Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1929/11 по иску Гайчук Валентины Григорьевны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете трудовой пении по старости,
у с т а н о в и л :
ФИО5 обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете трудовой пении по старости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 18.07.2011 года органом пенсионного обеспечения ей была назначена пенсия по старости из расчета её среднего заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5 317 рублей. При назначении пенсии не был принят во внимание её заработок за 1984-1989 годы во время её работы в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского района Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР). Считает выводы ответчика о том, что ее пенсионное обеспечение должно производиться с учетом Соглашения между правительством РФ и правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении от 10.02.1995 г., неправомерными, поскольку данное Соглашение не распространяется на членов семьи военнослужащих. По мнению истца, должно применяться Соглашение между государствами – участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 г., согласно которому членам семей военнослужащих сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.
Просила суд признать за ней право на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период с 18.10.1984 г. по 18.10.1989 г. в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР); обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле произвести перерасчет пенсии исходя из среднего заработка за 60 месяцев в период с 18.10.1984 г. по 18.10.1989 г. в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР), начиная с 18.07.2011 года; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле выплатить недоплаченную пенсию, начиная с 18.07.2011 года
В судебном заседание истец Гайчук В.Г. и ее представитель по устному заявлению Гайчук В.В. иск поддержали по основаниям, в нем изложенным, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, в обоснование своей позиции ссылалась на то, что с 18.07.2011 г. истцу назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию на постоянное место жительства из Республики Молдова осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 (вступило в силу 04.12.1995) и российским законодательством: федеральными законами от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии с Соглашением от 10.02.1995г исчисление расчетного размера трудовой пенсии осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в РФ после переселения: за 2000 2001 годы по сведениям индивидуального(персонифицированного) учета либо за 60 месяцев работы подряд. Поскольку наиболее выгодным вариантом исчисления пенсии истице является расчет исходя из заработка за 2000-2001 годы, пенсия истцу исчислена верно, в соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и нормами Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Никаких нарушений при исчислении пенсии истице со стороны УПФР в г. Туле допущено не было. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.07.2011 г. Гайчук В.Г. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости из расчета среднего заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5 317 рублей.
При назначении пенсии не был принят во внимание заработок истицы за 60 месяцев в период с 18.10.1984 г. по 18.10.1989 г. в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР).
Из письма Управления Пенсионного фонда РФ по г. Туле за № 12-Г-1518 от 31.08.2011 г. следует, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из Республики Молдова, в том числе из Приднестровской Молдавской Республики, осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г., ст. 6 которого предусмотрено, что для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка после переселения, а поскольку Гайчук В.Г. после переезда в Российскую Федерацию работала в России, принять для расчета пенсии заработок за 1984-1989 годы не оснований.
Давая оценку указанным выводам УПФР (ГУ) в г. Туле и заявленным Гайчук В.Г. требованиям, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001г. для исчисления пенсии установлены строго определенные варианты заработка за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.
Между тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
В частности, к числу международных договоров относится:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г., которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Молдова после распада СССР.
В соответствии с нормами названного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Молдова после распада СССР осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Молдова от 10 февраля 1995 года.
При этом, согласно ст. 1 Соглашения «граждане» - это лица, которые постоянно проживают на территории России или Молдовы и на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения.
Статьей 2 Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Молдовы, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они проживают.
Из пунктом 2 статьи 6 Соглашения следует, что для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Молдовы (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.
Пункт 3 статьи 6 Соглашения определяет, что для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, то есть, данным пунктом Соглашения установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии для лиц переселившихся на территорию РФ и работавших после переселения.
Исходя из п.12 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 года № 99р, исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, истица Гайчук В.Г. работала в войсковой части № 73613, дислоцировавшейся на территории Приднестровья, относящегося в настоящее время к территории Республики Молдова, до 02.06.1996 г.
Истица переехала на постоянное проживание из Республики Молдова на территорию Российской Федерации, зарегистрировавшись в г. Тула в 1996 году.
Переселившись на территорию Российской Федерации, Гайчук В.Г. работала после переселения сначала в восковой части № 3638, затем в различных учреждениях г. Тулы.
18.07.2011 г. Гайчук В.Г. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а расчетный размер трудовой пенсии истице исчислен с учетом заработка за 2000-2001гг., при этом соотношение заработков составило 0,982.
При таких обстоятельствах, из материалов дела видно, что ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации истица работала в различных организациях.
Таким образом, проанализировав приведенные обстоятельства и положения указанного материального закона, суд приходит к выводу о том, что порядок определения заработка при назначении пенсии прямо предусмотрен вышеупомянутым Соглашением, а потому законодатель установил индивидуальные нормы по расчету стажа и вариантам заработка, а потому, учитывая то обстоятельство, что после переселения Гайчук В.Г. трудилась в Российской Федерации, то принять для расчета пенсии заработок за 1984-1989 годы правовых оснований не имеется, что в свою очередь свидетельствует о том что пенсия истицы правомерно исчислена с учетом заработка на территории РФ за 2000-2001 годы и в соответствии с требованиями ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и Соглашения от 10.02.1995 года.
В этой связи требования истицы Гайчук В.Г. о признании незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле по назначению пенсии без учета среднемесячного заработка за 60 месяцев в период с 18.10.1984 г. по 18.10.1989 г. в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР) удовлетворению не подлежат, что в свою очередь влечет отказ в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии исходя из среднего заработка за 60 месяцев в период с 18.10.1984 г. по 18.10.1989 г. в Отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР) и обязании выплатить недоплаченную пенсию, начиная с 18.07.2011 года.
Давая оценку доводу истицы о том, что она, являясь гражданином Российской Федерации по праву рождения, работая гражданским служащим воинской части Вооруженных Сил ССР, которая вошла в состав Вооруженных сил Российской Федерации и была дислоцирована на территории иностранного государства, имеет право на назначение пенсии, исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд, суд признает его несостоятельным, основанным на ошибочном толковании материального закона, подлежащего применению для разрешения возникшего спора, поскольку для граждан государства одно Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения независимо от гражданства застрахованного лица.
При этом, толковать положения Соглашения в иной интерпретации суд не вправе, так как, поскольку международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований и доводы со ссылкой на Соглашение между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также на решение Экономического суда СНГ от 28.02.1996 г., по смыслу которых стороны договорились о сохранении уровня прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе и в области пенсионного обеспечения, на прежнем установленном ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР уровне. Так, по смыслу спорных правоотношений, возникших у истца и ответчика, данные правоотношения касаются пенсионного обеспечения истца вне взаимосвязи с пенсионными правами и льготами как члена семьи военнослужащего, предоставляемыми в рамках Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Гайчук Валентине Григорьевне в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о перерасчете трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд подачей жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись.
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова
Секретарь