№2-1561/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года                                                                            г.Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1561/11 по исковому заявлению Прохиной Ларисы Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л:

     Прохина Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику.

    В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1977 г. по настоящее время она работает педагогическим работником в различных детских образовательных учреждениях. В связи с имеющимся у нее требуемым специальным стажем в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. 05.04.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако решением ответчика в назначении ей указанной пенсии было отказано ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включены в специальный стаж периоды работы с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня; с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности социального педагога и в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы.

С решением ответчика не согласна, просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня, с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности социального педагога и в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения, то есть с 05.04.2011 г.

    В судебное заседание истец Прохина Л.П. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. уточнила заявленные требования, просила признать за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня, с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности учителя русского языка и литературы, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения, то есть с 05.04.2011 г. Пояснила, что период работы истца Прохиной Л.П. в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы подлежит включению в специальный стаж, поскольку должность учителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение, а потому включается в стаж работы независимо от занятия штатной должности.

Просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле по доверенностям Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные Прохиной Л.П. требования не признали. В обоснование своих возражений ссылались на то, что период работы истца с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня правомерно не включен в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463.

Период работы истца 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы также не подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку работа выполнялась Прохиной Л.П. без занятия штатной должности.

На основании изложенного, просили в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у Прохиной Л.П. требуемого специального стажа работы.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 05.04.2011 г. Прохина Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику в соответствии с пп.19. п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ответчика №1811 от 04.07.2011 г. в назначении ей указанной пенсии было отказано ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, при этом не включены в специальный стаж периоды работы истца с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня, так как наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463.

    С данным выводом УПФ РФ (ГУ) в г.Туле суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В силу ч.3 ст.28 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Указанным Списком в разделе «Наименование должностей» должность «воспитатель группы продленного дня» не предусмотрена. Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «школы всех наименований».

Утвержденным Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.09.1991 года № 463 Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» разделом «Наименование должностей» должность «воспитатель группы продленного дня» также не предусмотрена.

Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ, поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

            Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года за № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит наименования такой должности, как «воспитатель группы продленного дня». В то же время данный Список содержит наименования таких должностей, как «воспитатель», «старший воспитатель», «воспитатель-методист», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204, Типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства от 19 марта 2001 г. № 196 предусмотрено, что образовательное учреждение с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем (может открывать группы продленного дня.

Согласно утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.10.1962 года №1310 Положению о школе с продленным днем и группах продленного дня группы продленного дня организуются по желанию родителей в начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах. При этом в обязанности воспитателя входит проведение с детьми во внеурочное время внеклассных и внешкольных образовательно - воспитательных мероприятий, а также организация самостоятельной работы учащихся по выполнению домашних учебных заданий, наблюдение за этой работой и оказание необходимой помощи учащимся и т.д.

До введения в действие Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 общеобразовательные школы руководствовались в своей деятельности Уставом средней общеобразовательной школы, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 года № 748. В соответствии с указанным Уставом воспитательную работы с учащимися в группах (классахппах ()) продленного дня, при школах ведут воспитатели, которые прививают воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качеств, навыки культурного поведения, регулирует режим для воспитанников, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и организации досуга; осуществляет совместно с школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников.

Таким образом, педагогическая работа с обучающимися после окончания учебных занятий либо до их начала (для обучающихся во вторую смену) осуществляется в группах продленного дня работниками с наименованием должности — воспитатель.

Согласно примечаниям к Типовым штатам руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1986 года № 264, должность воспитателя устанавливается из расчета одной единицы на группу продленного дня.

Тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №;463\1268 предусматривается, что воспитатель, состоящий в штате образовательного учреждения может выполнять работу с обучающимися, воспитанниками в группе продленного дня или в интернате при школе, в общежитии и т.д. В качестве должностных обязанностей воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся и осуществляет их воспитание; использует разнообразные приемы, методы и средства обучения; организует выполнение обучающимися режима дня; приготовление ими домашних заданий; оказывает им помощь в учении и организации досуга и т.д.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005 г. № 440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению Министерства образования и науки РФ установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как усматривается из трудовой книжки, истец Прохина Л.П. с 01.09.1977 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - 05.04.2011 г., осуществляла педагогическую деятельность в различных учебных учреждениях для детей и эти периоды ее работы включены в специальный стаж, кроме вышеуказанных спорных периодов.

На основании приказа Привокзального РОНО г.Тулы №258 от 28.04.1984 г. истец работала в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе №66 г.Тулы с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. на полную педагогическую ставку.

Проанализировав вышеприведенные нормы материального права, а также принимая во внимание вышеприведенные доказательства, суд приходит в выводу, что характер и содержание выполняемой истцом работы в спорный период в должности воспитателя группы продленного дня свидетельствует об осуществлении ею педагогической деятельности по характеру деятельности и осуществляемым функциям соответствующей должности воспитателя, тождественность которой должности воспитателя группы продленного дня подтверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005 г. № 440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей», в этой связи вывод УПФ РФ (ГУ) в г.Туле об исключении из специального стажа истицы периода ее работы в должности воспитателя группы продленного дня является необоснованным.

          Кроме того, то обстоятельство, что в Списке указана должность воспитателя, а не воспитателя группы продленного дня, не может повлиять на оценку этого стажа работы в качестве педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Ссылка в наименовании должности воспитателя на группу продленного дня означает место работы воспитателя, а не ту деятельность, которая не имеет отношения к педагогической деятельности.

При таких обстоятельствах, требование истца о включении в ее специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику периода с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня в МОУ –СОШ №66 г.Тулы подлежит удовлетворению.

Давая оценку правомерности заявленных истцом требований о включении в специальный стаж периода ее работы с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы, суд исходит из следующего

Вышеуказанным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школы всех наименований».

Согласно п.4. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

      Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Из трудовой книжки истца и справке, выданной МОУ СОШ №66 г.Тулы в спорный период работы истец занимала штатную должность «социальны педагог», которая не включена в Список, действующий с 01.11.1999 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067).

В то же время пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 N 79), предусмотрено, что в специальный стаж подлежит зачислению работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком N 1067. По смыслу указанного положения Правил следует, что лицо могло не занимать штатную должность учителя, но при этом осуществлять фактически указанную деятельность (занимая другую штатную должность).

Согласно указанного Списка, в специальный стаж для назначения пенсии по старости досрочно подлежит включению работа в должности учителя общеобразовательной школы.

При этом положение пункта 1 Правил к вопросу о необходимости выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) вводилось в действие только с 01.09.2000 г., до указанного момента объем нагрузки не учитывался.

    Из материалов дела следует, что истица, работая в штатной должности социального педагога (которая не предусмотрена Списком N 1067), одновременно выполняла учебную нагрузку на полную педагогическую ставку.

Данный факт подтверждается справкой, выданной 15.08.2011 г. МОУ СОШ №66 г.Тулы №246, из которой следует, что истец работает с 30.08.2002 г. по настоящее время в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы в количестве полной педагогической ставки, тарификационными списками и карточками-справками за спорный период, в которых Прохина Л.П. поименована в должности учителя русского языка и литературы в количестве одной ставки.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу, что работа истца в должности учителя в общеобразовательной школы включается в стаж работы независимо от занятия штатной должности, а потому работа Прохиной Л.П. в спорный период подлежит зачету в спецстаж. что и: й трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, требование истицы об обязании УПФ РФ в г. Туле включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы ее с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г.в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ-№66 г.Тулы подлежит удовлетворению.

Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2011 г., если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца Прохоровой Л.П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 05.04.2011 г. истец имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

исковые требования Прохиной Ларисы Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику - удовлетворить.

Признать за Прохиной Ларисой Петровной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Прохиной Ларисы Петровны, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды ее работы: с 29.08.1984 г. по 21.10.1984 г. в должности воспитателя группы продленного дня в МОУ СОШ №66 г.Тулы; с 30.08.2002 г. по 31.03.2011 г. в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ №66 г.Тулы.

Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г.Туле назначить Прохиной Ларисе Петровне досрочную трудовую пенсию по старости с 05.04.2011г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200