Решение от 09.12.2011 г. по делу № 2-1774/11



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

9 декабря 2011 года

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.,

при секретаре Франк М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1774/11 по заявлению Волкова Вадима Васильевича    к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принятия решения,

у с т а н о в и л :

      Волков В.В. обратился в суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принятия решения. В обоснование своих требований Волков В.В. указал на то, что ему на праве собственности принадлежит здание - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 19 кв.м., кадастровый (или условный) номер: , по адресу: <адрес>, участок . Вышеназванный объект недвижимости расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, участок (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 метрах от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>), кадастровый номер: , общей площадью 1055кв.м., категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома. Указанный земельный участок принадлежит ему на праве аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Управы города Тулы и заявителем. В соответствии с п.5 ст.36 Земельного Кодекса РФ 06.07.2011 года он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выкупе вышеназванного земельного участка. В нарушение п.5 ст.36 Земельного Кодекса РФ Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области не приняло решение о продаже вышеназванного земельного участка и не выслал заявителю проект договора купли-продажи, а письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в продаже испрашиваемого земельного участка, по причине того, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке не соответствует виду разрешенного использования участка, а также по причине того, что состав представленных документов не соответствует составу документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определенный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 №370. Считает что выводы, содержащиеся в указанном письме, являются незаконными и необоснованными. Просил суд признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившиеся в отказе в продаже Волкову Вадиму Васильевичу земельного участка категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенного адресу: <адрес>, участок № (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за предела участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 метрах от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>), кадастровый номер: , общей площадью - 1055кв.м. Просил суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области принять решение о предоставлении за плату в собственность Волкову В.В. земельный участок категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенного: адресу: <адрес>, участок (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 метрах от ориентира: по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>), кадастровый номер: , общей площадью 1055 кв.м.

       Определением Советского районного суда г.Тулы от 26 октября 2011 года произведена замена ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

       В судебное заседание Волков В.В. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

       Представитель Волкова В.В. по доверенности Рябчинский С.С. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Указал на то, что ст.36 Земельного Кодекса РФ не связывает возможность выкупа земельного участка с достижением цели его предоставления, поскольку использовать земельный участок и после его выкупа можно будет только в соответствии с его целевым использованием. Также в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области заявителем были предоставлены с заявлением и все необходимые документы для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с составом документов, определенным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 № 370, что подтверждается приложением к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области нарушено право Волкова В.В. на приватизацию земельного участка в соответствие ст.36 Земельного Кодекса РФ.

      Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Кузнецова И.В. возражала против удовлетворения требований Волкова В.В. Пояснила, что в соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. В соответствии с п.6 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. В Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 г. № 93, в строке «основные виды»: - указываются основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки. Таким образом, при строительстве гаража на спорном земельном участке с видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома были нарушены требования Градостроительного Кодекса РФ. В документах, представленных заявителем, а именно в выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, указан вид разрешенного использования земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома. Кроме того, представленные документы не свидетельствуют о капитальности произведенного строительства. Предоставление указанного земельного участка в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ не представляется возможным в связи с тем, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Соответственно земельный участок с завершенным объектом строительства - гаражом не может иметь разрешенный вид использования «для строительства индивидуального жилого дома», иначе будет нарушена статья 42 Земельного кодекса РФ. Кроме того, указала на то, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании уведомления об отказе от договора аренды (исх. от ДД.ММ.ГГГГ)

Представитель Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра, картографии по доверенности Ирбеткина Ю.Е. не возражала против удовлетворения требований Волкова В.В., поскольку на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушения земельного законодательства заявителем были устранены.

            Суд, выслушав объяснение участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.

            Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы.

             К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

              Согласно ст.36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

         Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Управы города Тулы и Волковым В.В. был заключен договор аренды земельного участка, расположенного: адресу: <адрес>, участок (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 метрах от ориентира: по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>), кадастровый номер: , общей площадью 1055 кв.м., сроком на 5 лет.

