решение от 15.09.2011 года по делу № 2-1458/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года                                                                                        г. Тула

Советский районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1458/11 по иску Сазонова Валерия Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании незаконным решения должностного лица,

установил:

Сазонов В.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании незаконным решения должностного лица.

В обоснование заявления указывает на то, что в конце апреля 2010 г. он получил статус адвоката, 13.05.2010 г. – удостоверение адвоката. 04.10.2010 г. им было получено уведомление за подписью заместителя начальника Управления ПФР, в котором его информировали о необходимости зарегистрироваться в качестве страхователя. 15.10.2010 г. он подал заявление в УПФР в г. Туле о регистрации в качестве страхователя. В декабре 2010 г. он уплатил необходимые страховые взносы. 17.02.2011 г. заместителем начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле было по результатам рассмотрения акта от 18.01.2011 г. № 43 вынесено решение № 9 о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно в связи с нарушением пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», выразившегося в нарушении срока регистрации в качестве страхователя более чем на 90 дней. Данное решение № 9 было вынесено без его участия, о составлении акта его никто не уведомлял. Решение №9 от 17.02.2011 г. было обжаловано им в Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области. 08.04.2011 г., когда состоялось рассмотрение его жалобы, решение ему не объявили, однако из решения № 9/31 от 20.04.2011 г. Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле он узнал, что решение № 9 от 17.02.2011 г. отменено, и он привлечен к ответственности за нарушение пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с наложением финансовой санкции в размере 5000 рублей. При этом в решении № 9/31 от 20.04.2011 г. указано, что оно принято с учетом решения № 2 от 11.04.2011 г. Отделения Пенсионного фонда РФ по Тульской области. Решение № 9/31 от 20.04.2011 г., принятое Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Туле считает незаконным, поскольку о времени и месте рассмотрения правонарушения он не был уведомлен, решение принято в его отсутствие, в который раз он был лишен возможности знакомиться с материалами, давать объяснения по существу нарушения, заявить об обстоятельствах, которые должностным лицом Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле могли быть признаны в качестве смягчающих обстоятельств. Просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле № 9/31 от 20.04.2011 г. о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренным частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выразившимся в несвоевременной регистрации в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя, и уплате финансовой санкции в размере 5000 руб. незаконным и не подлежащим исполнению.

В исковом заявлении от 14.09.2011 г. истец просил признать незаконным упомянутое решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле от 20.04.2011 г. № 9/31 и отменить его.

В судебном заседании истец Сазонов В.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Косарева И.В. заявленные истцом требования не признала, указала, что в связи с нарушением Сазоновым В.Ю. срока регистрации в качестве страхователя в территориальных органах Пенсионного фонда РФ 18.01.2011 г. был составлен акт № 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении истцом срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в акте были указаны время и место рассмотрения акта, а именно 17.02.2011 г. 11:00 час. Указанный акт был направлен Сазонову В.Ю., однако заказное письмо было возвращено почтовой службой за истечением срока хранения. 17.02.2011 г. заместителем руководителя УПФР в г. Туле было вынесено решение № 9, которым на истца была наложена финансовая санкция в связи с несоблюдением срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в размере 10 000 руб. Данное решение было направлено истцу почтой, затем 16.03.2011 г. направлено требование № 8 об уплате указанного штрафа. Истец обжаловал решение № 9, и Отделением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Тульской области вынесено решение от 11.04.2011 г. № 2 об изменении решения № 9 и применении к Сазонову В.Ю. штрафных санкций в размере 5000 руб. На основании решения ОПФР по Тульской области Управлением ПФР в г. Туле было вынесено решение от 20.04.2011 г. № 9/31 о привлечении Сазонова В.Ю. к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. О рассмотрении материалов 20.04.2011 г. УПФР в г. Туле истца не уведомляло, поскольку при принятии решения дополнительных материалов не исследовалось, и данное решение улучшило положение Сазонова В.Ю. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено ст. 11 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями), регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика, в том числе адвокатов, по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным" заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

Согласно п. 1 ст. 27 названного Федерального закона, нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей, более чем на 30 дней – 5000 рублей.

Как установлено по делу, Сазонов В.Ю. получил статус адвоката и был зарегистрирован в реестре адвокатов Тульской области 13.05.2010 года, что подтверждается удостоверением адвоката № 71/799.

С заявлением о регистрации в качестве страхователя Сазонов В.Ю. 15.10.2010 г. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Туле, и с указанной даты был зарегистрирован в качестве страхователя.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленный ст. 11 названного Федерального Закона срок регистрации лица в качестве страхователя был нарушен Сазоновым В.Ю. менее чем на 90 дней.

