Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года г. Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2071/11 по иску Сентюриной Веры Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Сентюрина В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что 14.10.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.
Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж период ее работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. - в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2 – детском центре Пролетарского района г.Тулы, поскольку не предусмотрено Списками от 22.09.1999 г. № 1066, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 и наименование учреждения «детская инфекционная больница-детский центр».
С выводами ответчика она не согласна, считает, что в указанный период работы она выполняла лечебную деятельность по охране здоровья населения, а потому просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. - в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2 – детском центре Пролетарского района г.Тулы, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 14.10.2011года.
В судебное заседание истец Сентюрина В.Н. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Сентюриной В.Н. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. При этом, сослалась на то, что истице обоснованно не был включен в специальный стаж вышеуказанный период, поскольку не предусмотрено Списками от 22.09.1999 г. № 1066, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 и наименование учреждения «детская инфекционная больница-детский центр».
На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.3 ст.28 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Указанный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При этом Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что истица с 01.08.1980 г. по дату обращения к ответчику с заявлением на досрочную трудовую пенсию по старости – 14.10.2011 г., работала в должности медсестры и эта работа была зачтена ответчиком в специальный стаж, кроме спорного периода.
14.10.2011 г. Сентюрина В.Н. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле №3047 от 14.10.011 г. период работы истицы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. - в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2 – детском центре Пролетарского района г.Тулы не был включен в ее специальный стаж со ссылкой на следующее: не предусмотрено Списками от 22.09.1999 г. № 1066, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 и наименование учреждения «детская инфекционная больница-детский центр».
Между тем, с выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя.
Давая оценку заявленным истицей требованиям о включении в ее специальный стаж периода работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. - в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2 – детском центре Пролетарского района г.Тулы суд исходит из следующего.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в наименовании должностей среднего медицинского персонала указана должность «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», а также «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации».
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусмотрено наименование учреждения «Больницы», а также «Специализированные больницы», куда входит «Детская инфекционная (больница)».
Факт работы истца в спорный период в должности старшей медицинской сестры восстановительного отделения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2 – детском центре Пролетарского района г.Тулы подтверждается льготно-уточняющей справкой от 14.10.2011 г., выданной МУЗ «Детская инфекционная больница №2 г.Тулы». В данной должности истица работает по настоящее время.
Штатными расписаниями Муниципальной детской инфекционной больницы №2 –Детский центр Пролетарского района г.Тулы за спорный период предусмотрена должность старшей медсестры отделения восстановительного лечения поликлиники.
Вышеуказанное лечебное учреждение неоднократно переименовывалось.
В частности, на основании приказа Тульского городского комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию № 92 от 21.07.1995 года Детская поликлиника № 2 с 01.08.1995 года была реорганизована в Тульскую муниципальную детскую инфекционную больницу № 2 – детский центр Пролетарского района г.Тулы.
Тульская муниципальная детская инфекционная больница № 2 – детский центр Пролетарского района г.Тулы на основании приказа Комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию г.Тулы №243 от 10 декабря 1999 года была переименована в МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 – Детский центр Пролетарского района г.Тулы».
МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 – Детский центр Пролетарского района г.Тулы» была переименована в МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 г.Тулы» на основании приказа Комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию г.Тулы № 55 от 16 апреля 2001 года.
Однако как бы не менялось наименование указанного учреждения здравоохранения, его функции в части оказания медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями оставались прежними. Как первоначально, так и в последующем, истица осуществляла обязанности медицинской сестры, проводя различные физиопроцедуры больным по назначению врача.
Как следует из Устава МУЗ «Детская инфекционная больница №2 – Детский центр Пролетарского района г. Тулы», утвержденного 04.02.2010 г., данное учреждение создано с целью оказания специализированной медицинской и профилактической помощи детскому населению Пролетарского района г.Тулы и Тульской области.
Основными видами деятельности являются: амбулаторно-поликлиническая помощь детям по профилям: педиатрия, офтальмонология, логопедия, кардиоревматология, неврология, хирургия, отоларингология, гинекология детская, эндокринология, реабилитация и восстановительное лечение: (физиопроцедуры, ингаляции, массаж, ЛФК, водолечение); стационарная помощь по инфекционным болезням; различная диагностика; изготовление кисло-молочных смесей. В данном учреждении имеется также стационар для оказания медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями.
Согласно лицензии от 08.12.2005 г. МУЗ «Детская инфекционная больница №2 г.Тулы разрешено заниматься медицинской деятельностью.
Несмотря на то, что в названном Списке не предусмотрено наименование учреждения «Детская инфекционная больница – Детский центр», тем не менее, из устава данного учреждения следует, что оно с самого момента создания являлось учреждением здравоохранения и осуществляло лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Кроме того, 31 июля 2001 г. 19 декабря 2005 г. и 19 мая 2006 г., внесенные изменения в устав о переименовании МУЗ « Детская инфекционная больница» №2 – Детский центр Пролетарского района г. Тулы» в МУЗ «Детская инфекционная больница №2» не меняли его положений, следовательно, статус, функции, цели и предмет деятельности оставались прежними.
Несмотря на переименование учреждения здравоохранения, данное положение не изменялось.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что как бы не изменялось наименование учреждения здравоохранения, где работала истица, Муниципальная детская инфекционная больница №2, МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 - Детский центр Пролетарского района г.Тулы», по сути, являлась «инфекционной больницей», что соответствует наименованию учреждений указанного Списка, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья.
Также в своей деятельности истица руководствовалась должностной инструкцией старшей медицинской отделения восстановительного лечения, согласно которой в ее функциональные обязанности входило в частности руководство работой подчиненного ей среднего и младшего медицинского персонала; подбор среднего и младшего медицинского персонала; осуществление контроля за качеством работы медсестер.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истицы и находит ее требование о включении в ее специальный стаж периода работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2- детском центре Пролетарского района г.Тулы подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенного периода, который нашел свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Сентюриной В.Н. в УПФ РФ в г. Туле 14.10.2011 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 14.10.2011 г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Сентюриной Веры Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Сентюриной Веры Николаевны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности старшей медицинской сестры отделения восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице № 2- детском центре Пролетарского района г.Тулы.
Признать за Сентюриной Верой Николаевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с 14.10.2011 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Сентюриной Вере Николаевне досрочную трудовую пению по старости с 14.10.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий