Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2011 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1727/2011 по иску Зиновьевой Любови Станиславовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,
у с т а н о в и л:
Зиновьева Л.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, ссылалась на то, что 25.02.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.
Между тем, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от 28.04.2011 г. № 1033 ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, приняв к зачету в календарном исчислении период ее работы с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, а также не включил в ее специальный стаж период ее работы с 16.01.1985 г. по 15.04.1985 г., с 24.02.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы.
Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 25.02.2011 г., обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы период работы с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, а также в календарном исчислении не включил в ее специальный стаж периоды ее работы с 16.01.1985 г. по 15.04.1985 г., с 24.02.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы.; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Сотник О.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Зиновьевой Л.С. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. Период работы истца с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко, правомерно включен в специальный стаж истицы только в календарном исчислении, поскольку наименование структурного подразделения медицинского учреждения – «реанимационное отделение» не соответствуют наименованиям, указанным в п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, периоды работы истца работы с 16.01.1985 г. по 15.04.1985 г., с 24.02.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения «детские ясли» не содержатся в Списках должностей и учреждений, как ранее действовавших, так и в действующим в настоящее время Списке, утвержденном Постановлением Правительства от 22.09.2001 г. № 781. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в отделениях хирургического профиля, а также в отделениях (палатах, группах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Указанный льготный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При это Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Зиновьева Л.С. работала в период с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле № 1033 от 28.04.2011 г. указанный период работы истца был включен в ее специальный стаж лишь в календарном исчислении, так как наименование структурного подразделения медицинского учреждения – «реанимационное отделение» не соответствуют наименованиям, указанным в п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.
Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя.
Так, при организации отделений реанимации и интенсивной терапии в 1975 году Минздрав СССР приказом от 29.12.1975 г. № 1188 определил, что основной задачей отделения является: осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройствами функции жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, поступающим из отделений больницы и доставленных скорой медицинской помощью.
В соответствии с этой задачей в отделение реанимации и интенсивной терапии подлежат госпитализации больные острыми расстройствами гемодинамики различной этиологии (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др.), с острыми расстройствами дыхания, другими острыми расстройствами функций жизненно-важных органов и систем (центральной нервной системы, нареихиматозных органов и др.), острыми нарушениями обменных процессов и др., больные в восстановительном периоде после агонии и клинической смерти, после оперативных вмешательств, повлекших за собой нарушения функций жизненно важных органов или при реальной угрозе их развития, тяжелые отравления (при невозможности госпитализации в соответствующие центры).
В приказе Минздрава СССР от 11 июня 1986 г. N841, призванным разграничить функции реанимации и интенсивной терапии от анестезиологии-реанимации указано, что основными задачами отделения (группы) анестезиологии-реанимации являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно важных органов и систем, тяжелые отравления - при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).
Из перечисленных задач реанимации и интенсивной терапии и анестезиологии-реанимации прослеживаются как схожесть функций, так и отличие.
Как правило, служба анестезиологии-реанимации является самостоятельной, а реанимации и интенсивная терапия входит в состав какого-либо отделения, в том числе анестезиологии-реанимации, но существуют и самостоятельные отделения реанимации и интенсивной терапии.
По штатам анестезиология-реанимация может отличаться от реанимации и интенсивной терапии тем, что в реанимации и интенсивной терапии могут работать медицинские сестры, не являющиеся анестезистами, а просто палатными.
Официальные наименования специальностей и должностей средних медицинских работников предусмотрены "Номенклатурой специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала", утвержденной Приказом Минздрава России от 19.08.1997 N 249, включающей, в частности специальность "Анестезиология и реаниматология" и должность "медицинская сестра-анестезист". Данным приказом утверждены Положения о специалистах со средним медицинским образованием и их Квалификационные характеристики. В частности, Положение по специальности "Анестезиология и реаниматология" содержит следующие требования: "К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области анестезиологии и реаниматологии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Анестезиология и реаниматология". Специалист в области анестезиологии и реаниматологии используется на должности "медицинской сестры-анестезиста".
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.2003 г. N 80 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" содержит официальные названия структурных подразделений ЛПУ - это: отделения (группы, палаты) "анестезиологии - реанимации"; отделения (группы, палаты) "реанимации и интенсивной терапии".
Как следует из объяснений истца и материалов дела, в перечисленные спорные периоды времени реанимационное и анестезиологическое отделения МУЗ городская больница им. Семашко г. Тулы действовали на основании единых Положений об отделении реанимации и интенсивной терапии больницы, а также об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденных Приказами Министерства здравоохранения СССР от 29.12.1975 г. № 1188 и от 11.06.1986 г. № 841 соответственно.
Из приказов по МУЗ городская больница им. Семашко от 06.12.1982 г. и от 07.12.1982 г. следует, что анестезиологическое и реанимационные отделения этой больницы были организованы выделением из состава существовавшего ранее реанимационно-анестезиологического отделения.
При этом, как следует из объяснений истца и вышеназванных приказов, врачи, медсестры и другие работники анестезиологического и реанимационных отделений осуществляли прежние функции по проведению реанимационных мероприятий и иной интенсивной терапии больным, а именно осуществление наблюдения за состоянием больных в посленаркозном периоде; проведение интенсивной терапии, реанимации, ведение больных, включая взаимосвязанную работу с другими отделениями, отбор от этих отделений больных, которым необходима реанимационная помощь, перевод больных в отделения стационара после стабилизации функций жизненно-важных органов и т.д.
Из представленных суду штатных расписаний за 1985 и 1999 г. усматривается, что штатный состав анестезиологического и реанимационного отделений Городской больницы скорой медицинской помощи им. Семашко полностью соответствовал вышеприведенным нормативным положениям.
Кроме того, как следует из материалов дела, после издания приказа по Тульской городской больнице скорой медицинской помощи им. Семашко № 51 от 25.05.1998 г., когда наименования отделений были приведены в соответствие с Перечнем, то есть анестезиологическое отделение было переименовано в отделение анестезиологии-реанимации, а реанимационное – в отделение реанимации и интенсивной терапии, функции медицинского персонала, характер и объем выполняемой работы также не изменились.
При таких обстоятельствах, учитывая что, по смыслу положений ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия на льготных основаниях назначается именно в связи с особым характером деятельности лица, которое в соответствии с Конституцией РФ не может быть ущемлено в своих пенсионных правах только в связи с допущенными неточностями в формулировках, указанных в трудовых книжках, требования истца Зиновьевой Л.С. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 мес. за 1 год работы периода ее работы: с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко.
Суд также находит подлежащими удовлетворению и заявленные истцом требования о включении в ее специальный стаж медицинской деятельности периоды работы истца работы с 16.01.1985 г. по 15.04.1985 г., с 24.02.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы.
Работа истицы в вышеназванные периоды в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы подтверждается данными ее трудовой книжки, а также уточняющей справкой № 1387 от 17.10.2003 г., выданной Комитетом по здравоохранению и медицинскому страхованию Управы г. Тулы.
Положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действующее в период по 31 декабря 1991 года, предусматривало положения о включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ясельной группе, медсестры-воспитателя, воспитателя ясельной группы в детских яслях, ясли-саде.
В разделе «Наименование учреждений и организаций» названного Перечня предусматривается учреждения – «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «медицинской сестры – все независимо от наименования должности».
Согласно Типовых штатов яслей-садов, утвержденных приказом Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года №103 и в веденных в действие с 01 марта 1972 года, в ясли-сад принимаются дети в возрасте от двух месяцев до трех лет, в штате ясельной группы предусматриваются должности «медицинской сестры» и «санитарка-няня», что требует соответствующего медицинского образования.
Согласно Типовых штатов детских садов, утвержденных названным выше приказом, предусматривается примем детей в дошкольные группы с трех до семи лет и введена только должность «воспитателя», а не «медицинской сестры».
Соответственно комплектация «детских яслей» и «детского сада», «объединения ясли-сад» различные исходя из возраста малолетних детей, что в свою очередь ведет к различию в должностных обязанностей «медицинской сестры» ясельной группы и «воспитателя» в дошкольной группе детей.
Изложенное подтверждается и положениями пункта 1 раздела II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которых работа в «детских яслях» засчитывалась только в специальный медицинский стаж. Работа же в должности «воспитателя» в «детских садах и объединенных ясли-садах» засчитывалась в педагогический стаж.
Пунктом 7 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 переименована должность «медсестра ясельной группы» на должность «воспитателя» в детских дошкольных учреждениях. Однако должностные обязанности «медицинской сестры» ясельной группы ясли-сада до переименования и «воспитателя» идентичны, должные обязанности, условия труда не изменились.
На основании период работы в должности медицинской сестры в детских яслях подлежат включению в специальный медицинский стаж по 31 декабря 1991 года.
Поскольку спорные периоды работы Зиновьевой Л.С. в должности медицинской сестры детских яслей № 6 г. Тулы имели место до 31.12.1991 г., они с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
Разрешая требования истца о досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику, суд исходит из положений ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 25.02.2011 года учетом включенных ответчиком и подлежащих включению по выводам суда периодов истица не имела требуемый специальный стаж, а с учетом продолжения ею работы до настоящего времени в должности палатной медсестры в ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики № 1», то есть в должности и в учреждении, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 22.10.2002 г., досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с даты наступления права, то есть с 16.03.2011 г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Зиновьевой Любови Станиславовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Зиновьевой Любови Станиславовны в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы период ее работы с 01.08.1979 г. по 16.01.1985 г. в реанимационном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко; в календарном исчислении - периоды работы с 16.01.1985 г. по 15.04.1985 г., с 24.02.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности медицинской сестры яслей № 6 г. Тулы.
Признать за Зиновьевой Любовью Станиславовной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику с 16.03.2011 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Зиновьевой Любови Станиславовне досрочную трудовую пению по старости с 16.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись.
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова.
Секретарь