решение от 08.11.2011 года по делу № 2-1801/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    08 ноября 2011 года                                                                          г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

    председательствующего Бездетновой А.С.,

    при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1801/2011 по иску Струк Ольги Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л:

    Струк О.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

    В обоснование заявленных требований, ссылалась на то, что 20.05.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.

Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от 01.08.2011 г. № 2125 ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, приняв к зачету в календарном исчислении периоды ее работы с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко», а также не включил в ее специальный стаж период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г., тогда как, по мнению истца, данные периоды подлежат зачету в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.

Просила признать незаконным отказ УПФР в г. Туле в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 20.05.2011 г., обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы периоды работы с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко», период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г.; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20.05.2011 года.

В судебном заседании истица свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Струк О.Е. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. Периоды работы истца с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко», правомерно включены в специальный стаж истицы только в календарном исчислении, поскольку наименование структурных подразделений медицинского учреждения – «отделение анестезиологии» и «реанимационное отделение» не соответствуют наименованиям, указанным в п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, период нахождения истца в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г. не может быть включен в специальный стаж на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», согласно которой женщине предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения средней заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который засчитывается в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

    Указанный льготный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

    В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При это Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.

    Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Струк О.Е. работала в периоды с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле № 2125 от 01.08.2011 г. указанный периоды работы истицы были включены в ее специальный стаж лишь в календарном исчислении, так как наименование структурных подразделений медицинского учреждения – «отделение анестезиологии» и «реанимационное отделение» не соответствуют наименованиям, указанным в п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

    Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя.

Так, при организации отделений реанимации и интенсивной терапии в 1975 году Минздрав СССР приказом от 29.12.1975 г. № 1188 определил, что основной задачей отделения является: осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройствами функции жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, поступающим из отделений больницы и доставленных скорой медицинской помощью.

В соответствии с этой задачей в отделение реанимации и интенсивной терапии подлежат госпитализации больные острыми расстройствами гемодинамики различной этиологии (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др.), с острыми расстройствами дыхания, другими острыми расстройствами функций жизненно-важных органов и систем (центральной нервной системы, нареихиматозных органов и др.), острыми нарушениями обменных процессов и др., больные в восстановительном периоде после агонии и клинической смерти, после оперативных вмешательств, повлекших за собой нарушения функций жизненно важных органов или при реальной угрозе их развития, тяжелые отравления (при невозможности госпитализации в соответствующие центры).

В приказе Минздрава СССР от 11 июня 1986 г. N841, призванным разграничить функции реанимации и интенсивной терапии от анестезиологии-реанимации указано, что основными задачами отделения (группы) анестезиологии-реанимации являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно важных органов и систем, тяжелые отравления - при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).

Из перечисленных задач реанимации и интенсивной терапии и анестезиологии-реанимации прослеживаются как схожесть функций, так и отличие.

Как правило, служба анестезиологии-реанимации является самостоятельной, а реанимации и интенсивная терапия входит в состав какого-либо отделения, в том числе анестезиологии-реанимации, но существуют и самостоятельные отделения реанимации и интенсивной терапии.

По штатам анестезиология-реанимация может отличаться от реанимации и интенсивной терапии тем, что в реанимации и интенсивной терапии могут работать медицинские сестры, не являющиеся анестезистами, а просто палатными.

Официальные наименования специальностей и должностей средних медицинских работников предусмотрены "Номенклатурой специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала", утвержденной Приказом Минздрава России от 19.08.1997 N 249, включающей, в частности специальность "Анестезиология и реаниматология" и должность "медицинская сестра-анестезист". Данным приказом утверждены Положения о специалистах со средним медицинским образованием и их Квалификационные характеристики. В частности, Положение по специальности "Анестезиология и реаниматология" содержит следующие требования: "К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области анестезиологии и реаниматологии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Анестезиология и реаниматология". Специалист в области анестезиологии и реаниматологии используется на должности "медицинской сестры-анестезиста".

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.2003 г. N 80 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" содержит официальные названия структурных подразделений ЛПУ - это: отделения (группы, палаты) "анестезиологии - реанимации"; отделения (группы, палаты) "реанимации и интенсивной терапии".

