Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-808/11 по заявлению ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» об обжаловании действий Государственной инспекции труда в Тульской области,
у с т а н о в и л :
ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» обратился в суд с заявлением об обжаловании предписания Государственной инспекции труда № 7-141-11-ОБ/12/3 от 18.03.2011 года, мотивируя свои требования тем, что Общество с ограниченной ответственностью «Тульское производственное предприятие «Квант» создано и действует в целях привлечения к трудовой деятельности инвалидов по зрению и других заболеваний. Численность работающих на текущий момент 85 человек, из них 50 человек инвалиды, что составляет 58% от общей численности работающих. Фонд оплаты труда инвалидов составляет 35% в общем фонде оплаты труда. Средняя заработная плата работающих с начала 2011 года 9597 рублей, в том числе инвалида 5361 рубль. В период с 17.02.2011 года Государственной инспекцией труда в Тульской области на нашем предприятии была проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства. В результате проверки было вынесено Предписание №-ОБ/12/3 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии, с которым генеральный директор ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» Кошелева А.Н. была обязана устранить нарушения трудового законодательства, а именно, отменить приказы № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения нормы выработки труда. С выводами проверки не согласны. Поскольку нормы выработки в ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» были повышены одновременно с увеличением тарифной ставки 2-го разряда с 2730 руб. до 4683 руб., или на 171,5 %, из расчета 21 рабочий день. Тарифная ставка повышена на 71.5%, что приводит не к уменьшению заработной платы, а к её увеличению. О введении новых норм выработки работники были извещены за два месяца, согласно статьи 162 ТК РФ. ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» заключило договора с ООО «РБМ», ООО «Агропромис», и ООО «Политзк-Пайп» на оказание услуг по сборке пластмассовых изделий для сантехники на условиях давальческого сырья. Оплата труда на этих изделиях сдельная. Первоначально были установлены опытные нормы выработки с высоким процентом их перевыполнения, для обеспечения гарантированной заработной платы, так как в то время основное производство ПРА не было постоянным и премия основным рабочим не выплачивалась. Заказчик по каждому виду продукции устанавливает свою цену. В стоимость работ, кроме заработной платы, включены частично затраты на коммунальные услуги, расходы по охране труда и технике безопасности, заработная плата обслуживающего персонала, доставка рабочих из г. Болохово, которые работают на данных изделиях. Заработная плата в цене составляет 50%. Нормы выработки устанавливались не качественные, не обоснованные, легко перевыполняемые работниками, постоянно работающими на этих операциях, временно переведенными и вновь принятыми. Работа ручная, тарифицируется 2 разрядом. При повышении тарифной ставки и норм выработки заработная плата увеличивается при полной загрузке из расчета 21 дня. Поэтому, принимая во внимание рост объемов услуг по сборке фитингов для увеличения заработной платы рабочих, нормы на сборке фитингов были увеличены на 16,7%, а расценок на 46,6%, что при среднем перевыполнении норм выработки на 138% заработная плата будет 6468 рублей против 4410 рублей при старых нормах. При данных действиях администрации предприятия не предусматривается ущемление интересов рабочих. Администрация не увеличивает нормы труда, уменьшая при этом расценки, а наоборот увеличивает заработную плату. Предписание трудовой инспекции обязывает предприятие произвести доплаты до величины прожиточного минимума на душу населения согласно Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области. В настоящее время с опозданием было направлено письмо на имя заместителя главы администрации г. Тулы по местному самоуправлению, координатору городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с отказом от присоединении к данному соглашению. На предприятии трудятся 85 человек, в том числе 53 инвалида, из них 49 человек инвалиды по зрению. Предприятие не вышло на докризисные объемы производства, кроме того услуги по сборке изделий на основе давальческого сырья не предусматривают никаких доплат, а только сдельную работу по факту. Во избежание массового сокращения работающих, предприятие на протяжение двух лет работает в режиме неполной рабочей недели. В настоящее время нет финансовой возможности производить эти доплаты, так как это приведет к увеличению кредиторской задолженности: образуется задолженность по выплате заработной платы, налогов всех уровней, что повлечет за собой штрафы и пени, коммунальных затрат, что может привести к остановке производства. Труд инвалидов, связанный с их заболеваниями, является непроизводительным, относится к 1-2 разрядам и хозяйственное общество не может экономически необоснованно увеличивать заработную плату неквалифицированным рабочим. Работающие инвалиды получают пенсию, что влияет на их доход. В дальнейшем при первой возможности, будем производить доплаты, если будет такая ситуация, хотя на 2011 год, согласно бизнес-плана, планируем среднюю заработную плату инвалида 6130 рублей. С учетом изложенного, просит суд отменить Предписание Государственной инспекции труда в Тульской области №-ОБ/12/3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В уточненном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Тульской области было вынесено постановление №-ОБ/12/7 о назначении административного наказания, в соответствии с которым, ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» признано виновным в совершении административного правонарушении и назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей. Так же ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Тульской области было вынесено постановление №-ОБ/12/6 о назначении административного наказания, в соответствии с которым, генеральный директор ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» Кошелева А.Н. признана виновным в совершении административном правонарушении и назначено наказание в виде штрафа в сумме 5 000 рублей. Основанием для вынесения указанных постановления послужили акт проверки №-ОБ/12/2 от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/12/3. Просит суд отменить Предписание Государственной инспекции труда в Тульской области №-ОБ/12/3 от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Государственной инспекции труда в Тульской области №-ОБ/12/7 от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Государственной инспекции труда в Тульской области №-ОБ/12/6 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» Кошелева А.Н и Абрамов А.И. поддержали доводы заявления по вышеизложенным основаниям, просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда - государственный инспектор труда в Тульской области Овчинникова М.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагала, что заявленные требования не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемые предписание и постановления о назначении административного наказания вынесены в соответствии с требованиями законодательства, поводом для проведения проверки послужило обращение работников ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» о нарушении их трудовых прав, которое в ходе проверки нашло свое подтверждение.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Тульской области на рассмотрение поступило обращение работников ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» о том, что работодателем без достаточных на то оснований повышаются нормы выработки и в связи с этим высказывались опасения, что рабочие-инвалиды по зрению не смогут выполнять установленные нормы и, следовательно, не будут зарабатывать даже минимального размера заработной платы, установленного в регионе.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Тульской области в ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства РФ по вопросам, поставленным в указанном выше обращении.
В ходе проверки государственным инспектором труда было установлено, что приказами генерального директора Общества А.Н.Кошелевой № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении тарифных ставок, окладов и пересмотре норм выработки» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении тарифных ставок, пересмотре норм выработки на участке сантехники» действительно были повышены нормы выработки для рабочих сдельщиков пропорционально 40% повышения тарифных ставок на всех технологических операциях.
По результатам проверки государственным инспектором труда (по правовым вопросам) М.Н.Овчинниковой был составлен акт проверки №-ОБ/12/2 от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание №-ОБ/12/3 от ДД.ММ.ГГГГ с требованием отменить приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения норм выработки как изданные в нарушение ч.2 ст. 160 Трудового кодекса РФ.
В силу 356 Трудового Кодекса РФ одним из основных полномочий, реализуемых инспекцией труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протокола об административных правонарушениях, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятию мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Давая оценку правомерности выводов государственного инспектора труда, суд исходит из положений ч.2 ст. 160 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 160 Трудового кодекса РФ достижение высокого уровня выработки продукции отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
Как усматривается из представленных документов, а также следует из объяснений сторон, в том числе генерального директора ООО «Тульского производственного предприятия «Квант», на момент издания приказов № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении тарифных ставок, окладов и пересмотре норм выработки» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении тарифных ставок, пересмотре норм выработки на участке сантехники» фактически совершенствования технологии, внедрения новой техники, технологии либо проведения организационных и иных мероприятий, что обеспечивало повышение производительности труда без дополнительной нагрузки на работников, в том числе замены устаревшего оборудования, не произошло.
В этой связи выводы государственного инспектора по труду являются обоснованными, а заявленные требования в данной части не подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя истца Кошелевой А.Н. о том, что в случае отмены приказов и возвращения на прежние нормы выработки, работники утратят мотивацию к труду, поскольку при низкой выработке оплата их труда будет производиться в размере величины прожиточного минимума, что в конечном счете приведет к гибели всего предприятия, не могут служить основанием к признанию незаконными выводов инспектора труда в данной части, которым установлено нарушение трудовых прав работников, которое подлежит устранению работодателем независимо от экономической целесообразности.
Инспектором по труду в ходе проверки также были установлены нарушения ч.11 ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ, п. 2.5.3. Областного трехстороннего соглашения между Администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей на 2011-2012 годы, о том, что работодатели производят выплату месячной заработной платы работникам (в том числе занятым у индивидуальных предпринимателей) внебюджетного сектора экономики, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области на 2011-2012 годы, п. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области (утв. решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ минимальная заработная плата на территории Тульской области установлена в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Тульской области, п.1 Постановления Администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за 4 квартал 2010г.», согласно которому величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 5840, 04 коп., так как заработная плата основных работников участка № Общества Абрамовой Г.Ф., Бобринева Н.П., Дурнева С.С, Дурневой И.П., Антонова Б.Г., Евтухова Д.Е. и других за полностью отработанный месяц в январе 2011 года составила 4330 рублей. Работодателем представлено письмо заместителю главы администрации г.Тулы по местному самоуправлению, координатору Городской территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений А.В.Стукалову (исх.45 от ДД.ММ.ГГГГ)о том, что Предприятие не имеет возможности присоединится к городскому трехстороннему соглашению между администрацией города Тулы, Координационным советом организаций профсоюзов города Тулы и территориальным объединением работодателем «Тульский городской союз работодателей» на 2011-2012 годы. Согласно данному письму, Предприятие будет производить доплаты до минимальной заработной платы, установленной по Российской Федерации.
Порядок отказа работодателей присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тульской области установлен ч.7 ст. 15 Закона Тульской области от 02.11.2007г. №889-ЗТО «О социальном партнерстве в сфере труда» (принят постановлением Тульской областной Думы от 18 октября 2007г. №52/2324), в соответствии с которой если работодатели, осуществляющие деятельность на территории области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в орган исполнительной власти области по труду мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
В соответствии с ч.9 ст. 11 Закона Тульской области от 02.11.2007г. №889-ЗТО «О социальном партнерстве в сфере труда», копии письменных отказов работодателей от присоединения к соглашению направляются органом исполнительной власти области по труду в государственную инспекцию труда в Тульской области.
На момент проведения проверки как установлено государственным инспектором, сведения о работодателях не присоединившихся Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тульской области (утв. решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений г.Тулы от 4.10.2010г.), от органа исполнительной власти области по труда в государственную инспекцию труда в Тульской области не поступали, в связи с чем требования ОАО «Тульское производственное предприятие «Квант» в данной части также удовлетворению не подлежат.
Порядок проведения проверки инспектором труда заявителем в жалобе не оспаривался.
Вместе с тем, судом установлено, что внеплановая проверка была проведена инспектором труда на основании письменного обращения вышеназванных работников о нарушении их трудовых прав. На основании распоряжения на проверку, выданного ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Тульской области.
Акт проверки и предписание были вручены работодателя в день окончания проверки, о чем также имеются соответствующие подписи. Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении порядка проведения проверки, предусмотренного ст.ст. 18 и 19 Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, судом не установлено нарушений, влекущих отмену постановления государственного инспектора труда, равно как и признания незаконным акта внеплановой проверки, предписания и протокола об административном правонарушении, в связи с чем, заявлению ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления ООО «Тульское производственное предприятие «Квант» об обжаловании действий Государственной инспекции труда в Тульской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова.