решение от 11.03.2011 года по делу № 2-33/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011 года                                                                                      город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1659/10 по иску Дюниной Натальи Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о включении в стаж периода работы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Дюнина Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о включении в стаж периода работы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что с 1978 года по настоящее время работает медицинской сестрой в различных медицинских учреждениях. Полагая, что имеет необходимый 39-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, 06.08.2009 года она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.

Однако, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического отделения Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации.

С выводами ответчика она не согласна, считает, что в указанный период работы она выполняла лечебную деятельность по охране здоровья населения, просит суд признать период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического отделения Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В ходе рассмотрения дела Дюнина Н.В. уточнила исковые требования, просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле включить в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отвлечений 3 дня) в должности медицинской сестры гинекологического отделения Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Дюнина Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, считая, что у Дюниной Н.В. отсутствует требуемый 30-летний специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях. Пояснила, что наименование учреждения Тульский областной Центр медицинской профилактики не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением Советского районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер» по доверенности Марямидзе А.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что согласно копии трудовой книжки, истица Дюнина Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры гинекологического отделения Областного объединения «Центр здоровья», которое в дальнейшем было переименовано в Тульский областной Центр медицинской профилактики и реабилитации.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле № 419 от 05.11.2009 года указанный период работы Дюниной Н.В. не был включен в ее специальный стаж со ссылкой на то, что наименования учреждений Областное объединение «Центр здоровья» и «Тульский областной Центр медицинской профилактики и реабилитации» не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Между тем, с данным выводом УПФ РФ в г. Туле суд не соглашается по следующим основаниям.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В связи с реализацией пенсионных прав граждан, приобретенных до 01.01.2002 года (до вступления в силу Закона N 173 ФЗ от 17.12.2001 года), с учетом Постановления Конституционного Суда N 2-П от 29.01.2004 года право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам определяется на основании следующих нормативных актов, действовавших до вступления в силу нового законодательства.

На основании ст. 81 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" N 340-1 от 20.11.1990 года.

Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (с применением Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения N 377 от 15.12.1999 года) за период работы до 01.11.1999 года.

Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, за период работы до 12.11.2002 года.

Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждений утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к п.п. 19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу п.3 названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

В названном Списке в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», «санатории (курорты)». Должность медицинской сестры поименована в разделе "Наименование должностей" Списка.

В п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (например, психоневрологические).

Это означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Однако в спорный период работы истицы действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (с применением Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения N 377 от 15.12.1999 года), который не предусматривал конкретную направленность санаторно-курортных учреждений по определенному профилю и определял право на льготное пенсионное обеспечение всем врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», учреждение «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер» на основании приказа Тулоблздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ было реорганизовано в областной Центр здоровья с диспансерным отделением и в дальнейшем именовалось как областное объединение «Центр здоровья». На основании приказа Тульского областного комитета по здравоохранению от ДД.ММ.ГГГГ, областное объединение «Центр здоровья» было переименовано в «Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации». В дальнейшем наименование данного учреждения здравоохранения неоднократно менялось и на основании приказа Департамента здравоохранения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ на базе Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной центр медицинской профилактики» в настоящее время организовано Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».

При этом Положение, Устав, сведения о структуре учреждения, утвержденные штатные расписания, тарификационный списки Областного «Центра здоровья» не сохранились.

Согласно Уставу ГУЗ «Тульский врачебно-физкультурный диспансер», данное учреждение является правопреемником ГУЗ «Тульский областной центр медицинской профилактики», учредителем учреждения является департамент здравоохранения, учреждение создано в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», и является учреждением здравоохранения. Цель учреждения - укрепление и сохранение здоровья и физической активности и профилактика заболеваний.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Дюнина Н.В. работала в Тульской областной бальнеологической лечебнице им. Я.С. Стечкина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологии. Тульская областная бальнеологическая лечебница им. Я.С. Стечкина на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ по областному комитету здравоохранения вошла в состав Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации. На основании постановления администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ путем выделения из состава государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Тульский областной центр медицинской профилактики» создано государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Областная бальнеологическая лечебница им. Я.С. Стечкина». Деятельность данной лечебницы по ОКВЭД представляет собой деятельность санаторно-курортных учреждений.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2001 г. № 522 «О ведении государственного Реестра курортного фонда РФ» бальнеологические лечебницы отнесены к числу санаторно-курортных организаций.

Из штатного расписания за 1993 г. по Тульскому областному объединению «Центр здоровья» усматривается, что в составе структурного подразделения Центра бальнеологической лечебницы имеется 1 штатная единица медсестры гинекологии.

Согласно представленным показаниям для направления в бальнеолечебницу, указанное учреждение осуществляет лечебные мероприятия в отношении больных с болезнями опорно-двигательного аппарата (артриты и полиатриты не туберкулезного происхождения, болезни позвоночника не туберкулезного происхождения, хронические миалгии, миозиты), болезнями нервной системы (функциональные заболевания нервной системы, радикулиты, полирадикулоневриты, плекситы, невриты), гинекологическими болезнями (воспалительные заболевания придатков матки, заболевания тазовой брюшины и клетчатки, хронические пельвеоперитониты, периметриты и др. при отсутствии инфильтрата, бесплодие, возникающее в результате воспалительных заболеваний матки и ее придатков, а также при недоразвитии матки), болезнями кожи (псориаз без явлений эритродермии и без обострения болезненного процесса, нейродермит, экзема), болезнями мужской мочеполовой системы. Противопоказаниями к назначению лечения в бальнеолечебнице указаны: общие противопоказания к санаторно-курортному лечению.

Оценивая представленные истицей Дюниной Н.В. в обоснование заявленных требований доказательства, суд приходит к выводу, что в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического отделения бальнеологической лечебницы, являющейся структурным подразделением <адрес> Центра медицинской профилактики и реабилитации, она являлась работником среднего медицинского персонала <адрес> Центра медицинской профилактики и реабилитации, впоследствии переименованного в ГУЗ «<адрес> врачебно-физкультурный диспансер» и независимо от наименования учреждения, занималась лечебной и иной работой по охране здоровья населения в структурном подразделении, по существу являющимся санаторным учреждением.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Минтрудсоцразвития РФ от 14.05.2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях», действующего в спорный период работы истицы, установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ».

Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического отделения Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (п. 2 ст. 19 Закона).

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле Дюнина Н.В. имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена ей с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Дюниной Натальи Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Дюниной Натальи Викторовны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 04.10.1993 года по 31.03.1998 года (за исключением отвлечений 3 дня) в должности медицинской сестры гинекологического отделения Тульского областного Центра медицинской профилактики и реабилитации.

Признать за Дюниной Натальей Викторовной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с 05.11.2009 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Дюниной Наталье Викторовне досрочную трудовую пению по старости с 06.08.2009 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                      (подпись)                                А.С. Бездетнова     Копия верна.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200