решение от 15.11.2011 года по делу № 2-1749/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 ноября 2011 года                                                                          г.Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

    председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

    при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1749/2011 по иску Джабраиловой Ольги Сократовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л:

       Джабраилова О.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

    В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что 26.10.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела 25 летний трудовой стаж педагогической деятельности.

Между тем, решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле от 25.01.2011 г. № 11 ответчик отказал ей в назначении таковой пенсии ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включив в специальный стаж период ее работы с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан.

С выводами ответчика она не согласна, считает, что в данный период работы должен быть включен в специальный стаж, поскольку трудовой стаж, приобретенный на территории СССР до 01.12.1991 г. гражданам РФ, прибывшим из государств -бывших республик СССР, не заключивших с Россией соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, учитывается без каких-либо условий.

Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с даты ее обращения, то есть с 26.10.2010 г. и обязать ответчика    включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан, назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 26.10.2011 г.

В судебном заседании истец Джабраилова О.С. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, указав на то, что УПФ РФ правомерно не принят в зачет специального стажа период работы истца с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан, так как согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», за пределами территории РФ включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В соответствии с п. 8 распоряжения Правления ПФР от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств – республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств республик Бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда РФ от 15.01.2003 г. № 88-16). Периоды работы после этой даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Истец в период работы за пределами РФ после 01.01.1991 г. добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в ПФР не вступила, не обратилась в ПФР с соответствующим заявлением и не уплатила страховые взносы, в связи с чем спорный период работы не может быть включен в ее специальный стаж. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дел, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г. Тулы от 25.01.2011 г. № 11 в специальный стаж истца не был включен периоды ее работы с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан, поскольку соглашения между РФ и Республикой Азербайджан по вопросам пенсионного обеспечения лиц, переселяющихся из этих государств, не имеется, а в стаж подлежат включению лишь периоды работы до 01.01.1991 г.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г.Туле согласиться нельзя.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

    Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Работа истицы в указанной должности в данном учреждении подтверждается сведениями трудовой книжки истицы и имеющейся в материалах пенсионного дела льготно-уточняющей справкой № 243 от 09.11.2009 г.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывающих на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в связи с воссоединением с родственниками, возвратом на место своего рождения, а также по другим причинам решается Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства посредством принятия нормативных актов, регулирующих данный вопрос.

С 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Данными Законами установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в г.). Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 г.).

Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В п. 4 ст. 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абз. 5 ст. 1 Соглашения от 16 мая 1997 г. дано определение трудового (страхового) стажа, периоды работы после 1 января 1991 г. (дата начала уплаты страховых взносов в ПФ РСФСР согласно Временной инструкции от 31.05.1991 г. № 102 «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР»), могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Как следует из разъяснений, данных в п. 8 Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-участников бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов.

Такие же разъяснения даны и в статье, опубликованной в журнале «Финансы» за 2006 г. № 10, где указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Эстония),    учитывается    страховой    (трудовой)    стаж в РСФСР согласно Временной инструкции от 31 мая 1991 г. N 102 "О Порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, то есть до 01.01.1991 г. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992г., регулируется двусторонними соглашениями заключенными соответствующими государствами - участниками Содружества.

05.11.1999г. в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Однако до настоящего времени указанное соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.

Изложенным и руководствовалась Комиссия УПФР в г. Туле, не включив в специальный стаж истицы период ее работы именно с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан.

Между тем, вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были по запросу Исполнительного комитета СНГ проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04.

С целью проведения анализа гарантий прав граждан как государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., так и государств, не являющихся участниками данного Соглашения, Экономическим судом было проанализированы как международные нормы, в том числе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г., участниками которого являются как Россия, так и Азербайджанская Республика, по результатам которого Экономический Суд пришел к выводу, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. было принято с целью реализации ст. 2 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991 г. В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников СНГ или территориях других республик за период из вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества. Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах как государств-участников Содружества, так и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г. (Азербайджанская Республика, Грузия).

Экономическим Судом СНГ было проанализировано национальное законодательство Азербайджанской Республики – ст. 70 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23.09.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, согласно которой в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до 01.01.1992 г. включается в стаж работы на общих основаниях.

В сообщении Министерства социальной защиты населения РФ, направленном в Экономический Суд, также указывалось, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в РФ из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01.12.1991 г.

Таким образом, Экономическим Судом дано официальное толкование применения п. 2 Соглашения от 13.03.1992 г. о том, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, что государства - участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992г., должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР до 01.12.1991 г., в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о содружестве Независимых Государств от 08.12.1991г. и Протокола к нему от 21.12.1991г., Алма-Атинской декларации от 21.12.1991г., а так же на основе принципов международного права и практике, сложившейся в государствах-участниках Содружества.

Следует отметить, что в соответствии с Положением об Экономическом Суде, принятом Соглашением стран СНГ от 06.07.1992 "О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств СУДА» Экономический Суд создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, и вправе давать официальное толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

В соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18 Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики), производится в порядке, предусмотренном Законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 98 Закона РСФСР от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 г. включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Таким образом, разъяснения, данные Правлением ПФР в Распоряжении от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-участников бывшего СССР» и опубликованном в журнале «Финансы» за 2006 г. № 10 в той их части, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 января 1991 года, вступает в противоречие изложенным положениям Решения Экономического Суда от 07.04.2005 г. и разъяснениям, данным в письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, о том, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 11 ГПК РФ при разрешении настоящего дела суд руководствуется последними.

Действующим на момент работы истицы в период с 01.01.1991 г. по 01.12.1991 г. Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были предусмотрены должности и учреждение, в котором работала истица в указанный период, а также Правила к Списку 1991 г. не содержали изъятий относительно необходимости выполнения работы на полную ставку.

При таких данных в специальный стаж истицы Джабраиловой О.С. подлежит включению период ее работы на территории бывшего СССР с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 26.10.2010 г. она имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с 26.10.2010 г.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Джабраиловой Ольги Сократовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный трудовой стаж Джабраиловой Ольги Сократовны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 01.01.1991 г. по 30.08.1991 г. в должности учителя начальных классов в Сабучинской неполной средней школе № 170 г. Баку Республики Азербайджан.

Признать за Джабраиловой Ольгой Сократовной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 26.10.2010 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Джабраиловой Ольге Сократовне досрочную трудовую пению по старости с 26.10.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г.Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий                  подпись                                А.С. Бездетнова

        Копия верна

Судья                                                                               А.С. Бездетнова

Секретарь