решение от 06.05.2011 года по делу № 2-381/11



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     06 мая 2011 года                                                                     г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе :

        председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

        при секретаре Карманниковой О.А..,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2011 по искам Кузнецовой Анны Михайловны, Исаевой Риммы Федоровны, Редькиной Зинаиды Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации,

    у с т а н о в и л :

         Кузнецова А.М., Исаева Р.Ф. и Редькина З.М. обратились в суд с исками к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований истцы ссылались на следующее. Кузнецова А.М. является матерью рядового Кузнецова Александра Сергеевича, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в ДРА. С 1982 г. она получает пенсию по случаю потери кормильца.

Исаева Р.Ф. является матерью рядового Исаева А.Н., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в ДРА с 1987 г. истица получает пенсию по случаю потери кормильца.

Редькина является матерью сержанта Редькина С.Ю., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в ДРА, и с 1988 г. истица получает пенсию по случаю потери кормильца.

На основании Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населении» родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, приравнивались по льготам к участникам Великой Отечественной войны (далее ВОВ) из числа военнослужащих. Статьей 110 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с изменениями от 20.11.1990 г. предусматривалось повышение размера пенсии по старости для участников Великой Отечественной войны на 100% минимального размера пенсии по старости, установленного статьей 17 этого же Закона. В связи с этим истцы полагают, что размер получаемой ими пенсии по случаю потери кормильца должен быть увеличен на 100% минимального размера пенсии по старости, установленного Законом РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», поскольку Конституционным Судом РФ в своем Определении № 331-О-П от 04.04.2007 г. указано, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Поскольку Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» в части повышения размера пенсии участникам ВОВ действовал с 20.11.1990 г. по 01.01.2002 г., то Кузнецовой А.М. за период с 01.02.1993 г. по 01.01.2002 г. недополучена пенсия в размере 8475, 58 руб., Исаевой Р.Ф. за период с 15.01.1993 г. по 01.01.2002 г. – в размере 8475, 58 руб., Редькиной З.М. за период с 01.02.1993 г. по 01.01.2002 г. – в размере 8475, 58 руб. В результате инфляции своевременно не выплаченные истцам денежные средства значительно утратили свою покупательную способность, что является убытками и в соответствии с положениями ст.ст. 115, 1064, 1082 ГК РФ должны быть компенсированы индексацией, в связи с чем истцам Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф. и Редькиной З.М. с индексацией надлежит выплатить каждой по 90998, 65 руб. Просили восстановить срок исковой давности, поскольку о нарушении своих прав они узнали в сентябре 2010 г.

В уточненных исковых заявлениях истцы фактически увеличили подлежащую, по их мнению, взысканию сумму невыплаченной пенсии в связи с индексацией на дату предъявления исковых требований и просили взыскать каждому недополученную пенсию в размере 92714, 01 руб.

Определением судьи от 21.02.2011 г. гражданские дела по искам Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф. и Редькиной З.М. соединены в одно производство.

В судебном заседании истцы Кузнецова А.М., Исаева Р.Ф. и Редькина З.М., а также их представитель по заявлению Алампиев В.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в основном и уточненных исковых заявлениях.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, пояснила, что Закон СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», что родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, приравнивались по льготам к участникам Великой Отечественной войны (далее ВОВ) из числа военнослужащих, а не по пенсионному обеспечению, тогда как ст. 110 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с изменениями от 20.11.1990 г. предусматривалось повышение размера пенсии по старости для участников Великой Отечественной войны на 100% минимального размера пенсии по старости. Ссылка истцов на Определение Конституционного Суда РФ № 313-О-П не может служить основанием для удовлетворения требований истцов, поскольку данным Определением указано на то, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены, тогда как права на улучшение пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 100 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» у истцов не возникло. Просила в иске отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из представленных документов, сын истицы Кузнецовой А.М. рядовой Кузнецов С.И. был тяжело ранен при выполнении боевого задания и умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением сер Р и свидетельством о смерти сер. П-ЮС . В связи с этим истице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ

    Сын истицы Редькиной З.М. сержант Редькин С.Ю., выполняя боевое задание тяжело заболел и умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещение сер. Щ и свидетельством о смерти сер. 1-ЖА . В связи с этим истице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ

    Сын истицы Исаевой Р.Ф. рядовой Исаев А.Н., выполняя боевое задание, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещение сер. Ж . В связи с этим истице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ

Давая оценку заявленным истцами требованиям, суд исходит из следующего.

    Первоначально в соответствии с Разделом 4 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 в редакции Постановления Совмина СССР от 13.08.1984 г. № 867, пенсия по случаю потери кормильца могла быть назначена согласно п.п. «б» и «в» ст. 60 Положения лишь отцу, матери, жене, мужу, если они достигли престарелого    возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; либо одному из родителей или супругу, независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает, а жена военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, занятая уходом за детьми погибшего военнослужащего, не достигшими 8 лет, - независимо и от того, работает жена или нет.

    По существу аналогичные положения содержались и в ст.ст. 50, 64 вступившего в действие вместо Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

    И лишь с принятием Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 21 мая 1993 года, для родителей погибших (умерших) военнослужащих было установлено право указанной категории лиц на назначение пенсии по случаю потери кормильца со сроков, указанных в ст. 119 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», то есть с даты наступления смерти военнослужащего, но не ранее 01.05.1993 г., независимо от достижения родителями погибших (умерших) военнослужащих общего пенсионного возраста и независимо от назначения им другого вида пенсионного обеспечения. Статьей 4 данного Закона РФ также предусматривалось, что выплата пенсий по случаю потери кормильца, назначенных родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в соответствии с настоящим Законом, осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из республиканского бюджета РФ.

    Именно в этой связи истцам Кузнецовой А.М., Редькиной З.М. и Исаевой Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ была установлена пенсия по случаю потери кормильца как родителям погибших (умерших) военнослужащих.

    В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 25.10.1993 г. № 1-45-У, содержащем разъяснения относительно порядка и условий применения Закона РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 21 мая 1993 года, действие Закона РФ от 21 мая 1993 года распространяется на родителей военнослужащих из числа сержантов, старшин, солдат и матросов, проходивших военную службу по призыву), (ранее - действительную срочную военную службу). К таким военнослужащим также относятся     курсанты      военных     образовательных     учреждений профессионального образования до заключения ими контракта; лица, призванные на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; лица из числа рядового, сержантского и старшинского состава, мобилизованные на военную службу в годы войны. Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем в случае их смерти закон РФ от 21 мая 1993 года не применяется. Родителям погибших (умерших) военнослужащих предоставляется одновременно право на получение двух пенсий: пенсии по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальной пенсии) и пенсии по Закону РФ от 21 мая 1993 года.

                                                         Пенсия по случаю потери кормильца по Закону РФ от 21 мая 1993 года назначается и тогда, когда лицо является получателем одного из перечисленных видов пенсии по линии других органов (Минобороны, Госбезопасности).

                                                    К пенсии, установленной в соответствии с Законом от 21 мая 1993 года, надбавки и повышения не начисляются.

                                                    Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О пенсионном обеспечении    родителей     погибших     военнослужащих"     является самостоятельным правовым актом, и нормы Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются только в тех случаях, когда это непосредственно указано в статьях Закона РФ от 21 мая 1993 года (п. 13 Указания).

                                                    Действительно, в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населении» буквально предусмотрено распространить на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.

                                                    Однако по содержанию Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 в нем не указано о возникновении у родителей и жен погибших военнослужащих права на пенсионное обеспечение, соответствующее обеспечению участников ВОВ.

    И именно в связи с распространением указанных льгот на родителей погибших военнослужащих соотносимо льготам участников ВОВ из числа военнослужащих, в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П было отмечено, что предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О). Поскольку Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, Конституционным Судом РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П было указано на то, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Кроме того, Федеральным законом от 01.06.1999 г. № 110-ФЗ в действовавший в то время Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» были внесены изменения, касающиеся включения в положения данного базового Закона положений относительно особенностей пенсионного обеспечения родителей и жен погибших (умерших) в период прохождения военной службы или вследствие военной травмы после увольнения с военной службы военнослужащих. По смыслу ст. 5, 58.1, 68.1 и др., введенных Федеральным законом от 01.06.1999 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в данных нормах нашли свое воспроизведение нормы Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1 «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву», и Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1 Федеральным законом от 01.06.1999 г. № 110-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2000 г., то есть с даты введения в действие последнего.

Вместе с тем, ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусматривавшая повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), действовала как до введения в действие Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1, так и после принятия этого Закона РФ, и не предусматривала повышение пенсий для родителей и жен погибших военнослужащих и после того, как в Закон РФ № 340-1 были внесены изменения, установившие правовое регулирование предоставления дополнительных гарантий для родителей и жен погибших военнослужащих.

Таким образом, из системного толкования законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, в том числе с учетом Указания Минсоцзащиты РФ от 25.10.1993 г. № 1-45-У суд приходит к выводу о том, что законодатель, распространяя уровень социального обеспечения, установленный законодательством для участников ВОВ на родителей и жен погибших (умерших) в период прохождения военной службы или вследствие военной травмы после увольнения с военной службы военнослужащих, не предусмотрел, тем не менее, одинаковый уровень пенсионного обеспечения в отношении указанных категорий лиц.

Следовательно, действующее на период получения истцами пенсии по потере кормильца, назначенной в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1 «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» в период действия этого Закона с 01.05.1993 г. по 01.01.2000 г., а затем и выплачиваемой по нормам Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 110-ФЗ от 01.06.1999 г., действовавшего до 01.01.2002 г., не давало истцам право на пенсионное обеспечение аналогичное участникам ВОВ из числа военнослужащих, в том числе на получение надбавки, установленной ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 для участников ВОВ из числа военнослужащих.

В этой связи заявленные истцами требования о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации удовлетворению не подлежат.

Ссылка истиц и их представителя на судебную практику, касающуюся признания права родителей и жен погибших военнослужащих, чье пенсионное обеспечение осуществляется в рамках Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», не может служить основанием для удовлетворения заявленных истцами требований, поскольку в соответствии с положениями ст. 11 ГПК РФ судебный прецедент не является источником права при разрешении гражданских дел. Следует также отметить, что указанный Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. регулирует правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, которая являлась для этих лиц их службой на постоянной основе, что выделяет особенности пенсионного обеспечения этих лиц и членов их семей, обусловленные спецификой служебной деятельности. Тогда как в соответствии со ст. 2 этого же Закона РФ в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". И лишь в связи с принятием Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1 «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» данной категории лиц были предусмотрены дополнительные льготы.

    Суд не может согласиться с доводами представителя истцов о том, что неустановление истцам надбавки в соответствии со ст. 110 Закона РФ № 340-1 от 2011.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» ставит их в фактически неравное положение по сравнению с родителями военнослужащих, пенсия по случаю потери кормильца которым назначается в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», поскольку, по существу, установление надбавок к пенсии по случаю потери кормильца по Закону РФ № 4468-1 родителям погибших военнослужащих имеет смысл компенсаторного механизма с учетом особого правового статуса гражданина, избравшего своей профессией военную и иную указанную в Законе службу, связанную с повышенным риском для жизни и здоровья по сравнению со всеми остальными гражданами, что также обусловлено особенностями исчисления размера назначаемой пенсии по случаю потери кормильца для родителей и жен данной категории лиц, которая зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона РФ № 4468-1, то есть того дохода, который получал сам кормилец. Родителям погибших военнослужащих, пенсия которым определялась по Законам РФ № 5001-1 затем № 340-1 кратно минимальному размеру пенсии, что обусловлено особым правовым статусом этой категории лиц.

Следует также отметить, что федеральный законодатель, реализуя соответствующие дискреционные полномочия и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, на что неоднократно обращалось внимание Конституционным Судом РФ (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года N 243-О-О, от 12.04.2005 г. № 184-О)

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исков Кузнецовой Анны Михайловны, Исаевой Риммы Федоровны, Редькиной Зинаиды Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна.

Судья                                    А.С. Бездетнова