1 производств работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжкими условиями труда, занятость в которых дает право на пенсии по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
При этом разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 содержат указания на то, что в тех случаях, когда в Списках предусмотрены не только наименования профессий или должностей, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием вредных веществ определенного класса опасности (в данном случае работники, занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ), то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда, следует руководствоваться Государственным стандартом системы стандартов безопасности труда, т.е. в данном случае при определении права на пенсию истца подлежат применению Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Указанные Нормы и Правила регламентируют труд работников, занятых на работах с радиоактивными веществами, поскольку указанная профессиональная деятельность связана со специфическим воздействием неблагоприятных факторов на организм человека в процессе исполнения трудовых обязанностей.
Пунктом 7 указанных разъяснений предусмотрено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках указаны эти производства и работы без перечисления наименований профессий и должностей работников.
П. 16 вышеуказанного разъяснения устанавливает, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством. действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п.1 указания Министерства соцзащиты населения РСФСР от 20.04.1992г. № 1-28-У при назначения работникам Пенсии на льготных условиях нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной, экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых ям предоставляются пенсионные льготы, то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы. При этом при выдаче администрацией такой справки, указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из трудовой книжки истца Королева А.Ю., распоряжений и приказов по ЦИЛ, 20.04.1981 года он был принят в центральную изотопную заводскую лабораторию электрослесарем по ремонту приборов теплотехнического контроля лаборатории радиометрического контроля ЦИЛ, где работал по 02.09.2002 года.
Таким образом, согласно записям трудовой книжке истец в спорный период постоянно был занят на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиотоксичности при одновременной обработке свыше 10 милликюри радия - 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте и на ремонте оборудования в Центральной изотопной лаборатории.
Данные сведения подтверждаются и личными карточками учета индивидуальных доз облучения, полученных во время работ по обслуживанию радиационных приборов, ОАО «Тулачермет» - Центральная изотопная лаборатория на Королева А.Ю., а также льготно-уточняющей справкой от 08.06.2011 г. № 2845, выданной ОАО «Тулачермет», в которой работодатель указывает истцу, что он работал на предприятии в цехах, предусмотренных Списком № 1, в период времени с 20.04.1981 года по 31.10.1987 г, с 01.11.1987 г. по 31.09.1991 г.- отвлечений на другие работы не имеется, а также Перечнем по Центральной изотопной лаборатории производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Из уточняющей справки работодателя видно, что Королев А.Ю. работал с 01.10.1991 г. по 28.09.1997 года в должности слесаря КИПиА в центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 29.09.1997 г. по 02.09.2002 года – в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматик в лаборатории радиометрического контроля и ремонта аналитической техники Центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет», имеются отвлечения от работы в количестве 2 дней, других отвлечений не имеется.
Приказом НПО «Тулачермет» № 445 от 06.08.1975 года в НПО «Тулачермет» на базе лаборатории контрольно-измерительных приборов и автоматики и радиометрической лаборатории создано единое структурное подразделение – Центральная лаборатория автоматики.
На основании приказа НПО «Тулачермет» № 797 от 22.09.1978 года во исполнение приказа Министерства черной металлургии СССР от 21.08.1978 года в НПО «Тулачермет» создана как самостоятельное структурное подразделение - Центральная изотопная лаборатория на базе радиометрической лаборатории.
В соответствии с Положением о Центральной изотопной лаборатории Научно-производственного объединения «Тулачермет» от 1979 года ЦИЛ выполняет следующие функции: ведет монтаж и наладку приборов и систем автоматического контроля и регулирования технологических процессов с применением новейших достижений радиоизотопной техники, проводит экспериментальные исследования и выполняет опытно-конструкторские работы по разработке, совершенствованию и модернизации методов и средств автоматического контроля и регулирования технологических процессов с применением радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, а также выполняет работы по исследованию технологических процессов с применением радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, а также выполняет работы по исследованию технологических процессов с применением радиоизотопных индикаторов; изготавливает опытные образцы радиоизотопных приборов и систем автоматического контроля и регулирования технологических процессов на основе радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений; проверяет качество сварных и литых конструкций неразрушающими методами контроля (гаммадефектоспопия, ультразвуковая, магнитная и рентгенодефектоскопия и др.) с выдачей заключений о степени годности; оказывает помощь предприятиям и организациям отрасли в поставке им радиоизотопной радиометрической и дозиметрической аппаратуры, средств радиационной защиты; обеспечивает надлежащее хранение и транспортировку радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, используемых ЦИЛ.
Согласно с Нормами радиационной безопасности (ОСП-72/87) хранение и проведение работ с источниками ионизирующих излучений разрешается только после оформления санитарного паспорта. Санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения оформляют местные органы Госсаннадзора на основании акта приемки новых учреждений или акта санитарного обследования действующих учреждений.
О фактическом выполнении истцом указанных работ, именно связанных с работой с источниками ионизирующих излучений, свидетельствуют также и справка ЦИЛ о том, что персонал ЦИЛ СП АК «Тулачермет» по 1992 года включительно проводил работы с открытыми радиоактивными веществами. В дальнейшем работы проводились с радиоактивными веществами в закрытом виде.
Выполнение указанных работ Королевым А.Ю. подтверждается также представленными суду журналами учета дозиметрического контроля период с 1979 г. по 1980 и с 1980 по 1986 г г.; приходно-расходным журналом радиоактивных веществ в хранилище; санитарными паспортами на право хранения и проведения в учреждениях работ с закрытыми источниками излучения с 1979 года по 1992 год; временным разрешением на проведение работ по обслуживанию оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества и изделия на их основе, хранение радионуклеидных источников, оборудования и приборов, содержащих радиоактивные вещества, условия действия временного разрешения.
Судом также проанализированы штатные расписания ЦИЛ за 1981-2002 гг., в которых значатся должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории, слесаря КИП и А лаборатории разработки и испытаний.
В Перечне профессий и должностей ЦИЛ, которым назначается пенсия на льготных основаниях, указаны должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, как работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
Как следует из показаний свидетеля ФИО11 работающего в ЦИЛ ОАО «Тулачермет» в спорный период с истцом, Королев А.Ю. работал в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории, условия его работы вредны для здоровья человека, поскольку по характеру своей деятельности он работал с источниками ионизирующих излучений. Данные источники заказывали в ЦИЛ, ЦЛА в зависимости от цели и использования радиоизотопов. Радиоизотоп приходил в лабораторию в защитном контейнере, потом делали зарядку этих контейнеров, осуществлял контроль процесса зарядки. При данном процессе всегда присутствовали дозиметрист, рабочий и мастер. Рабочий получал большую дозу, дозиметрист контролировал. Лица, которые работали с источниками ионизирующего излучения, были отнесены к категории «А». Согласно санитарным правилам, радиоактивное вещество- это вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды. Источник ионизирующего излучения - это радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать радионуклиды. Источники ионизирующего излучения бывают закрытыми и открытыми. Закрытые источники ионизирующего излучения - это устройства, которые препятствуют поступлении в окружающую среду радиоактивного вещества. Закрытый источник становится открытым когда происходит авария. В Списке №1 содержатся указание на радиоактивные вещества без разделения их на открытые и закрытые. В паспорте приборов указано, что работать с ним могут рабочие, относящиеся к категории «А». Таким работникам как Королев А.Ю. выдавалась спецодежда, (специальные клещи, пластиковые халаты, рукавицы, берет), талоны на спецпитание, полагался дополнительный отпуск.
Специалист ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» ФИО12 пояснила суду, что «Тулачермет» использует радиоактивные источники, данная лаборатория контролируется Центром гигиены и эпидемиологии в Тульской области. Раньше выдавался санитарный паспорт, сейчас выдается заключение и лицензия на право использования ионизирующих источников изучения. Все сотрудники ЦИЛ относились к категории «А», как лица, работающие с техногенными источниками излучения, они непосредственно держат изотоп в руках. К категории «А» относятся слесари, инженеры, дозиметристы, все кто непосредственно связан с источниками. Интенсивность излучения зависит от того, что излучается и из какого источника. У каждого сотрудника есть свой дозиметр, они его регистрируют, расписываются в журнале, это говорит о работе с вредными условиями труда. Если дозиметр показывает, что человек получил большую дозу облучения, его отстраняют от работы. Закрытый источник – это источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан, а открытый – это источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду. Техногенный источник- это источник ионизирующего излучения специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности. В настоящее время и ранее действовал Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Санитарные правила СП 2.6.1.799-9" «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ -99), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 г. Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.1999 г. в утверждении Минюста РФ не нуждаются. В п.7 НРБ-99 раздела «Термины и определения» дано понятие «радиоактивного вещества», которое представляет собой вещество в любом агрегатном состоянии содержащее радионуклиды с активностью, на которые Норм и Правил. П.28 НРБ-99 предусматривает понятие «источник излучения природный» - источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие настоящих Норм и Правил. П.32 НРБ-99 термин «категория объекта радиационного» определяется как характеристика объекта по степени потенциальной опасности объекта для населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии. Понятие «место рабочее» дано в п.3б НРБ-99 - это место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно. Также НРБ-99 в п.37 предусмотрено понятие «мощность дозы», это доза излучения за единицу временя (секунду, минуту, час). П.39 предусматривает понятие «облучения», которое представляет собой воздействие на человека ионизирующего излучения. Термин «облучение аварийное» расшифровывается в п.40 НРБ-99, это облучение в результате радиационной аварии. ОАО «Тулачермет» является предприятием, которое в работе использует радиоактивные источники. П.55 НРБ-99 дает понятие «персоналу» - это лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б). В данном случае Гайдуков А.Е. относился к персоналу категория «группы А». Это также подтверждается содержанием раздела № 3 НРБ-99. Журналы учета радиоактивных веществ, приборов, аппаратов и установок, укомплектованных радиоактивными источниками свидетельствуют о том, что истец работал во вредных условиях труда. П.60 НРБ-99 предусматривает понятие «работа с источником ионизирующего излучения» - это все виды обращения с источником излучения на рабочем месте, включая радиационный контроль. Термин «работа с радиоактивными веществами» определяется в п.61 НРБ-99 как все виды обращения с радиоактивными веществами на рабочем месте, включая радиационный контроль. Изотопы, с которыми работал истец в соответствии с ОСП и НРБ являются радиоактивными. Соблюдение ОСП и НРБ является обязательным при работе с радиоактивными веществами. При своей работе итсец имел дозу облучения. Непосредственная 80% занятость в течение рабочего дня, в обычном понятии, с открытыми или закрытыми радиоактивными веществами активностью свыше 10 милликюри радия 226 согласно требованиям ОСП и НРБ и сходя из специфики труда истца недопустима. Постоянная занятость с радиоактивными веществами не должна превышать 2 часов либо с перерывами в течение дня. На предприятиях, где имеются такие источники, разработаны правила работы, основанные на требованиях стандартов, которыми предусмотрен уровень дозы облучения, превышение которого является недопустимым и противоправным. Превышение дозы облучения возможно лишь, в определенных случаях. Работа в лаборатории производится в хлопчатобумажной одежде. Основной защитой от неблагоприятного воздействия ионизирующих источников на организм человека является время работы с таким источником и расстояние от источника излучения. Различий между работой с открытым радиоактивным веществом и работой с закрытым радиоактивным веществом не имеется. В обоих случаях имеется вредность работы, существенных различий по степени вредности на организм человека нет.
Показания указанного свидетеля и специалиста подтверждает также карточки учета индивидуальных доз облучения, расчет которых произведен исходя из требований наличия источника ионизирующего излучения на рабочем месте активностью свыше 10 мКи.
В соответствии с требованием Разъяснения Минтруда № 5 от 22.05.1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» при занятости работы с радиоактивными источниками 10 мКи пределы дозы при работе с такими источниками будут превышены над допустимыми в несколько раз, что является недопустимым.
Давая оценку указанным доказательствам с позиции положений ст. 67 ГПК РФ, а также с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, суд считает установленным вышеприведенными доказательствами осуществление истцом Королевым А.Ю. работы в особых условиях постоянной занятости в производственных лабораториях с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях, в связи с чем, спорные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно льготно-уточняющей справки, выданной ОАО «Тулачермет», специальный стаж истца (отвлечений на другие работы не имеется) в период с 20.04.1981 года по 31.09.1991 года составляет более 10 лет.
Поскольку из подсчета признанных судом подлежащими включению в специальных стаж истца периодов его работы в особых условиях труда следует, что специальный стаж истца составляет более требуемых 10 лет ко дню возникновения права на пенсию - 09.09.2011 г., то трудовая пенсия Королеву А.Ю. должна быть назначена со дня достижения 50-и лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Королева Александра Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Королева Александра Юрьевича, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды его работы:
с 20.04.1981 г. по 31.10.1987 г. в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории, в лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет;
с 01.11.1987 по 30.09.1991 года в должности слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики лаборатории радиометрического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»;
с 01.10.1991 г. по 28.09.1997 года в должности слесаря КИПиА в центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет»;
с 29.09.1997 г. по 02.09.2002 года – в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике в лаборатории радиометрического контроля и ремонта аналитической техники Центральной заводской лаборатории в ОАО «Тулачермет».
Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Королеву А.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 09 сентября 2011 года, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.
Председательствующий /подпись/