Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1653/2011 по иску Грицкевич Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Грицкевич М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 03.11.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от 02.02.2011 г. № 41 ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы: с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза, так как данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 03.11.2010 г.
Истец Грицкевич М.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представители ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не был включен в специальный стаж истца период ее работы с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза, так как должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Грицкевич М.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
03.11.2010 г. истцец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 02.02.2011 г. № 41 истцу было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не был включен в специальный стаж период ее работы: с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза, так как наименование должности «организатор внеклассной и кнешкольной работы» не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.олнено условие, согласно которому работа в должностях "5-1996 учебный год - 9 173-ФЗ имела ме
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий – работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.
Указанным Списком в разделе «Наименование должностей» должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» не предусмотрена, однако предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школа».
В период работы истицы с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза года действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Разделом «Наименование должностей» также была предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрена «школа».
В пункте 11 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №864 от 10 ноября 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» впервые определено ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
В квалификационных характеристиках должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года №24, указывается должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и определяются его должностные обязанности.
Приказом Минобразования РФ от 25.01.93 г. №21 «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросов по переводу работников на условия оплаты труда работников по ЕТС» приказано именовать организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях заместителями директора по воспитательной работе.
Таким образом, во всех документах, действовавших ранее, указано наименование должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».
К тому же, в соответствии с п. 47 Устава общеобразовательной школы, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1970 г. № 749, для организации воспитательной работы с учащимися районным (городским) отделом народного образования по представлению директора средней общеобразовательной школы назначается организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) из числа лиц, имеющих высшее образование и опыт этой работы. Он организует и ведет внеклассную и внешкольную работу и общественно полезный труд учащихся, инструктирует классных руководителей, учителей, воспитателей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь.
Кроме того, Типовыми штатами руководящих работников, административно - хозяйственного и учебно - вспомогательного персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденными Приказом Министерства Просвещения СССР от 31.12.1986 г. № 264, действовавшими до 09.05.2008 г. в общеобразовательном учреждении предусматривалась единственная должность на 0,5 или полную ставку педагога-организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы с детьми, и никаких других должностей педагога-организатора штатами предусмотрено не было.
Как следует из трудовой книжки истца Грицкевич М.В., с 06.09.1984 г. приказом № 2376 по Арцизскому Облроно она была назначена организатором внеклассной и внешкольной работы. Приказом № 172-12 по РОНО от 12.03.1987 г. истец уволена с указанной работы в связи с переводом мужа на новое место службы.
Из справки от 20.10.2010 г. № 01-08/956, выданной Отделом образования г. Арциза Украины, подтверждается работа истицы в указанный период в средней школе № 5 в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, суд полагает, что должность Грицкевич М.В. как организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы была поименована именно в соответствии с вышеназванными актами, раскрывающими содержание этой должности как педагогическая работа с детьми, и неточности в именовании указанной должности в трудовой книжке истца не могут служить основанием для ограничения права на пенсионное обеспечение.
Кроме того, согласно данным справки № 01-08/588 от 06.09.2011 г., выданной Отделом образования Арцизской райгосадминистрации, в период времени с 01.09.1984 г. по 15.04.1987 г. истец работала по совместительству в Арцизской средней школе № 5 в должности учителя русского языка с нагрузкой 6 часов в неделю, то есть объем ее педагогической нагрузки составлял менее ставки.
Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2001 г. № 781, предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «общеобразовательные школы».
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Анализ указанных положений Правил от 29.10.2002 г. № 781 позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, как до 01.09.2000г., так и после этой даты, засчитываются в указанном порядке в стаж независимо от условия занятия в эти периоды штатной должности, предусматривая условием лишь выполнение в периоды после 01.09.2000 г. нормы педагогической нагрузки, а также порядок учета педагогической нагрузки - суммарно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям специальных дисциплин школ, гимназий, лицеев составляет 18 часов.
Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений ( приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года.
В этой связи, поскольку выполнение полной педагогической нагрузки до 01.09.2000 г. не требовалось, период работы истца с 01.09.1984 г. по 15.04.1987 г. истец работала по совместительству в Арцизской средней школе № 5 в должности учителя русского языка также подлежал зачету в специальный стаж истца. Однако данный период фактически перекрываются периодом работы истца с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза, который судом также признан подлежащим включению в специальный стаж Грицкевич М.В., в связи с чем включение данного периода не может повлиять на оценку пенсионных прав истца.
Следовательно заявленные истцом требования о включении в специальный стаж периода ее работы с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 03.11.2010 г. с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периода, подлежащего включению в специальный стаж по выводам суда, она имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть 03.11.2010 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Грицкевич Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Грицкевич Марины Владимировны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период ее работы: с 06.09.1984 г. по 15.04.1987 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Арцизской средней школе № 5 г. Арциза.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Грицкевич Марине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости с 03.11.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Копия верна:
Судья: А.С. Бездетнова