     В кадастровом паспорте земельного участка (кадастровый ), в графе «разрешенное использование» указано: для строительства индивидуального жилого дома.

Строительство жилого дома на земельном участке, расположено по адресу: <адрес>, участок (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 60 метрах от ориентира: по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>) до настоящего времени не начато, что подтверждается актом обследования , проведенного ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.

     Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области было вынесено предписание в адрес Волкова В.В., которым обязало арендатора устранить допущенное нарушение – начать использование вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ либо расторгнуть договор земельного участка.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на основании ст.36 Земельного Кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений по Тульской области направил заявителю ответ , в котором указал на то, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке не соответствует виду разрешенного использования участка. Кроме того, состав представленных документов не соответствует составу документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определенный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 №370, а именно, отсутствует паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. В связи с чем, решение о предоставлении в собственность земельного участка не было принято.

    ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области в адрес Волкова В.В. было направлено уведомление об отказе от договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в связи с использованием арендатором участка не в соответствии с его разрешенным использованием.

Постановлением Правительства Тульской области от 28 сентября 2011 г. № 6 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области» установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

     В силу ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Пунктом 9 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ определено понятие градостроительного регламента, как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков.

     Согласно п.3 ст.85 Земельного Кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

          Учитывая, что в силу ст. 36 Земельного Кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, Министерством имущественных и земельных отношений по Тульской области было обоснованно разъяснено и указано Волкову В.В., что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке не соответствует виду разрешенного использования участка.

В данном случае, статья 36 Земельного Кодекса РФ не может быть применена в отношении указанного земельного участка (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, участок , поскольку строительство жилого дома Волковым В.В. не начато.

    Земельный Кодекс РФ (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) определяет правовой режим земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

     Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Части 2 и 3 этой статьи предусматривают установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» для выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.

Из пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости следует, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

    Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок на момент предоставления Волкову В.В. находился в зоне застройки ОЖ-2.

    В соответствии со ст. 34.1. «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула», утвержденных Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406 данная зона является зоной застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, предназначена для застройки средней плотности многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с Правилами основные виды разрешенного использования Основные виды разрешенного использования указанной зоны : многоквартирные жилые дома в 2 - 6 этажей; блокированные жилые дома в 2 - 4 этажа; отдельно стоящие индивидуальные жилые дома в 1 - 3 эт. с приквартирными участками; блокированные жилые дома 1 - 3 эт. с приквартирными участками; детские дошкольные образовательные учреждения и т. п.

Вспомогательными видами разрешенного использования является строительство боксовых гаражей на приквартирном участке на 1 - 2 легковых автомобиля; встроенный в жилой дом гараж на 1 - 2 легковых автомобиля и т.п..

Доводы заявителя о том, что достаточным основанием для предоставления в собственность земельного участка с разрешенным использованием «для строительства индивидуального жилого дома», является использование земельного участка путем строительства гаража, суд находит несостоятельными ввиду вышеперечисленных правовых норм, а также с учетом того, что указанное строительство является вспомогательным видом разрешенного использования данного земельного участка.

     Ссылка представителя заявителя на акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Отделом государственного земельного контроля Управления Росреестра по Тульской области, в котором установлено, что нарушение земельного законодательства со стороны арендатора Волкова В.В., выразившееся в неиспользовании земельного участка с К:30:020302:0113, площадью 1055 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (участок ), предоставленного для индивидуального жилищного строительства, устранено, не является основанием для удовлетворения требований Волкова В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений, поскольку доказательств того, что земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами, суду не представлено.

     Таким образом, Волковым В.В. в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области ДД.ММ.ГГГГ были переданы документы, в которых имелись несоответствия, без устранения которых не представлялось возможным принять решение о предоставлении ему земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством.

              При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Волкова В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, не имеется, поскольку при рассмотрении заявления Волкова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области действовало в соответствии с законом, в пределах полномочий.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                    р е ш и л :

             в удовлетворении требований Волкова Вадима Васильевича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий подпись Э.Л. Исаковская

    Копия верна Судья