Решение от 13.12.2011 года по делу №2-1979/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 г.                                                                                г.Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантюшенко Ирины Валентиновны к открытому акционерному обществу «Центральное конструкторское бюро», администрации г. Тулы, федеральному агентству по управлению государственным имуществом Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации,

установил:

Пантюшенко И.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Центральное конструкторское бюро», администрации г. Тулы, федеральному агентству по управлению государственным имуществом Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилые комнаты в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований сослалась на то, что в июне 1986 года ее муж после окончания института по распределению был направлен на работу в Центральное конструкторское бюро аппаратостроения, а 10.06.1986 года им на состав семьи из 2-х человек была предоставлена комната в общежитии по адресу <адрес>, а декабре 1995 года жилищные условия были улучшены, поскольку были выделены 2 комнаты <адрес> в которых они проживают и зарегистрированы до настоящего времени с семьей, в состав которой входят муж - Пантюшенко В.Б. и сын - Пантюшенко А.В.

         22.09.1993 году ГП «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», в хозяйственном ведении которого находилось общежитие по адресу <адрес> было преобразовано в открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», при этом здание общежития вошло в план приватизации и соответственно включено в уставный капитал образованного акционерного общества.

        Между тем, здание общежития по адресу <адрес> возведено на денежные средства, принадлежащие государству. Согласно техническому паспорту общежития комнаты N располагаются на восьмом этаже здания по адресу: Тула<адрес> она постоянно проживает в указанных комнатах с мужем Пантюшенко В.Б. и сыном Пантюшенко А.В., которые в установленном порядке отказались от участия в приватизации.

         9 марта 2010 года она и проживающие в других комнатах общежития граждане обратились с заявлением к генеральному директору ОАО ЦКБА о приватизации занимаемых комнат, но до настоящего времени письменного ответа от администрации не получено, однако в устном порядке неоднократно доводилась позиция руководства ОАО ЦКБА о невозможности приватизировать занимаемые комнаты, так как общежития не подлежат приватизации.

        Считает, что при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» жилой дом по адресу <адрес> (общежитие) не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости в силу действующего законодательства в области приватизации жилого фонда. Ни она, ни другие члены ее семьи в трудовых отношениях с ОАО ЦКБА не состоят, занимаемые ими жилые комнаты не подходят под определение специализированного общежития: мебелью не укомплектованы, проживающие лица в комнатах самостоятельно производят текущий и капитальный ремонт, при этом, значительная часть помещений администрацией ОАО ЦКБА сдается в аренду коммерческим структурам.

         На основании изложенного, просила суд признать за ней право на бесплатную передачу в собственность занимаемых жилых помещений: комнаты № , расположенных на 8 этаже по адресу: <адрес>

В судебное заседание истец Пантюшенко И.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть иск в ее отсутствие.

    Представитель истца по ордеру адвокат ФИО10 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

    Представитель ответчика ОАО «Центральное конструкторское бюро» по доверенности ФИО11 заявленные требования не признала, указав на то, что комнаты, на которые истец просит признать право собственности в порядке приватизации имеют статус общежития, решения об изменении статуса общежития путем передачи в муниципальное образовании не имеется, оно находится на балансе ОАО «Центральное конструкторское бюро» и фактически является его собственностью. Решением Роскомимущества России было разрешено включать в уставные фонды акционерных обществ общежития, на основании чего оно включено в план приватизации предприятия.

Просила в иске отказать в полном объеме.

Представители ответчиков администрации г. Тулы, федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Третье лицо Пантюшенко В.Б. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления Пантюшенко И.В.

Третье лицо Пантюшенко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть иск в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса    унитарного    предприятия    жилищного    фонда    и    объектов    его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Между тем, судом установлено, что до настоящего времени приватизация жилого дома, в котором находятся спорные жилые помещения, ответчиком не завершена, правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» суду не представило.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества муниципального предприятия в настоящее время не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 1995 году семье Пантюшенко были предоставлены 2 комнаты в общежитии по адресу <адрес> в которых они проживают и зарегистрированы до настоящего с семьей, в состав которой входят муж - Пантюшенко В.Б. и сын - Пантюшенко А.В.

Согласно выписки из домовой книги в спорных жилых помещениях на регистрационном учете состоят: Пантюшенко В.Б., Пантюшенко И.В., Пантюшенко А.В..

Решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся № Зт49-28 от 30.12.1973 года утвержден акт Госкомиссии от 30.12.1973 года о приемке в эксплуатацию общежития <адрес> для УКСа Горисполкома.

Здание общежития Тульского технического техникума имени С.И.Мосина по приказу № 372 от 10.11.1982 года и акту № 1 от 17.11.1982 года было передано Центральному конструкторскому бюро аппаратостроения.

Из письма Генерального директора ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» от 17.05.2011 года следует, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, находится на балансе ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» с 1982 года. Данное здание внесено в уставной капитал общества, которое в настоящее время осуществляет приватизацию указанного объекта недвижимого имущества.

Согласно Уставу ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» общество создано путем преобразования государственного предприятия «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» в соответствии с Указом Президента РФ от 01 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и является его правопреемником. Общество зарегистрировано решением № 18/31 от 22.09.1993 года.

Из ордеров ЦКБА следует, что Пантюшенко В.Б. предоставлены комнаты №

Семья Пантюшенко за годы проживания в общежитии переселилась из представленных первоначально комнат № и в настоящее время фактически занимают изолированные комнаты под № на 8 этаже, на поэтажном плане, имеющемся в инвентарном еле номера жилых комнат указаны - как № соответственно и их площадь равна 11,0 и 10,8 кв.м. соответственно.

Истица постоянно проживает и зарегистрирована в указанных комнатах с мужем Пантюшенко В.Б. и сыном Пантюшенко А.В., несут расходы по содержанию жилых помещений.

В материалах дела имеется копия заявления генеральному директору ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» о передаче в собственность занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> от жильцов общежития ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», в том числе Пантюшенко В.Б., однако, ответа на указанное обращение не получено. В то время законных оснований к отказу истцу в приватизации занимаемых ею и ее семьей жилых помещений со стороны ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» не имеется.

Пантюшенко И.В. и другие члены ее семьи в трудовых отношениях с ОАО ЦКБА не состоят, занимаемые ими жилые комнаты не являются общежитиями специализированного типа: мебелью не укомплектованы, проживающие в комнатах самостоятельно производят текущий ремонт.

Статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Статьей 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 4 июля 1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В суд истица представила нотариально заверенные отказы от приватизации Пантюшенко В.Б. и Пантюшенко А.В., из которых усматривается, что они отказываются от права на приватизацию комнат в общежитии и дают согласие на приватизацию жилых помещений без их участия. Доказательств, свидетельствующих о наличии иных членов семьи, имеющих право на приватизацию данных помещений, в материалах дела не имеется.

Основываясь на совокупности приведенных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которыми достоверно подтверждены факты пользования истцом спорными жилыми помещениями, суд считает, что к этим жилым помещениям должен быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Так, в статье 94 ЖК РФ дано понятие общежития – это совокупность жилых помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

С аналогичным целевым назначением использовались общежития и в период действия ЖК РСФСР.

Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328, и действовавшим на момент предоставления истцам комнат, был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитии по ордерам, выдаваемым администрацией предприятия, учреждении на основании совместного с профсоюзным комитетом решения.

Вместе с тем, комнаты, являющиеся предметом спора были предоставлены Пантюшенко, хотя истица и члены ее семьи не состояли в трудовых отношениях с ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» и используется семьей Пантюшенко как индивидуальное жилое помещение со всеми удобствами, с собственной мебелью и другим инвентарем, место проживания в указанном жилом помещении для них является постоянным и не связано с периодом работы, службы или обучения.

Достоверных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что названные комнаты были предоставлены истцам для временного проживания в качестве общежития и в порядке, установленном упомянутым выше Примерным положением об общежитиях, ответчиками суду не представлено.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.

В связи с изложенным и исходя из смысла позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 3 июля 2007 года № 425-О-О, само по себе формальное сохранение ответчиком статуса общежития жилых помещений, расположенных в доме №<адрес> включая и спорные комнаты, используемые семьей истца по договору социального найма, не может влиять на жилищные права Пантюшенко И.В. и ее семьи, вселившихся в названные жилые комнаты, предоставленные им в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 232-236 ГПК РФ, суд

                           р е ш и л:

исковые требования Пантюшенко Ирины Валентиновны к открытому акционерному обществу «Центральное конструкторское бюро», администрации г. Тулы, федеральному агентству по управлению государственным имуществом Тульской области о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации на комнаты № в доме <адрес> за Пантюшенко Ириной Валентиновной.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г. Тулы.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья