решение от 10.10.2011 года по делу № 2-1538/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    10 октября 2011 г.                        город Тула

    Советский районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего – судьи Бездетновой А.С.,

    при секретаре – Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1538/2011 по иску Егорова Константина Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

    Егоров К.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с 20.12.1994 г. по дату обращения за назначением пенсии 05.07.2010 г. он работал по профессии «испытатель вооружения», что было установлено решением мирового судьи судебного участка № 72 Советского района г. Тулы от 30.12.2008 г. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям подп. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» решением № 574 от 30.09.2010 г было отказано в связи с отсутствием специального стажа по Списку № 1. С данными выводами истец не согласен, считает, что условия его труда являлись на протяжении всего периода работы особо вредными и особо тяжелыми, в связи с чем просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включив в его специальный трудовой стаж период работы по профессии испытатель вооружения 4 разряда с 20.12.1994 г. по 30.09.2010 г. в ОАО АК «Туламашзавод», обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 05.07.2010 г.

    В дополнительных исковых заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истцом фактически произведен анализ представленных доказательств с целью обоснования заявленных требований.

    В судебном заседании Егоров К.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в его исковых заявлениях.

    Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.А. иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в ОАО АК «Туламашзавод» в спорный период времени не было организовано производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов, предусмотренное разделами 1X,X1,X11 Списков 1 и 2. Кроме того, сведениями персонифицированного учета за период с 01.01.1998 г. по 31.12.2009 г. страхователь ОАО АК «Туламашзавод» подтверждал работу истца в обычных условиях.

    Представитель третьего лица ОАО АК «Туламашзавод» по доверенности Костарева И.А. полагала заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что право на льготное обеспечение зависит от того, в каком производстве занят тот или иной работник. Льготная пенсия не может быть назначена испытателю вооружения ОАО АК «Туламашзавод», так как в данной акционерной компании не организовано производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов, которое является необходимым условием предоставления данной льготы. Кроме того, на данные виды деятельности необходимо получение лицензии, которых за спорный период ОАО АК «Туламашзавод» не получало. К тому же, экспертным заключением № 2-588 от 07.06.2008 г. Департамента труда Тульской области указано, что льготы Егорову К.И. по предоставлении досрочного пенсионного обеспечения по Списку 2 не предусмотрены.

    Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 05.07.1992 г. по 24.04.1995 г. истец Егоров К.И. работал испытателем вооружения в ОАО АК «Туламашзавод».

    Вместе с тем, при оценке пенсионных прав истца УПФ РФ в г. Туле в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указанный период не был включен, поскольку в ОАО АК «Туламашзавод» в спорный период времени не было организовано производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов, предусмотренное разделами 1X,X1,X11 Списков 1 и 2, и сведениями персонифицированного учета за период с 01.01.1998 г. по 31.12.2009 г. страхователь ОАО АК «Туламашзавод» подтверждал работу истца в обычных условиях. В связи с этим решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле № 574 от 30.09.2010 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано по мотивам отсутствия у истца требуемого специального стажа.

    Давая оценку правомерности выводов ответчика, суд приходит к следующему.

    Согласно положениям подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохранено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, а также мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 мес. и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам; если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается им с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 указанного Федерального закона на 1 год за каждые 2 года 6 мес. такой работы.

    Согласно п.2 ст.27 указанного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия ранее общеустановленного возраста, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Как установлено п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 517 от 02.10.1991 г. «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» Министерство труда РСФСР вправе дать разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и правил исчисления выслуги для назначения пенсий».

По содержанию Списков 1 и 2, а также в соответствии с Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 15.05.1991 г. № 1-57-У «О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10» правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, наименования профессий, должностей, показателей и работ указаны в упомянутых Списках применительно к производствам, в которых данные профессии, должности, показатели и работы предусмотрены.

Так, в соответствии с п. 5 Указания работникам специализированных предприятий, организаций, отделов, участков и других структурных подразделений (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками для данного производства, льготные пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2 как и работникам производственных структурных подразделений.

Список 1 содержит раздел IX «Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов» (код 10900000), включающее в себя, в том числе сборку, разборку, снаряжение, расснаряжение, ремонт всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных       твердотопливных      ракетных двигателей, пиротехнических изделий, средств инициирования, других комплектующих, содержащих продукты, указанные в пунктах 2 - 3 (взрывчатые вещества, включая промышленные взрывчатые вещества; все виды порохов,     зарядов     твердого      топлива, пиротехнические, безгазовые    и    малогазовые составы, огнесмеси,    огнепроводной и детонирующий шнур, заряд, сгорающие гильзы, окислители жидких ракетных топлив на основе крепкой азотной кислоты, а также полуфабрикаты и композиции на их основе).

Список 2 содержит раздел XI «Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов», предусматривающий, в том числе испытание всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных (пороховых, реактивных жидкостных, твердотопливных) ракетных двигателей, их агрегатов, двигательных установок и блоков ракет, пиротехнических изделий, средств инициирования и других комплектующих, а также продуктов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела IX Списка № 1 (взрывчатые вещества, включая промышленные взрывчатые вещества; все виды порохов, зарядов твердого топлива, пиротехнические, безгазовые и малогазовые составы, огнесмеси, огнепроводной и детонирующий шнур, заряд, сгорающие гильзы, окислители жидких ракетных топлив на основе крепкой азотной кислоты, а также полуфабрикаты и композиции на их основе).

И именно для данных производств предусмотрено льготное пенсионное обеспечение рабочим, руководителям и специалистам, занятым полный рабочий день в технологическом процессе.

Как следует из Уставов ОАО АК «Туламашзавод» от 25.11.1992 г., от 16.05.2002 г., от 22.06.2002 г. основными видами деятельности ОАО являются разработка, производство, модернизация, ремонт систем вооружения и военной техники, выполнение работ по государственному оборонному заказу и участие в оборонном заказе, производство продукции производственно-технического назначения, производство товаров народного потребления, оказание услуг складского хозяйства, добыча твердых полезных ископаемых открытым способом, охотохозяйственная деятельность, торговля, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность, проведение ремонтных работ, проектная, научно-исследовательская деятельность, проведение технических, технико-экономических экспертиз, экспортно-импортные операции, информационное обслуживание и т.п.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 02.03.2011 г. подтверждается выполнение ОАО АК «Туламашзавод» перечисленных видов деятельности.

В соответствии с лицензиями на производство вооружения и военной техники от № 113, на разработку вооружения и военной техники № 112, на ремонт вооружения и военной техники № 114 от 11.03.2002 г., лицензией на производство артиллерийских, ракетных систем и комплексов от 17.02.1999 г. № А 503296, лицензировалась деятельность ОАО АК «Туламашзавод» по производству стрелкового и артиллерийского вооружения, выстрелов с управляемыми ракетами и их составных частей, учебных средств и тренажеров.

Согласно содержания Уставов, лицензий и Перечня опасных производственных объектов ОАО АК «Туламашзавод» (Приложение к свидетельству о регистрации в качестве опасного производственного объема в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) данная организация не осуществляет производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов, в том числе по вышеприведенным видам работ.

Из инструкции по охране труда при подготовке и проведении испытаний изделий на жестком стенде, усматривается, что основной работой истца являлась испытание изделий машиностроительного производства.

Из содержания штатных расписаний цеха 046 ОАО АК «Туламашзавод», трудовых договоров и соглашений, заключенных с истцом также не усматривается наличие в данной организации производства взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов», предусматривающего, в том числе испытание всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных (пороховых, реактивных жидкостных, твердотопливных) ракетных двигателей, их агрегатов, двигательных установок и блоков ракет, пиротехнических изделий, средств инициирования и других комплектующих, а также продуктов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела IX Списка № 1 (взрывчатые вещества, включая промышленные взрывчатые вещества; все виды порохов,     зарядов     твердого      топлива, пиротехнические, безгазовые    и    малогазовые составы, огнесмеси,    огнепроводной и детонирующий шнур, заряд, сгорающие гильзы, окислители жидких ракетных топлив на основе крепкой азотной кислоты, а также полуфабрикаты и композиции на их основе). Не содержатся сведения о наличии таких производств ни в одном документе о характере трудовой деятельности истца, представленном суду.

Из заключения Государственной экспертизы условий труда от 07.06.2008 г. усматривается, что в связи с тем, что в ОАО АК «Туламашзавод» не организовано производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов (раздел 1Х Список 2), у истца отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Данное заключение поддержал опрошенный в судебном заседании в качестве эксперта Буров Б.И., который пояснил, что организация производства и технологический процесс при производстве взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов предполагает постоянное неблагоприятное воздействие на человека различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, связанной с производством взрывчатых веществ, что подразумевает наличие взрыво- и пожароопасности, неблагоприятное химическое воздействие и т.п.

Вместе с тем, при составлении аттестаций рабочего места Егорова К.И. по условиям труда, проведенных специализированной организацией ООО «Региональный стандарт» 28.06.2010 г. и ОАО АК «Туламашзавод» 28.02.2011 г., усматривается, что по степени неблагоприятного воздействия условий труда условия труда истца не относятся к тяжелым (класс вредности 3.1 (вредные условия труда) только по освещенности) согласно кретериям, указанным в Руководстве Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, утвержденном Роспотребнадзором 29.07.2005.

Те обстоятельства, что в ходе трудовой деятельности истца в связи с особенностями условий его труда ему предоставлялся дополнительный отпуск, ему предоставлялось молоко, работа им выполнялась с применением средств индивидуальной защиты, не могут рассматриваться как самостоятельные условия для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства такие основания дает наличие работы во вредных (тяжелых) либо особо вредных (тяжелых) в профессиях, должностях, на работах с показателями на производствах, указанных в Списках 1 и 2, тогда как в ходе рассмотрения дела установлено, что истцом выполнялась работа в спорный период времени в производстве, указания на которое не содержится в названных Списках.

Ссылка истца на Разъяснение Минсоцзащиты РФ от 19.11.1992 г. № 1-101-У, содержащее разъяснение относительно распространения права на досрочное назначение пенсии на рабочих и специалистов военных представительств, непосредственно занятых пооперационным контролем и испытанием военной техники, в связи с чем, по мнению истца, испытание военной техники трактуется в применении к разделам IX Списка № 1 и XI Списка № 2, и должно быть распространено на него, является несостоятельной, поскольку к числу рабочих и специалистов военных представительств истец не относится. К тому же, как следует из разъяснений эксперта Бурова Б.И., условия труда рабочих и специалистов военных представительств, занятых пооперационным контролем и испытанием военной техники, к числу которой относятся также изделия, составные части и комплектующие изделия вооружения и военной техники, различаются относительно условий труда истца.

К тому же, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 392-О).

При этом в соответствии с действующим законодательством, в том числе п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» именно на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, что предполагает наличие в такой оценке анализ характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности, профессии, работе, в определенных производствах.

Принятие же судом на себя полномочий по определению права на льготное пенсионное обеспечение, даже в том случае, если характер и условия труда конкретного лица фактически обусловлены наличием вредных факторов при выполнении работ в производствах, не предусмотренных Списками, утвержденными Правительством РФ (или ранее Советом Министров СССР, применяемых в настоящее время) противоречат вышеприведенным положениям действующего законодательства, что несовместимо с деятельностью суда.

Доводы истца со ссылкой на определение Московского областного суда от 26.08.2010 г. по конкретному делу, также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку в соответствии со ст. 11 ГПК РФ судебный прецедент не является источником права при разрешении гражданских дел. К тому же, в названном определении судом оценивалось право на льготное пенсионное обеспечение лица, работавшего в должностях и производствах, указанных в Списке № 1.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Егоровым К.И. требований.

Руководствуясь положениями ст.ст. 192-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Егорову Константину Ивановичу в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд подачей жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий               подпись.

Копия верна.

Судья                                           А.С. Бездетнова.