В соответствии статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федераций, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что нарушений требований закона при принятии оспариваемого решения допущено не было.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ в силу ст. 3 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Этим же Федеральным Законом установлен порядок проведения проверки плательщиков страховых взносов и порядок привлечения к ответственности за правонарушение органами контроля за уплатой страховых взносов.

В силу ст. 45 Федерального закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», принятого Государственной Думой 17 июля 2009 года, одобренного Советом Федерации 18 июля 2009 года в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Статьей 39 вышеназванного Закона предусмотрен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Так, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В ходе рассмотрения дела установлено и следует из представленных доказательств, специалистом Управления ПФР в г. Туле 18.01.2011 г. был составлен акт № 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении Сазоновым В.Ю. срока регистрации в качестве страхователя в территориальном органе ПФР, в акте были указаны место и время рассмотрения данного акта, а именно – 17.02.2011 г. в 11:00 часов.

Указанный акт был направлен Сазонову В.Ю. заказной почтой 20.01.2011 г., о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений и данные сайта «Почта России», согласно которым 28.02.2011 г. заказное письмо, направленное истцу, было возвращено в УПФР в г. Туле в связи с истечением срока хранения.

17.02.2011 г. состоялось рассмотрение акта камеральной проверки от 18.01.2011 г. № 43 в отсутствие истца, по результатам рассмотрения заместителем руководителя УПФР в г. Туле Акининой В.В. было вынесено решение от 17.02.2011 г. № 9 о возложении на Сазонова В.Ю. финансовой санкции за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя с пропуском срока более чем на 90 дней в размере 10 000 руб.

Данное решение было направлено истцу заказной почтой 21.02.2011 г., а 16.03.2011 г. также было направлено требование об уплате штрафа № 8.

Не согласившись с решением заместителя руководителя УПФР в г. Туле № 9 от 17.02.2011 г., истец обжаловал его в Отделение ПФР по Тульской области, которым по результатам рассмотрения материалов было принято решение 11.04.2011 г. № 2, которым жалоба Сазонова В.Ю. была признана обоснованной с формулировкой: решение УПФР в г. Туле изменено или вынесено новое решение по существу, установлена сумма штрафа в размере 5000 руб. в связи с признанием пропуска заявителем срока регистрации в качестве страхователя менее чем на 90 дней.

Сведений о направлении данного решения № 2 от 11.04.2011 г. истцу ответчиком не представлено.

Вместе с тем, 20.04.2011 г. Управлением ПФР в г. Туле вновь состоялось рассмотрение материалов камеральной проверки, в том числе акта от 18.01.2011 г. № 43 в отношении Сазонова В.Ю., однако как следует из объяснений истца и не оспаривалось ответчиком о данном рассмотрении, он не был уведомлен надлежащим образом.

Принимая во внимание объяснения истца и конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что не извещение Сазонова В.Ю. о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, пусть и повторного, не дало ему возможности дать объяснения, в том числе, заявить о наличии смягчающих обстоятельств, например, о том, что он своевременно и в полном объеме уплатил страховые взносы за 2010 г., тогда как согласно правовой позиции, высказанной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 223-0, возложение ответственности на страхователей за несвоевременную регистрацию корреспондирует обязанности уплаты страховых взносов и при отсутствии обязанности уплаты страховых взносов не может применяться. Вместе с тем, данные обстоятельства в соответствии с положениями подпункта 4 части 1 и части 4 статьи 44 Федерального закона от 25.07.2009 г. № 212-ФЗ могли быть учтены в качестве смягчающих при рассмотрении материалов камеральной проверки и принятии решения о размере штрафа, однако учтены не были ни при рассмотрении материалов 17.02.2011 г., ни 11.04.2011 г., ни 20.04.2011 г.

В связи с изложенным неизвещение Сазонова В.Ю. о рассмотрении материалов камеральной проверки 20.04.2011 г. суд признает существенным нарушением прав истца.

Однако Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ вопрос о последствиях несоблюдения должностным лицом органов по контролю за уплатой страховых взносов порядка вынесения решения не урегулирован.

В этой связи суд, руководствуясь положениями ст. 11 ГПК РФ, применяет аналогичную норму налогового права.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Налогового кодекса РФ, в том числе неизвещение лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю, о рассмотрении материалов проверки, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Изложенное свидетельствует о том, что при привлечении Сазонова В.Ю. решением заместителя начальника УПФР РФ в г. Туле № 9/31 от 20.04.2011 года к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», были допущены нарушения, которые не позволяют суду признать его законным и обоснованным, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования заявителя.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Сазонова Валерия Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании незаконным решения должностного лица, взыскании судебных издержек удовлетворить.

Признать незаконным решение заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле № 9/31 от 20.04.2011 года о привлечении Сазонова Валерия Юрьевича к ответственности за нарушение пенсионного законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий        подпись

Копия верна.

Судья                                А.С. Бездетнова.