решение от 15.11.2011 года по делу № 2-1777/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2011 года                                 г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Бездетновой А.С.

при секретаре Карманниковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1777/11 по иску Крючковой Татьяны Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л :

Крючкова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что она 27.04.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею медицинской деятельности. Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от 08.07.2011г. № 1837 в назначении истице досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника. При этом приняты к зачету в специальный стаж период ее работы в календарном исчислении периоды ее работы с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы, тогда как данный период следует учитывать в льготном порядке как 1 год 6 мес. за 1 года работы. Период работы с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница» не включен в специальный стаж вообще, тогда как должен быть учтен в календарном исчислении.

Просила признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж в льготном исчислении (1 года работы за 1 год и 6 месяцев) период работы с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы; в календарном исчислении – период с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница»; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику, с момента ее обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле с 27.04.2011 г.

В судебном заседании истец Крючкова Т.В. и ее представитель по заявлению Мурзин А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. иск не признала, указав, что истице правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент ее обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле, она не имела специального 30-летнего медицинского стажа. Период работы истицы с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы правомерно включен в ее специальный стаж в календарном исчислении, так как наименование должности «фельдшер-лаборант» не предусмотрено разделом «Наименования должностей» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Период работы с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница» не включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения «Медицинское объединение» не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ or 29.10.2002 №781.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ г. Тулы от 20.08.2008 г. № 1338 в назначении истице досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы: с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы правомерно включен в ее специальный стаж в календарном исчислении, так как наименование должности «фельдшер-лаборант» не предусмотрено разделом «Наименования должностей» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница» не включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения «Медицинское объединение» не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ or 29.10.2002 №781.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) г. Туле, согласиться нельзя.

В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В силу п.2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

    Указанный льготный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

    В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

    В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При это Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.

    Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Крючкова Т.В. работала в период с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы, что подтверждается данными трудовой книжки истца, а также льготно-уточняющей справкой № 30 от 17.03.2011 г.    , согласно которой данный период работы истца подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.

При организации отделений реанимации и интенсивной терапии в 1975 году Минздрав СССР приказом от 29.12.1975 г. № 1188 определил, что основной задачей отделения является: осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройствами функции жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, поступающим из отделений больницы и доставленных скорой медицинской помощью.

В соответствии с этой задачей в отделение реанимации и интенсивной терапии подлежат госпитализации больные острыми расстройствами гемодинамики различной этиологии (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др.), с острыми расстройствами дыхания, другими острыми расстройствами функций жизненно-важных органов и систем (центральной нервной системы, нареихиматозных органов и др.), острыми нарушениями обменных процессов и др., больные в восстановительном периоде после агонии и клинической смерти, после оперативных вмешательств, повлекших за собой нарушения функций жизненно важных органов или при реальной угрозе их развития, тяжелые отравления (при невозможности госпитализации в соответствующие центры).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.2003 г. N 80 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" содержит официальные названия структурных подразделений ЛПУ - это: отделения (группы, палаты) "анестезиологии - реанимации"; отделения (группы, палаты) "реанимации и интенсивной терапии".

Как следует из объяснений сторон и материалов дела, в спорный период времени реанимационное отделение Тульской областной больницы действовало на основании единого Положения об отделении реанимации и интенсивной терапии лечебно-профилактического учреждения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.12.1975 г. № 1188.

    Согласно данному Приказу Минздрава СССР приказом № 8-а-Л по Тульской областной больнице от 04.01.1981 г. реанимационное отделение этой больницы было организовано выделением из состава существовавшего ранее анестезиолого-реанимационного отделения.

    Из справки о разделении анестезиолого-реанимационного отделения на отделения реанимации и отделение анестезиологии следует, что в отделении реанимации предусмотрены штатные единицы фельдшеров-лаборантов.

    Приложением № 7 к приказу № 8-а-Л от 04.01.1981 г. определены показания к госпитализации больных в отделение реанимации и интенсивной терапии, к числу которых относятся: шоковые реакции от разных причин, судорожные состояния, отек мозга, гипертермический синдром и т.д., большая группа операционных больных, инфаркт миокарда с отеком легких, бронхиальная астма с астматическим статусом, острые отравления, столбняк, тяжелая травма, ожоги, перитониты от разных причин, стафилококковые деструкции легких с пневмо и пиотораксом, комы различной этиологии, утопления, электротравма, инородные тела дыхательных путей и т.д.

    Приказом № 215-Л от 27.04.1998 г. ГУЗ Тульская областная больница в связи с допущенной неточностью в формулировке приказа по Тульской областной больнице № 8-а-Л от 04.01.1981 г., изданного на основании Приказа СССР № 1188 от 29.12.1975 г. внесены изменения в п. 1 упомянутого приказа, в том числе и в части наименования отделения реанимации и интенсивной терапии, вместо указанного в приказе наименования отделения реанимации.

    Согласно должностной инструкции «фельдшера-лаборанта» отделения реанимации на эту должность назначается специалист, имеющий подготовку по производственным исследованиям, который обязан проводить лабораторные исследования, вести соответствующую медицинскую документацию.

    По своему содержанию данная должностная инструкция аналогична должностной инструкции должностной инструкции лаборанта отделения реанимации и интенсивной терапии, утвержденной 19.07.2007 г.

    Фактическое замещение истцом должности фельдшера лаборанта в отделении реанимации с палатами интенсивной терапии подтверждается также исследованными в судебном заседании штатными расписаниями и тарификационными списками за указанный период.

    Кроме того, из штатных расписаний и тарификационных списков за 1982-1987 годы следует, что наименование отделения, где работала истица указано «отделение реанимации с палатами интенсивной терапии».

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» льготный порядок исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет как 1 год 6 мес. за 1 год работы применялся в отношении врачей и среднего медицинского персонала отделений (палат, групп) реанимации и интенсивной терапии.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 должность «фельдшер-лаборант» отнесена к должностям среднего медицинского персонала.

Согласно представленным штатным расписаниям за 1982-1987 гг. занимаемая истицей должность «фельдшер-лаборант» указана в числе должностей среднего медицинского персонала отделения реанимации с палатами интенсивной терапии.

Поскольку истец работала в спорный период фактически в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности, относящейся к должностям среднего медперсонала, данный период ее работы с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы.

Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в специальный стаж периода работы с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница», суд также находит их подлежащими удовлетворению.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в наименовании должностей среднего медицинского персонала указана должность «фельдшер-лаборант», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».

Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусмотрены наименования учреждений: «Больницы», в том числе областная, «Центры», в том числе реабилитации.

Из трудовой книжки Крючковой Т.В. и льготно-уточняющей справки № 123-к от 08.07.2011 г. усматривается, что с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. она работала в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница».

Как следует из выданной ГУЗ «Тульская детская областная больница» справки № 75-к от 26.04.2011 г., Детская областная больница была открыта на основании приказа № 255 от 25.06.1959 г. Тульского областного отдела здравоохранения.

Приказом Тульского областного отдела здравоохранения от 16.03.1990 года № 22 для обеспечения проведения полного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий по восстановительному лечению детей с целью снижения их заболеваемости и для улучшения медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий в 1990 году на баланс областной детской больницы принято загородное хозяйство, расположенное в Ясной Поляне. При Областной детской больнице организован реабилитационно-оздоровительный комплекс «Мать и дитя».

В соответствии с приказом № 12 от 21.02.1992г. Тульского областного отдела здравоохранения на базе Детской областной больницы создано медицинское объединение «Областная детская больница».

Приказом комитета по медицине № 39 от 15.09.1993г. медицинское объединение «Областная детская больница» переименовано в Областную детскую больницу.

Согласно Уставу № 1492 от 28.08.1997г. Областная детская больница переименована в Государственное учреждение здравоохранения «Областная детская больница».

На основании приказа Департамента здравоохранения администрации Тульской области от 12.03.2002г. № 35-Л государственное учреждение здравоохранения «Областная детская больница» переименовано в государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Областная детская больница».

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Департамента здравоохранения Тульской области от 08.06.2004г. № 73 государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Областная детская больница» переименовано в государственное учреждение здравоохранения «Тульская детская областная больница».

Согласно справке № 2552 от 11.11.2011 г. ГУЗ «Тульская детская областная больница» до объединения, во время объединения и после отсоединения Яснополянского реабилитационного центра «Мать и дитя», Областная детская больница выполняла лечебно-профилактические функции учреждения здравоохранения, а указанный реабилитационный центр выполнял функции реабилитационно-оздоровительного учреждения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что медицинское объединение «Областная детская больница с момента создания являлось учреждением здравоохранения и осуществляло лечебную деятельность по охране здоровья населения.

Ранее действовавшей Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 г. № 229 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусматривались «Детские областные больницы». В таком учреждении (Областная детская больница) и работала истица с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. она в должности фельдшера-лаборанта.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что несмотря на переименования, реорганизации и преобразования указанного учреждения здравоохранения, его функции в части оказания медицинской помощи больным оставались прежними.

В связи с изложенным данный период работы истца подлежит включению в ее специальный стаж.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 27.04.2011 г. с учетом включенных ответчиком и подлежащих включению по выводам суда периодов истец имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с 27.04.2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Крючковой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Крючковой Татьяны Владимировны в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы период ее работы с 02.08.1982 г. по 09.04.1987 г. в должности фельдшера-лаборанта лаборатории реанимационного отделения Тульской областной больницы, в календарном исчислении – период работы с 21.02.1992 г. по 15.9.1993 г. в должности фельдшера-лаборанта в медицинском объединении «Областная детская больница».

Признать за Крючковой Татьяной Владимировной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с 27.04.2011 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Крючковой Татьяне Владимировне досрочную трудовую пению по старости с 27.04.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий       подпись.

Копия верна.

    Судья                                    А.С. Бездетнова.

Секретарь