Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2011 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1258/2011 по иску Дворянчиковой Веры Павловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л:
Дворянчикова В.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела 25 летний трудовой стаж педагогической деятельности.
Между тем, решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал ей в назначении таковой пенсии ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включив в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ.
С выводами ответчика она не согласна, считает, что в данный периоды работы ее должности являлись выборной ответственной работой в партийных и комсомольских органах, которые также можно отождествить с педагогической деятельностью, поскольку ей приходилось работать с учащимися, в круг обязанностей входило обучение пионервожатых, участие в областных слетах детей, работа в школьных коллективах с учащимися и учителями.
Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с даты ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ.
В судебное заседание истец Дворянчикова В.П. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке.
Представитель истицы по доверенности Суменкова О.Г. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, указав на то, что УПФ РФ правомерно не принят в зачет специального стажа период работы истца в должностях секретаря комитета ВЛКСМ в СГПТУ в РК ВЛКСМ, так как наименование должности «секретарь комитета» и наименование учреждения «ВЛКСМ» не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием специального стажа, дающего права нам назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дел, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж истца не были включены периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г.Туле согласиться нельзя.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность «комсорг РК ВЛКСМ» не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность «комсорг РК ВЛКСМ» также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истца усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, она работала в педагогических должностях в различных образовательных учреждениях, и эта работа засчитана ответчиком в специальный стаж, кроме работы истицы в должности «комсорг РК ВЛКСМ».
Факт работы Дворянчиковой В.П. в спорные периоды с 24.08.1982 г. по 31.10.1986 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ подтверждается трудовой книжкой истца
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № Романова (Дворянчикова) В.П. протоколом № заседания бюро Пролетарского РК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ
Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается выдача заработной Романовой (Дворянчиковой) В.П. за сентябрь 1982 г. В протоколе № заседания бюро Привокзального РК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ значится: «освободить тов. Романову Веру Павловну от обязанностей секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой места жительства». Далее значится: «Утвердить в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ тов. Романову Веру Павловну. В протоколе № заседания бюро Привокзального РК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ значится: «Освободить тов. Романову Веру Павловну от обязанностей секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ № в связи с переменой места жительства с ДД.ММ.ГГГГ
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно п.п. «а» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
При этом в силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из подп. «а» п.1 Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений: время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.
Следовательно, судом установлено, что должность секретаря комитета РК ВЛКСМ являлась выборной, и в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Таким образом, требование истца об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ она имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Дворянчиковой Веры Павловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный трудовой стаж Дворянчиковой Веры Павловны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-9 в Привокзальном РК ВЛКСМ г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ-25 в Пролетарском РК ВЛКСМ..
Признать за Дворянчиковой Верой Павловной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Дворянчиковой Вере Павловне досрочную трудовую пению по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г.Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.С. Бездетнова
Копия верна
Судья: А.С. Бездетнова