Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-513/2011 по иску Андреевой Надежда Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Андреева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажницы (мастера производственного обучения) в СПТУ № завода «Арсенал», так как наименование учреждения и наименование должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. С выводами УПФР в <адрес> не согласна, просила включить в специальный стаж указанный периоды ее работы, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с указанной даты.
Истица Андреева Н.В. и ее представитель по заявлению Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в <адрес> по доверенности ФИО8 заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. По мнению представителей ответчиков, правомерно не был включен в специальный стаж истицы период ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажницы (мастера производственного обучения) в СПТУ № завода «Арсенал», так как истица штатную должность, предусмотренную Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в спорный период не занимала, выданная ей льготно-уточняющая справка предприятием была отозвана, в связи с невключением указанного периода работы специальный стаж истицы составляет менее 25 лет, поэтому в назначении досрочной трудовой пенсии просили истице отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО4 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не был включен в специальный стаж период ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажницы (мастера производственного обучения) в СПТУ № завода «Арсенал», так как льготно-уточняющая справка была отозвана организацией, в которой работала истица, в период работы она не занимала штатную должность, предусмотренную Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953), а также действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в числе должностей, работа в которых включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, названы мастера производственного обучения, в числе учреждений – образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе училища всех типов.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Анализ указанных положений Правил от 29.10.2002 г. № 781 позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, как до 01.09.2000г., так и после этой даты, засчитываются в указанном порядке в стаж независимо от условия занятия в эти периоды штатной должности, предусматривая условием лишь выполнение в периоды после 01.09.2000 г. нормы педагогической нагрузки, а также порядок учета педагогической нагрузки - суммарно.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как усматривается из трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажницы (мастера производственного обучения) в СПТУ № завода «Арсенал».
Вместе с тем, из льготно-уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в указанный период времени истица работала в ГОУ НПО ПО «Профессиональное училище №» (в спорный период СПТУ №) мастером производственного обучения.
Данное обстоятельство также подтверждается приказами о назначении мастеров производственного обучения № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, № к от ДД.ММ.ГГГГ, № к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым за истицей как за мастером производственного обучения закреплялась соответствующая учебная группа.
Копиями журналов учета производственного обучения за 1985-1989 гг. усматривается, что истица проводила занятия по профессии монтажник радиоаппаратуры и приборов как мастер производственного обучения.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в архиве Департамента образования имеются книги приказов директора СПТУ № ДД.ММ.ГГГГ-1989 годы, в которых имеются записи о том, что Андреева Н.В. назначалась мастером производственного обучения в 1985-1989 гг. в СПТУ №.
Факт работы Андреевой Н.В. в 1985-1989 гг. в СПТУ № подтвердили также опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11, которые пояснили, что несмотря на то, что Андреева Н.В. числилась работающей монтажницей в заводе «Арсенал», ее трудовая деятельность фактически протекала в СПТУ № как мастера производственного обучения, где истица преподавала специализацию, которой владела. Впоследствии Андреева Н.В. перешла на основную работу в СПТУ №, и были произведены соответствующие записи в ее трудовой книжке.
Таким образом, работа истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером производственного обучения в СПТУ №, при работе в должности монтажницы завода «Арсенал» нашла свое подтверждение.
Согласно п. 13 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного совместным Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР, ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 высококвалифицированным специалистам народного хозяйства разрешается с согласия администрации и профсоюзного комитета осуществлять педагогическую работу в высших учебных заведениях и учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров на условиях совместительства в рабочее время.
Кроме того, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действующего в спорный период работы истца, в стаж работы учителей и работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в спорный период работы истца, равно как и в действующее в настоящее время законодательство о льготном пенсионном обеспечении педагогических работников, не ограничивало право на включение в специальный стаж для назначения пенсии отнесением выполняемой педагогической работы к работе по совместительству, выставляя условием с ДД.ММ.ГГГГ лишь выполнение нормы педагогической нагрузки, суд полагает, что период работы Андреевой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером производственного обучения в СПТУ № при основной работе в должности монтажницы завода «Арсенал»должен быть включен в специальный стаж истца.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Андреевой Надежды Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Андреевой Надежды Васильевны период работы с 31.08.1985 г. по 29.08.1989 г. мастером производственного обучения в СПТУ № 29 при основной работе в должности монтажницы завода «Арсенал»
Признать за Андреевой Надеждой Васильевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с 27.10.2010 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Андреевой Надежде Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости с 27.10.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова