Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2011 года город Тула Советский районный суд в составе: председательствующего - судьи Бездетновой А.С. при секретаре - Карманниковой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-367/11 по иску Судакова Алексея Юрьевича к Департаменту социального развития Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги, у с т а н о в и л : Судаков А.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он, полагая наличие права на получение удостоверения «Ветеран труда», обратился с заявлениями в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие 25 лет выслуги. Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку все условия присвоения звания «Ветеран труда», изложенные в ч.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»: документы, подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет, у него присутствуют. Просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ и выдать соответствующее удостоверение. В судебное заседание истец Судаков А.Ю. не явился, представил заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие с участием его представителя Легостаева В.А. В судебном заседании представитель истца в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Легостаев В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Решетняк М.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором исковые требования не признала, просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие. В обоснование своей позиции ссылалась на то, что Судаков Алексей Юрьевич пенсионером не является, проходит службу в уголовно-исполнительной системе, общий трудовой стаж в календарном исчислении, согласно справке от 21.10.2010г. № 73/22-300, составляет 17 лет 10 месяцев 18 дней, выслуга лет в льготном исчислении - 26 лет 07 месяцев 02 дня. Награжден ведомственными наградами -медалью Федеральной службы исполнения наказаний «За отличие в службе» 2 степени и медалью Министерства юстиции «За службу» 3 степени. В связи с этим, по мнению представителя ответчика, у истца отсутствует достаточный трудовой стаж в календарном исчислении (не менее 25 лет для мужчин), необходимый для установления пенсии. При определении понятия трудового стажа, как полагают представители ответчиков, следует руководствоваться определением, данным в Федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Анализируя положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», представители ответчика указали, что страховой стаж также включает и периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исчисление страхового стажа происходит в календарном порядке, и по нормам указанного закона он составляет не менее 25 лет для мужчин. Это полностью согласуется с положениями ст. 10 ранее действовавшего Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях РФ», а также ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ о продолжительности и календарном порядке исчисления трудового стажа. По мнению представителей ответчиков, право на присвоение звания «Ветеран труда» возникает у пенсионеров силовых ведомств если: имеется выслуга 25 календарных лет и более по состоянию на 01.01.2002 г., выслуга по состоянию на 01.01.2002 г. и стаж работы (независимо от продолжительности), засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в совокупности составляют 25 календарных лет и более для мужчин. Кроме того, представитель ответчика полагала требования истца обязать ответчика присвоить звание Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Судакова А.Ю. в полном объеме. Дополнительно просила суд в случае удовлетворения требований истца отказать во взыскании с ответчика почтовых расходов. Поскольку в соответствии со статьями 88 и 94 ГПК РФ взысканию подлежат издержки связанные с рассмотрение дела в суде, а не почтовые расходы, понесенные заявителем при обращении в Управление социальной защиты населения и департамент социального развития Тульской области. При чем в направлении указанных писем не было необходимости, поскольку согласно статьям 2 и 3 Закона Тульской области от 28.02.2007г. № 797-ЗТО « Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» Судаков А.Ю. для решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда» должен был лично обратиться на прием к специалистам управления со всеми необходимыми документами Представитель Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Судаков А.Ю. обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района», представив удостоверения о награждениях его медалями за отличие в службе 1, 2 и 3 степени, удостоверение о награждении его серебряной медалью за вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России, удостоверение ветерана боевых действий, копию трудовой книжки, свидетельствующую о его служебном стаже более 20 лет. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной начальником отдела кадров УФСИН России по Тульской области, общий трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 18 дней, выслуга - 26 лет 07 месяцев 02 дня. Письмом ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении звания «Ветеран труда» истцу было отказано со ссылкой на то, что продолжительность его трудового стажа составляет менее требуемых 25 лет, наличие у истца награждения медалями как условие для присвоения звания «Ветеран труда», ответчиком не оспаривается. Давая оценку правомерности выводов ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района», изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В соответствии с положениями ст. 2 указанного выше Закона звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения. Лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда" по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Тульской области №797-ЗТО, представляет следующие документы: подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату); подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения старости или за выслугу лет; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Документами, подтверждающими награждение либо присвоение почетных званий, являются удостоверения, свидетельства, трудовые книжки и иные документы. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются трудовые книжки, документы органов Пенсионного фонда РФ, налоговых органов об уплате обязательных платежей, военные билеты и справки военных комиссариатов о периоде прохождения военной службы и другие документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности. Действующим в настоящее время Постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» установлено, что удостоверение «Ветеран труда» выдается лицу, которому присвоено данное звание. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральными законами № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Указанные законы в пенсионной системе РФ устанавливают два типа пенсий, которые различаются по источнику финансирования. Первый тип пенсий - трудовые пенсии, право на которые возникает вследствие уплаты в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Порядок назначения, выплаты таких пенсий определяется Федеральным законом № 173-ФЗ. Второй тип пенсии - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, порядок назначения и выплаты которых определяются Федеральным законом № 166-ФЗ. Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан - федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим. Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей. Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба. Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа. В этой связи довод ответчика о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с длительным занятием определенной деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т.д. - ст.ст.78-82 закона), суд не может признать обоснованным, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось, принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Причем, как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Условий о назначении и соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство о присвоении звания «Ветеран труда» не содержит. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Судаков А.Ю. имеет право на получении пенсии по выслуге лет, награжден медалями, следовательно, соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда», следовательно, основания к отказу в присвоении данного звания у ответчика отсутствовали, и заявленные ими требования о присвоении звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению. Надлежащим ответчиком по требованию истца о присвоении звания «Ветеран труда» является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района», на которое в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 494-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области от 18.02.2010 г. № 155 «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», приказом Департамента социального развития от 08.04.2010 г. № 127-осн. и Уставом ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» возложены функции оказания данной государственной услуги. Вместе с тем, принимая во внимание п. 13 Административного регламента Тульской области предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 14 мая 2009 года № 309 об установлении определенного срока рассмотрения поданных документов, соответствующих требованиям закона, суд полагает не соответствующим данному регламенту обязание государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда» со дня его обращения с соответствующим заявлением. Кроме того, ни одним из нормативных актов, регулирующих правоотношения по присвоению звания «Ветеран труда», в том числе Законом Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», Постановлением администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» дата обращения за присвоением звания не является датой признания гражданина таковым. Кроме того, в соответствие с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В связи с этим, суд считает возможным взыскать с ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в пользу истца уплаченную госпошлину в размере 200 руб. Заявленное истцом требование о взыскании с ответчиков почтовых расходов в общей сумме 85 руб. 20 коп. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В материалах дела имеется квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 26 руб. 30 коп. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29 руб. 75 коп. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25 руб. 15 коп. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 руб. 00 коп. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Указанными квитанциями истцом оплачены заказные письма, направленные в адрес ответчиков с заявлениями о присвоении звания «Ветеран труда». В соответствии со ст.94 ГПК РФ, К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы. Судом установлено, что данные расходы не относятся к категории почтовых расходов, связанных с рассмотрением дела, поскольку указанные суммы истцом затрачены до поступления дела в суд. На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : иск Судакова Алексея Юрьевича к Департаменту социального развития Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги удовлетворить. Признать за Судаковым Алексеем Юрьевичем право на присвоение звания «Ветеран труда» с 25 октября 2010 года. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» присвоить Судакову Алексею Юрьевичу звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда». Взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий подпись. Копия верна. Судья А.С. Бездетнова
«Ветеран труда» со дня обращения, противоречащими действующему
законодательству, непосредственно регулирующему присвоение звания
«Ветеран труда», а именно: постановлению Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах»; Закону Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда»; Постановлению администрации Тульской области от 08.05.2007 №217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда»; Постановлению администрации Тульской области от14.05.2009 №309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеранам труда». Согласно указанным нормативным правовым актам дата обращения за присвоением звания «Ветеран труда» не может считаться датой признания граждан таковыми.