Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1901/2011 по иску Зябревой Аллы Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Зябрева А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 26 января 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 14.04.2010 года № 812 в назначении пенсии ей было отказано в соответствии с пп. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В зачет специального стажа не были приняты периоды ее работы с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года, с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в ООО <данные изъяты> так как положение п.п.20 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения с единственной организационно-правовой формой - учреждение.
Считает, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку она осуществляла в данный период медицинскую деятельность.
На основании изложенного, просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж периоды ее работы с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года (с учетом отвлечений 08.12.2009 года), с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в ООО <данные изъяты>», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть, с 26.01.2011 года.
В судебном заседании истица Зябрева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж периоды ее работы с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года (с учетом отвлечений 08.12.2009 года), с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в ООО <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть, с 26.01.2011 года.
Представитель истицы по доверенности ФИО15 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, указав на то, что истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от того, является ли учреждение, в котором Зябрева А.В осуществляла лечебную деятельность, государственным (муниципальным) или не является таковым.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования Зябревой А.В. не признала, указав на то, что истице правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент ее обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле она не имела специального 30-летнего медицинского стажа. Периоды работы истицы с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года, с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж, так как положение п.п.20 п.1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения с организационно-правовой формой - учреждение. Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г., предусмотрено право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу ч. 3 той же статьи, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, утвердившее списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Из материалов дела следует, что 26 января 2011 года Зябрева А.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею медицинской деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле от 14 апреля 2011 г. № 812 в назначении истице досрочной пенсии было отказано в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ ввиду отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, при этом не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы: с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года, с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в стоматологическом отделении ООО «<данные изъяты>», поскольку положение пп.20 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения, законодателем определена единственная организационно-правовая форма-учреждение. Наименование организации ООО <данные изъяты> не предусмотрено Списком от 29.10.2002 года № 781 и из представленных документов усматривается, что ООО <данные изъяты> состоит из одного структурного подразделения (стоматологического отделения), которое не поименовано в числе структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил.
Между тем, истицей заявлено требование о включении в ее специальный стаж периода работы с 14.03.2007 года по 25.08.2010 года, с 29.09.2010 года по 26.01.2011 года в должности медицинской сестры в стоматологическом отделении ООО <данные изъяты>
Так, в целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 1 Списка занимаемая Зябревой А.В. в оспариваемые периоды времени должность медицинской сестры поименована в перечне должностей, однако в разделе наименования учреждений – ООО <данные изъяты> одним из видов деятельности которых, согласно Уставу, является оказание стоматологической, лечебной и профилактической оздоровительной помощи населения, не указано.
Отсутствует данный вид учреждения и в Списке № 464 от 06.09.1991г.
Из анализа Уставов ООО <данные изъяты> утвержденных в спорный период времени, усматривается, что учредителями общества являются ФИО9 а не государство в лице Министерства здравоохранения РФ.
Целями деятельности общества являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли. Кроме оказания стоматологической помощи, общество осуществляет такие виды деятельности как - организация и проведение выставок-продаж, ярмарок, торгов как в РФ, так и за ее пределами; оказание туристических услуг; организация и осуществление оптовой, розничной и комиссионной торговли, и т.п.
Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Государство не несет ответственности по обязательствам общества, а общество не отвечает по обязательствам государства, его органов и других организаций и предприятий.
Уставной капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала составляет 8400 рублей, уставной капитал разделен на доли следующим образом: ФИО1050% уставного капитала, ФИО11 -50% уставного капитала.
Таким образом, судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью ФИО12 не является учреждением здравоохранения и, по существу, истицей заявлены требования об установлении тождественности ООО ФИО13 к любому из указанных в перечне учреждений здравоохранения.
Вместе с тем, Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» введена новация по установлению тождественности профессиональной деятельности, протекавшей в организациях, созданных в различных организационно-правовых формах.
Данная новация закреплена в подпункте «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ, согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321, указанным Министерством принимаются акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Следовательно, в целях реализации подп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ следует применять порядок, установленный п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, что в практическом плане означает, что работодатель вправе обратиться в зависимости от ведомственной подчиненности в орган исполнительной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями в сфере образования, здравоохранения или культуры, который готовит документы (приказы, положения, уставы и другие), подтверждающие тождественность должностей, профессий и организаций (структурных подразделений) для представления в соответствующее отраслевой министерство, выступающее субъектом инициативы по установлению тождества. Министерство здравоохранения и социального развития РФ после оценки представленных документов с оценкой рода профессиональной деятельности и тех обстоятельств, может быть ли, она отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с тем, что сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, издает приказ об установлении соответствующего тождества.
Доказательств соблюдения указанного порядка суду не представлено.
Свои требования о включении спорных периодов в специальный стаж истица основывает на том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж на основании правой позиции Конституционного суда Суд РФ, изложенной в Постановлении №11-П от 03.06.2004 года.
Однако, данная позиция является ошибочной, поскольку, как следует из названного Постановления Конституционного Суда РФ, должны быть сохранены и реализованы пенсионные права уже приобретенные до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ.
Поскольку истица просит о включении в специальный стаж периодов работы, осуществляемых ею после вступления в силу указанного Закона, а также после утверждения Списка от 29.10.2002 года, то право на досрочное назначение пенсии с учетом спорных периодов ее работы следует определять в соответствии со Списком, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.
К тому же, установлено, что ООО «ФИО14 не является учреждением здравоохранения.
Судом также установлено, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, истица без учета спорных периодов не имеет необходимого 30-летнего стажа лечебной деятельности, в этой связи выводы УПФ РФ в г. Туле о не включении в стаж периодов работы Зябревой А.В. в должности медицинской сестры в ООО <данные изъяты>» и назначении пенсии с 26.01.2011 года являются обоснованными и законными.
Таким образом, заявленные истицей требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Зябревой Аллы Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья