Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2011 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2027/11 по иску Новомосковского городского прокурора Тульской области, действующего в интересах Тимошина Дмитрия Ивановича, к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Новомосковский городской прокурор Тульской области, действующий в интересах Тимошина Д.И., обратился в суд с иском к комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав на то, что Тимошин Д.И. остался без попечения родителей, а именно: 04.08.1997 года умерла его мать Тимошина В.А., а 22.11.2000 года лишен родительских прав в отношении него отец Тимошин И.А.
Постановлением главы администрации города Новомосковска Тульской области от 10 октября 1997 года № 2270 Тимошин Д.И.- как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был направлен в коррекционную школу – интернат № 2 на полное государственное обеспечение, при этом, за ним было закреплено жилое помещение – комната в общежитии по адресу: г. Новомосковск, ул. Ударная, д.4, комната 25, где он ранее проживал с родителями, при этом, данное помещение в настоящее время отнесено к числу специализированного жилищного фонда. 26 июня 2009 года Тимошин Д.И. закончил обучение в ГОУ ТО «Новомосковский строительный техникум».
При таких обстоятельствах, Тимошин Д.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией города Новомосковска Тульской области принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма, а комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных пениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
На основании изложенного, просил суд обязать Комитет по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Тимошину Д.И. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в черте муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, в виде отдельной квартиры общей площадью, приходящейся на одного человека, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Истец Новомосковский городской прокурор Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в его отсутствие, просил удовлетворить заявленные требования.
Тимошин Д.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить, обязав ответчика предоставить ему вне очереди отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в черте муниципального образования г. Новомосковск Тульской области.
Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности по доверенности ФИО8 не признал заявленные требования в части обязания предоставления жилья Тимошину Д.И. вне очереди, указав на то, по законодательству Российской Федерации Комитет обязан обеспечить истца вне очереди жилым помещением жилищного фонда социального использования Тульской области по договору социального найма, однако обеспечение Тимошина Д.И. жилым помещением вне очереди считает нецелесообразным, так как согласно списку перед ним в списке состоят лица из той же категории, что и истец и имеют такие же права на обеспечение их вне очереди жилой площадью по договору социального найма, тем более у него имеется для проживания общежитие. В случае предоставления Тимошину Д.И. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, будут нарушены права других очередников состоящих в списке на обеспечение их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Представитель третьего лица - администрации МО город Новомосковск Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения Тимошина Д.И., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Как следует из материалов дела и установлено судом, мать Тимошина Д.И. – Тимошина В.А. умерла 04.08.1997 года.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 22 ноября 2000 года Тимошин И.А. лишен родительских прав в отношении сына Тимошина Д.И..
Таким образом, Тимошин Д.И., родившийся 22 марта 1988 года, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации города Новомосковска Тульской области от 10 октября 1997 года № 2270 Тимошин Д.И.- как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был направлен в коррекционную школу – интернат № 2 на полное государственное обеспечение, где обучался до 2005 года.
Постановлением главы администрации города Новомосковск от 08.10.1997 года № 2242 за Тимошиным Д.И. было закреплено жилое помещение – комната в общежитии по адресу: г. Новомосковск, ул. Ударная, д.4, комната 25, которое отнесено к числу специализированного жилищного фонда постановлением главы администрации г. Новомосковска от 04 марта 2008 года № 23.
Жилой площадью Тимошин Д.И. не обеспечен, постановлением главы муниципального образования город Новомосковск Тульской области от 21.10.2010 № 2553 Тимошин Д.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставленного по договору социального найма.
Тимошин Д.И. не имеет жилого помещения, в которое мог бы вселиться после окончания образовательного учреждения - ГОУ ТО «Новомосковский строительный техникум», обучение в котором закончил 26.06.2009 года, то есть, закончилось его пребывание в учреждении профессионального образования и возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
С 2010 года Тимошин Д.И. комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных пениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, а на сегодняшний момент его номер по Списку – 127.
Таким образом, Тимошин Д.И. до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом субъекта РФ не обеспечена.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего:
Так, согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеуказанного закона раскрывается понятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением администрации Тульской области от 30.10.2002 года № 718 утвержден Порядок выделения средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с которым жилая площадь предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно утвержденному Порядку - средства, предусматриваемые ежегодно в бюджете Тульской области для предоставления жилых помещений, являются целевыми. Средства направляются органу местного самоуправления, на территории которого зарегистрировано лицо, нуждающееся в получении жилой площади.
Решение о выделении денежных средств для предоставления жилой площади принимается комиссией по выделению средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сновании заявления лица, имеющего право на ее получение. К заявлению прилагается ряд документов, датой подачи заявления считается дата предоставления документов, необходимых для принятия решения о выделении средств. Приобретаемая жилая площадь в виде отдельного изолированного жилого помещения предоставляется гражданам по социальным нормам. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Финансовое управление администрации области на основании решения Комиссии осуществляет выделение средств в пределах объемов, предусмотренных в бюджете области на приобретение жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем перечисления указанной в решении суммы органу местного самоуправления.
Такой порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Тульской области действовал с 30.10.2002 года.
Постановлением администрации Тульской области от 04 марта 2009 года №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Жилые помещения по договорам социального найма, категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, предоставляются в соответствии с Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», в котором определены не только категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, но и установлен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений и порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
Проанализировав положения вышеуказанного материального закона и установленные судом обстоятельства, дающие Тимошину Д.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения, а именно: статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что Тимошин Д.И. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Принимая во внимание, что Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству имеет возможность предоставить Тимошину Д.И. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Давая оценку доводу ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением вне очереди является нецелесообразным и ущемит права других очередников, состоящих в списке не обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма, суд признает его несостоятельным, противоречащим положениям нижеприведенного материального закона, а именно:
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев, то есть, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что Тимошин Д.И. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, окончилось его пребывание в образовательном учреждении, поэтому у него возникло право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения именно во внеочередном порядке и, поэтому как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он был поставлен в льготную очередь на получение жилья, однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Кроме того, постановка Тимошина Д.И. в льготную очередь не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Новомосковского городского прокурора Тульской области, действующего в интересах Тимошина Дмитрия Ивановича к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Тимошину Дмитрию Ивановичу во внеочередном порядке отдельное изолированное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «город Новомосковск Тульской области».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд города Тулы в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий