решение от 07.07.2011 года по делу № 2-1154/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2011 года                             город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего судьи Бездетновой А.С.

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1154/2011 по исковому заявлению Краснопевцева Вячеслава Константиновича к Департаменту социального развития Тульской области об установлении факта трудовой деятельности, выдачи справки о заработной плате, учитываемой при начислении пенсии,

у с т а н о в и л:

    Краснопевцев В.К. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тульской области об установлении факта трудовой деятельности, выдачи справки о заработной плате, учитываемой при начислении пенсии.

    В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 14.05.2011 г. он достиг общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Однако сотрудница Управления Пенсионного фонда РФ представила ему предварительный расчет размера трудовой пенсии и пояснила, что для увеличения размера трудовой пенсии ему необходимо представить справку о заработной плате за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе по совместительству в Зареченском районном отделе социального обеспечения в должности социального работника. Между тем, в архивах Комитета социальной защиты населения г. Тулы, Департамента социального развития Тульской области, Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы», Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, Муниципального архива Комитета Тульской области по делам архивов, данных о его заработной плате за указанный период работы не содержится. Считает, что данный период его работы необоснованно исключен из расчета его трудовой пенсии, в связи с чем просит установить факт трудовой деятельности по совместительству в Зареченском районном отделе социального обеспечения г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что Департамент социального развития Тульской области является правопреемником в отношении его требования и просит обязать данное учреждение выдать ему справку о заработной плате, учитываемой при назначении пенсии за период работы в Зареченском районном отделе социального обеспечения г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 90 рублей.

    В судебном заседании истец Краснопевцев В.К. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Департамента социального развития Тульской области по доверенности Кузнецова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. В письменных возражениях указала, что факт трудовой деятельности истца в данный период не оспаривает. Вместе с тем, Департамент социального развития Тульской области не является правопреемником Зареченского райсобеса г. Тулы и не располагает информацией о заработной плате его работников.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала и указала, что основанием для расчета трудовой пенсии гражданину служат представляемые им документы, в том числе надлежащим образом составленные справки о заработной плате. Справку о заработной плате в период работы в Зареченском районном отделе социального обеспечения г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не представил, в связи с чем заработок за данный период не может быть включен в расчет размера трудовой пенсии истца.

Представитель третьего лица Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Савищев А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу положений п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня вступления в действие указанного закона утрачивает силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ и Федерального закона № 167-ФЗ и предусматривающие вопросы пенсионного обеспечения в РФ, применяются в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

В соответствии с законодательством РФ оценка пенсионных прав истца должна осуществляться с учетом требований пунктов 1, 2, 5, 9 статьи 30 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В частности, из положений приведенной нормы закона следует, что В связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, в соответствии с пунктом 3 названной статьи Федерального закона № 173-ФЗ:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. При этом, по смыслу законодательства, заработок при работе по совместительству суммируется с заработком по основной работе при исчислении или перерасчете пенсии.

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002, К заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы, в том числе, о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Из системного толкования положений статьей 6 и 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатели, являющиеся страхователями, обязаны представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц (работников), вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и по их требованию предоставлять соответствующие сведения об их трудовой деятельности, в том числе, о получаемой заработной плате.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из трудовой книжки истца Краснопевцева В.К., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в различных должностях в Тульском заводе «Арсенал».

Работа по совместительству истца за этот период времени в трудовой книжке истца не отражена.

Вместе с тем, из представленного суду личного дела истца Краснопевцева В.К., ведшегося в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Зареченском отделе социального обеспечения г. Тулы, справками-разрешениями № 92, № 15, приказами о приеме на работу по совместительству № 26 от ДД.ММ.ГГГГ, № 3 от ДД.ММ.ГГГГ, № 47 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению о предоставлении отпуска от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности социального работника в Отделе социального обеспечения Зареченского района г. Тулы.

Выполнение истцом работы в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материалами личного дела не подтверждается. Однако в материалах личного дела имеется заявление на отпуск от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно требованиям статьи 286 Трудового кодекса РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом. Такое же положение содержится и в пункте 6 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 81/604-К-3/6-84, действовавшего в спорный период работы истца. В этой связи суд приходит к выводу о зачете времени работы по совместительству истца в Отделе социального обеспечения Зареченского района г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по дату увольнения, указанную в приказе № 47 от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца и в его личном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, указанные документы подтверждают выполнение истцом работы в должности социального работника в отделе социального обеспечения Зареченского района г. Тулы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявленные истцом требования в данной части подлежат удовлетворению.

Как следует из приказа № 26 параграф 3 от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу по совместительству истца с ДД.ММ.ГГГГ, он был принят на работу с окладом 90 рублей.

Давая оценку заявленным истцом требованиям об обязании Департамента социального развития выдать справку о заработной плате, учитываемой при назначении пенсии за период работы в Зареченском районном отделе социального обеспечения г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 90 рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Согласно статьи 284 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Статьей 285 Трудового кодекса РФ определено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Вместе с тем, в соответствии с Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 09.03.1989 N 81/604-К-3/6-84, действовавшего в спорный период работы истца, работа по совместительству в пределах месячной нормы рабочего времени разрешается только тем рабочим, которые на 22 сентября 1988 г. были заняты на работе по совместительству с такой продолжительностью рабочего времени. При переходе указанных рабочих на другую работу по совместительству на них распространяется общее правило. Оплата труда совместителей производится за фактически выполненную работу.

Таким образом, указание на принятие истца на работу по совместительству в Отдел социального обеспечения Зареченского района г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ с окладом 90 рублей, само по себе не может служить основанием для признания его заработной платы за весь период работы как 90 рублей ежемесячно, поскольку суд не располагает сведениями о ставке рабочего времени, фактически отработанном истцом времени, а также о том, изменялся ли его оклад в периоды его работы в 1988 и 1989 годах с учетом того, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу по ДД.ММ.ГГГГ

При этом из представленных суду истцом ответов из Департамента социального развития Тульской области № 25-8/2620 от ДД.ММ.ГГГГ, Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району № 789-Оз от ДД.ММ.ГГГГ, справки, выданной Централизованной бухгалтерией Сектора управления образования на территории Зареченского района г. Тулы № 225 от ДД.ММ.ГГГГ, ответа Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» № 1257 от ДД.ММ.ГГГГ, ответа Муниципального архива (отдела) Администрации города Тулы № 205 от ДД.ММ.ГГГГ, ответа Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» № 340 от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что документы по личному составу Отдела социального обеспечения Зареченского района г. Тулы в указанных организациях отсутствуют.

В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных Постановление Минтруда РФ N 16, Пенсионным фондом РФ N 19па от ДД.ММ.ГГГГ, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Таким образом, по смыслу приведенных положений справка о заработной плате может быть выдана работнику правопреемником ликвидируемой организации или архивным учреждением в том случае, если в их наличии имеются первичные документы бухгалтерского учета, на основании которых возможно установить среднемесячный заработок работника.

Однако таких документов у Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, Централизованной бухгалтерии Сектора управления образования на территории Зареченского района г. Тулы, Государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы», Муниципального архива (отдела) Администрации города Тулы, Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив», в том числе и у Департамента социального развития Тульской области, на которого истец полагает возложить данную обязанность не имеется, в связи с чем требования истца об обязании Департамента социального развития Тульской области выдать ему справку о заработной плате удовлетворению не подлежат.

Кроме того, отделы социального обеспечения действовали при исполнительных комитетах Совета депутатов трудящихся в районах на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.02.1972 г. № 124 Положения об отделе социального обеспечения исполнительного комитета районного в городе Совета депутатов трудящихся.

В связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 871 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановление Совета Министров РСФСР от 29.02.1972 г. № 124 признано утратившим силу.

Постановлением Главы г. Тулы от 09.02.1998 г. № 220 установлено, что в систему Управы города Тулы, исполнительного органа местного самоуправления города Тулы, входят: исполнительный директор - первый заместитель Главы города, другие заместители Главы города, главы администраций городских районов и поселков, департаменты, комитеты, управления, отделы и другие службы включая территориальные. Департамент, комитет - органы Управы города, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование деятельности в определенной сфере иных органов Управы города. Департамент возглавляет директор, комитет - председатель. В соответствии с приложением 1 к данному Постановлению был создан Комитет социальной защиты населения города Тулы подчинением Заместителю Главы города по социальной политике и культурному строительству, а также Комитеты социальной защиты населения администраций районов г. Тулы. Данным органам исполнительной власти были переданы функции социального обеспечения населения – Управлению – на всей территории муниципального образования, а комитетам районных администраций в соответствии с Типовым положением – как структурным подразделениям Управления – на территории района.

Постановлением Главы города Тулы от 11.05.1999 г. № 440 Комитет социальной защиты населения был преобразован в Управление социальной защиты населения Управы г. Тулы.

Постановлением Главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № 210 Комитеты социальной защиты населения администраций Зареченского, Пролетарского, Центрального районов Управы г. Тулы были реорганизованы и в соответствии с передаваемыми функциями из их состава выделились новые юридические лица, в том числе, Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района города Тулы».

Постановлением Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № 2162 предписано Управлению социальной защиты Управы г. Тулы и комитетам соцзащиты населения районных администраций г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ прекратить исполнение государственных полномочий по социальной защите населения. Управление социальной защиты населения Управы г. Тулы, а также Комитет социальной защиты населения администрации Зареченского района г. Тулы были ликвидированы в установленном законом порядке.

Вновь созданное на основании Постановления Главы города Тулы от Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» правопреемником Комитета социальной защиты населения Зареченского района г. Тулы, равно как и отдела социального обеспечения Зареченского района г. Тулы не является.

Департамент социального развития Тульской области, учрежденный в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № 304, а в настоящее время в соответствии с Постановлением Администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № 579, является органом исполнительной власти муниципального образования Тульская область, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения на территории Тульской области. Зареченский район г. Тулы к территории муниципального образования Тульская область не относится, а относится к территории муниципального образования Город Тула.

Исходя из вышеизложенного ни одно из привлеченных к участию в деле лиц, не может являться надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, в удовлетворении заявленных истцом требований об обязании Департамент социального развития Тульской области выдать справку о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере месячного оклада 90 рублей истцу должно быть отказано.

Руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск Краснопевцева Вячеслава Константиновича удовлетворить частично.

Установить факт трудовой деятельности Краснопевцева Вячеслава Константиновича по совместительству в должности социального работника в отделе социального обеспечения Зареченского района г. Тулы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В требованиях об обязании Департамент социального развития Тульской области выдать справку о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере месячного оклада 90 рублей Краснопевцеву Вячеславу Константиновичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.

    Судья        подпись

Копия верна.

Судья А.С. Бездетнова