Как следует из объяснений истца и материалов дела, в перечисленные спорные периоды времени реанимационное и анестезиологическое отделения МУЗ городская больница им. Семашко г. Тулы действовали на основании единых Положений об отделении реанимации и интенсивной терапии больницы, а также об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденных Приказами Министерства здравоохранения СССР от 29.12.1975 г. № 1188 и от 11.06.1986 г. № 841 соответственно.

    Из приказов по МУЗ городская больница им. Семашко от 06.12.1982 г. и от 07.12.1982 г. следует, что анестезиологическое и реанимационные отделения этой больницы были организованы выделением из состава существовавшего ранее реанимационно-анестезиологического отделения.

При этом, как следует из объяснений истца и вышеназванных приказов, врачи, медсестры и другие работники анестезиологического и реанимационных отделений осуществляли прежние функции по проведению реанимационных мероприятий и иной интенсивной терапии больным, а именно осуществление наблюдения за состоянием больных в посленаркозном периоде; проведение интенсивной терапии, реанимации, ведение больных, включая взаимосвязанную работу с другими отделениями, отбор от этих отделений больных, которым необходима реанимационная помощь, перевод больных в отделения стационара после стабилизации функций жизненно-важных органов и т.д.

Из представленных суду штатных расписаний за 1985 и 1999 г. усматривается, что штатный состав анестезиологического и реанимационного отделений Городской больницы скорой медицинской помощи им. Семашко полностью соответствовал вышеприведенным нормативным положениям.

Кроме того, как следует из материалов дела, после издания приказа по Тульской городской больнице скорой медицинской помощи им. Семашко № 51 от 25.05.1998 г., когда наименования отделений были приведены в соответствие с Перечнем, то есть анестезиологическое отделение было переименовано в отделение анестезиологии-реанимации, а реанимационное – в отделение реанимации и интенсивной терапии, функции медицинского персонала, характер и объем выполняемой работы также не изменились.

При таких обстоятельствах, учитывая что, по смыслу положений ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия на льготных основаниях назначается именно в связи с особым характером деятельности лица, которое в соответствии с Конституцией РФ не может быть ущемлено в своих пенсионных правах только в связи с допущенными неточностями в формулировках, указанных в трудовых книжках, требования истца Струк О.Е. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 мес. за 1 год работы периодов ее работы: с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко».

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению заявленные истцом требования о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г. по следующим основаниям.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено лишь включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 февраля 2002 г., предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, к числу которых законодатель отнес и отпуск по уходу за ребенком.

В частности, согласно статье 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Аналогичные положения, исключающие возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, содержались и в статье 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РФ в редакции от Закона РФ от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с этим с целью единообразного решения в правоприменительной практике вопросов, касающихся включения в льготный стаж при установлении пенсии за выслугу лет периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Минтруд РФ своим Постановлением от 22 мая 1996 г. № 29 (в редакции Постановления Минтруда 01.10.1999 г. № 36) утвердил согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Как следует из пункта 21 указанного Разъяснения, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что данный период подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условия).

Как установлено судом, с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, 14.11.1997 года рождения, до достижения им возраста трех лет.

Следовательно, право на отпуск по уходу за ребенком возникло у истицы после вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1, положениями которого не предусматривалась возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, довод истца о включении в ее стаж работы отпуска по уходу за ребенком, имевшего место после 06 октября 1992 года, не основан на действовавшем на тот период времени законодательстве, так как правовое регулирование указанных отношений изменилось до наступления права.

При таких обстоятельствах, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 13.02.1998 г. по 30.11.1999 г. не подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, а ее требование о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику вышеназванных периодов нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком не подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца о досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику, суд исходит из положений ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 01.03.2010 года учетом включенных ответчиком и подлежащих включению по выводам суда периодов истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с 20.05.2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Струк Ольги Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Струк Ольги Евгеньевны в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы периоды ее работы с 06.12.1993 г. по 07.08.1994 г. в должности медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, с 29.01.1996 г. по 25.09.1997 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста во 2-м реанимационном отделении МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи им. Семашко».

Признать за Струк Ольгой Евгеньевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с 20.05.2011 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Струк Ольге Евгеньевне досрочную трудовую пению по старости с 20.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий       подпись.

Копия верна.

    Судья                                    А.С. Бездетнова.

    Секретарь