Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2011 года г.Тула
Советский районный суд в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1160/2011 по иску Легостаева Владислава Анатольевича к Департаменту социального развития Тульской области, Управлению социальной защиты населения г. Тулы о признании незаконным отказа в выплате меры социальной поддержки незаконным и признании права на ежемесячную денежную выплату коммунальных услуг, обязании назначить эту выплату,
у с т а н о в и л:
Легостаев В.А. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тульской области, Управлению социальной защиты населения г. Тулы о признании незаконным отказа в выплате меры социальной поддержки незаконным и признании права на ежемесячную денежную выплату коммунальных услуг, обязании назначить эту выплату. В обоснование заявленных требований сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является «Ветераном боевых действий» имеет соответствующее удостоверение БК №, выданное ФСИН России. В соответствии с этим удостоверением имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах» и, соответственно, получает ежемесячную денежную выплату (ВДВ) и ежемесячную выплату в виде меры социальной поддержки - только 50% от платы за содержание жилья. По решению Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено звание «Ветеран труда» и ДД.ММ.ГГГГ соответствующее удостоверение выдано Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» серии ТИ №. По мнению истца, он как ветеран труда в силу Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано. Просит суд признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Обязать Департамент социального развития Тульской области назначить и произвести ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг с учетом моего обращения в Департамент с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Легостаев В.А. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их.
Представители ответчика Управлению социальной защиты населения г. Тулы по доверенности – Савищев А.Е. в судебном заседании исковые требования Легостаева В.А. не признал, просил в их удовлетворении отказать, считая их необоснованными, поскольку истец получает меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», а поэтому по Закону Тульской области не вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки.
Представитель Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке. Причину неявки суду не сообщил.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении названной выше меры социальной поддержки, истец сослался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном боевых действий имеет соответствующее удостоверение «Ветеран боевых действий», от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление такой меры социальной поддержки как получение ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, в чем ему, как он указывает было неправомерно отказано.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Легостаев В.А. являетсяветераном боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ, ему назначена и выплачивается пенсия, что подтверждается копией удостоверения серии БК №.
Право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Истец Легостаев В.А. был признан ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии БК №, выданное ФСИН России.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии Т-11 №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «Оветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществлениесистемы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий всоответствии с законодательством Российской Федерации, получениеежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений,оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическоеобслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той жеформы социальной поддержки по нескольким основаниям социальнаяподдержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Легостаев В.А. как ветеран боевых действий имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в т.ч. по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в т.ч. членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Статьей 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 23.1 указанного Федерального Закона, ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», установлена в размере 1 699 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (п.5 ст. 23.1 названного Федерального Закона).
Материалами дела подтверждено, что Легостаев В.А. по настоящее время является получателем ежемесячной денежной выплаты и льготной скидки по возмещению расходов на оплату жилья по категории «ветераны боевых действий» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Туле, сообщениями Военного комиссариата Тульской области и ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», имеющимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании.
Кроме того, указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и истцом, подтвердившим, что он как ветеран боевых действий является получателем ежемесячной денежной выплаты и имеет льготу по возмещению расходов на оплату жилья
Таким образом, Легостаев В.А. воспользовался правом на получение указанных мер социальной поддержки в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что поскольку Легостаеву В.А. как ветерану боевых действий предоставлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями), то оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не имеется.
При изложенных основаниях суд приходит к выводу о том, что заявленные Легостаевым В.А. исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Легостаева Владислава Анатольевича к Департаменту социального развития Тульской области, Управлению социальной защиты населения г. Тулы о признании незаконным отказа в выплате меры социальной поддержки незаконным и признании права на ежемесячную денежную выплату коммунальных услуг, обязании назначить эту выплату отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись А.С.Бездетнова
Копия верна:
Судья