решение от 22.11.2011 года по делу № 2-14898/11



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    22 ноября 2011 года                                                                     г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе :

        председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

        при секретаре Карманниковой О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1898/2011 по иску Коновой Любови Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о включении в трудовой стаж периодов работы,

    у с т а н о в и л :

        Конова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о включении в трудовой стаж периодов работы.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 01.07.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от 30.09.2010 г. № 576 ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды: с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы.

Считает выводы ответчика незаконными в данной части и просила обязать УПФР в г. Туле включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды ее работы с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы.

В уточненном исковом заявлении от 22.11.2011 г. истец просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления права на такую пенсию, то есть с учетом периодов, о включении которых в специальный стаж просит истец, с 21.06.2011 г.

Истец Конова Л.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным, обоснованно не включены в специальный стаж истца периоды ее работы с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы, поскольку наименование учреждения «музыкально-хоровая студия» не предусмотрено Списками от 22.09.1999 г. № 1067, от 29.10.2002 г. № 781, а работа в должности «педагог» засчитывается в специальный стаж за период до 01.01.1992 г. Просила в иске отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Коновой Л.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

01.07.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 30.09.2010 г. № 576 истцу было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды: с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы, поскольку наименование учреждения «музыкально-хоровая студия» не предусмотрено Списками от 22.09.1999 г. № 1067, от 29.10.2002 г. № 781, а работа в должности «педагог» засчитывается в специальный стаж за период до 01.01.1992 г.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

    В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона».

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность «преподаватель» в школе, а также во внешкольном учреждении для детей предусмотрена.

    Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность преподаватель во внешкольных учреждениях для детей не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из трудовой книжки Коновой Л.А., с 04.09.1995 г. по 25.09.1996 г., с 01.09.1997 г. по 30.08.2000 г. истец работала преподавателем фортепиано в музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы.

Из льготно-уточняющей справки № 91 от 20.08.2010 г. усматривается, что Конова Л.А. работала в указанный период в должности педагога по классу фортепиано.

Вместе с тем, из представленных суду копий приказов средней школы № 97 как в отношении истицы, так и в отношении других педагогов школы, в них не проводится различие между наименованиями должностей педагогических работников «педагог» и «преподаватель».

В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 31.05.1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе. Проводит воспитательную работу. Повышает свою профессиональную квалификацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наименование должности истца следует учитывать в соответствии с данными трудовой книжки как преподаватель.

Как следует из ответа на запрос от 28.08.2011 г. № 141, хоровая студия при средней школе № 97 г. Уфы не была самостоятельной организацией. Работники в МОУ СОШ № 97 принимались в музыкальные классы.

Из акта проверки от 23.08.2010 г. № 364, проведенной специалистами Управления ПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы, музыкально-хоровая студия была организована приказом № 80 от 07.07.1987 г. по Октябрьскому РОНО из средней школы № 69. Из Устава МОУ «Средняя образовательная школа № 97» усматривается, что основанными целями учреждения являются: обеспечение и защита конституционных прав граждан от 7 до 17 лет на образование; осуществление учебно-воспитательного процесса учащихся с 1 по 11 классы, обучающихся в учреждении; обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и цикла предметов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, всех видов педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Данным Списком были предусмотрены «внешкольные учреждения» и должность «преподаватель». При этом Список № 463 не содержится привязки должностей педагогических работников к конкретным общеобразовательным или внешкольным учреждениям для детей. Такой принцип учета стажа педагогической работы был введен лишь Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, действовавшим с 01.11.1999 г.

Министерство социального обеспечения РСФСР 30 июня 1986 года за № 1-63-И издало Инструктивное письмо «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 3.2 которого предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах     профессионального     и     профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др., к внешкольным детским учреждениям относятся детские хоровые студии.

Хоровые студии входили и в Примерный перечень внешкольных учреждений, утвержденный приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 года № 280 «Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истец работала преподавателем по классу фортепиано в структурном подразделении общеобразовательной школы – музыкально-хоровой студии, и должность преподаватель школы предусмотрена Списком № 463.

То обстоятельство, что хоровая студия не являлась самостоятельным образовательным учреждением, не может служить основанием для отказа во включении данных периодов работы в специальный стаж истца, поскольку это противоречило бы Примерному положению о внешкольном учреждении от 23 апреля 1990 года №280, где указано, что само по себе внешкольное учреждение является объединением по интересам, и именуется по тексту Примерного положения также как объединение.

При оценке доводов истца суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 года № 2-П) на то, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

    В связи с изложенным заявленные истцом Коновой Л.А. требования о включении в ее специальный стаж с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы подлежат удовлетворению.

            В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 01.07.2010 г., с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она не имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с момента наступления права с учетом продолжения истцом трудовой деятельности в МОУ «Алешинская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Тульской области в должности музыкального руководителя на полную ставку, то есть в учреждении и должности, предусмотренных Списком № 781. Право на досрочное назначение трудовой пенсии у истца возникло 21.06.2011 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Коновой Любови Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о включении в трудовой стаж периодов работы – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Коновой Любови Александровны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 05.09.1995 г. по 25.09.1996 г. (с учетом отвлечений 1 мес. 17 дней), с 01.09.1997 г. по 31.09.1998 г. (с учетом отвлечений 13 дней), с 20.06.1999 г. по 31.08.1999 г. (с учетом отвлечений 22 дня) –в должности педагога музыкально-хоровой студии при средней школе № 97 г. Уфы.

Признать за Коновой Любовью Александровной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 21.06.2011 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Коновой Любови Александровне досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 21.06.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий             подпись             А.С. Бездетнова

Копия верна

Судья                                                             А.С. Бездетнова

Секретарь