Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнайдер Елены Олеговны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,
у с т а н о в и л :
Шнайдер Е.О. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 24.06.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от 23.09.2010 г. № 559 ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды работы с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ, так как наименование учреждения не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок», так как не выполняется условие, предусмотренное п. 5 Правил от 29.10.2002 г. № 781, а именно выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы для музыкальных руководителей, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Считает отказ незаконным, а потому просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды работы: с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ; с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок», признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты обращения за пенсией, то есть с 24.06.2010 г. и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с указанной даты обращения.
Истица Шнайдер Е.О. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности Суменковой О.Г.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Суменкова О.Г. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представители ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. и Чупринин Ю.Д. заявленные истицей требования не признали, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. 24.06.2010 года Шнайдер Е.О. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды работы с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ, так как наименование учреждения не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок», так как не выполняется условие, предусмотренное п. 5 Правил от 29.10.2002 г. № 781, а именно выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы для музыкальных руководителей, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Просили в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шнайдер Е.О. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
24.06.2010 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 23.09.2010 г. №559 истице было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом в специальный стаж истца не были включены периоды ее работы с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ, так как наименование учреждения не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок», так как не выполняется условие, предусмотренное п. 5 Правил от 29.10.2002 г. № 781, а именно выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы для музыкальных руководителей, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Давая оценку заявленному истицей требованию о включении в ее специальный стаж периода с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ, суд полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе дошкольные образовательные учреждения предусмотрены наименования: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Наименование дошкольных образовательных учреждений «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» и «детский комбинат», в данном списке не предусмотрены.
В действующем в спорный период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дошкольные учреждения всех типов.
Из трудовой книжки истицы Шнайдер Е.О. усматривается, что в период с 01.08.1996 г. по 12.08.1998 г. в она работала на полную ставку в должности музыкального руководителя 1 категории в Рассветовском дошкольном образовательном учреждении, что также подтверждается льготно-уточняющей справкой от 25.08.2009 г.
Из справки № 25 от 20.08.2010 г. по результатам проверки, проведенной специалистом-экспертом группы ОППЗЛ УПФ в Ленинском районе Тульской области, архивного фонда ОАО СПП «Рассвет», следует, что на протяжении всех периодов работы истца в данном учреждении, в том числе и в период с 01.08.1996 г. по 12.08.1998 г., данное учреждение в приказах, расчетно-платежных ведомостях и личных карточках истца значится как детский сад и ясли-сад «Малыш».
Из справки б/н и б/д, находящейся в пенсионном деле истца значится, что Рассветовское дошкольное образовательное учреждение переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение п. Рассвет на основании Постановления Главы МО «Ленинский район ТО» № 518 от 21.06.1999 г., а затем переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида п. Рассвет» на основании Постановления Главы муниципального образования «Ленинский район Тульской области» № 667 от 03.08.2000 г.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительством РФ от 01.07.1995 года № 67 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Среди дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их направленностью выделяется такой вид как детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» с учетом местных условий и возможностей были объединены два типа детских учреждений – ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данные учреждения стали именоваться ясли-сад. Однако в некоторых случаях их именовали детскими комбинатами, как в случае с истицей. Но и те и другие действовали в соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года № 324, согласно которому они создавались в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста. В этих учреждениях воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Воспитательная работа строилась согласно программно-методическим указаниям Минпроса и Минздрава РСФСР, наполняемость детей в группах соответствовала нормам Временного положения. В тех и других дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены музыкальные руководители, воспитатели, должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях, сущность деятельности, как яслей-садов, так и детских комбинатов была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста. Едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания, методический контроль районных, городских отделов народного образования.
Приказом Министерством просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» утверждены типовые штаты детских садов и яслей-садов. В данных типовых штатах предусмотрены должности заведующего дошкольным учреждением, воспитателя, музыкального руководителя и др.
В действующем в спорный период работы истицы Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953) в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны «детские дошкольные учреждения всех типов».
Кроме того, в соответствии с п. 2 указанного Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
К тому же, Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 г. № 39 было установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» должности «музыкальный руководитель».
Поскольку истица в спорный период с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. работала музыкальным руководителем, осуществляя воспитание и образование детей дошкольного возраста в данной должности в учреждении, фактически являющимся детским садом комбинированного типа п. Рассвет, сначала находившегося в ведомственной подчиненности СП АООТ «Рассвет», а затем переданного в муниципальную собственность, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истицы о включении указанного периода ее работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости какое, го возраста.слях-саду педагогическому работнику.
Давая оценку требованиям истца о включении в специальный стаж периодов работы с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок», суд приходит к следующему.
Как следует из архивной справки № 1079 от 25.08.2008 г., истец была принята на работу на должность музыкального воспитателя в СП ОАО СПП «Рассвет» с 07.09.1982 г., в приказе об увольнении с 01.08.1996 г. наименование должности истца значится как музыкальный руководитель.
Вместе с тем, из справки № 25 от 20.08.2010 г. по результатам проверки, проведенной специалистом-экспертом группы ОППЗЛ УПФ в Ленинском районе Тульской области, архивного фонда ОАО СПП «Рассвет», следует, что истец была принята на работу на 0,85 ставки.
Из приказа № 4 от 19.02.1998 г. усматривается, что Шнайдер Е.О. была принята на работу по совместительству на 0,5 ставки.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Однако, должность "музыкальный руководитель", как должность, учитываемая в педагогический стаж, введена только в 1999 году, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Следует принять во внимание и то, что в утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" должность "музыкальный руководитель" отсутствует.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. Таким образом, до 1999 года должность "музыкальный руководитель" не давала права на назначение пенсии по выслуге лет, а с 1999 года работа в данной должности засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии при условии выполнения нормы рабочего времени на ставку заработной платы (педагогической нагрузки).
Таким образом, периоды работы истца в вышеназванные спорные периоды могли бы быть включены в ее специальный стаж только в случае выполнения суммарно по основному и дополнительным местам работы нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Вместе с тем, за период работы истца с 07.09.1982 г. по 31.01.1984 г., согласно данным справки № 25 от 20.08.2010 г. по результатам проверки, проведенной специалистом-экспертом группы ОППЗЛ УПФ в Ленинском районе Тульской области, архивного фонда ОАО СПП «Рассвет», у истца имелись периоды работы за ставку заработной платы музыкального руководителя Рассветовского ДОУ – это с 01.09.1983 г. по 31.12.1983 г.
Кроме того, согласно справке № 66 от 27.08.2008 г., у истца за период работы с 10.10.1997 г. по 17.02.1998 г. по совместительству имелся с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. период работы на полную ставку в должности музыкального руководителя ясли-сада № 46 ЖКУ АК «Туламашзавод».
Сведений о том, что в остальные периоды работы истца с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г. по совместительству в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 46 ЖКУ «Туламашзавод», с 07.09.1982 г. по 01.11.1983 г. в должности музыкального руководителя Рассветовского ДОУ; с 01.02.1998 г. по 12.08.1998 г. в должности музыкального руководителя МДОУ № 46 «Филиппок» ею выполнялась работа на полную ставку, суду не представлено.
Сведения о размере заработка, получаемого истцом в данных периодах, в том числе, по суммам составляющие более тарифной ставки, не могут сами по себе служить основанием для признания периодов их получения периодами педагогической работы истца на полную ставку в связи с тем, что отсутствуют сведения об основаниях таких начислений, в том числе, о том, что выполнявшаяся истцом работа фактически являлась педагогической в занимаемой или иной должности (в том числе по замещению) с выработкой нормы рабочего времени.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 24.06.2010 г.. с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она не имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с момента наступления права с учетом продолжения истцом трудовой деятельности в МДОУ № 46 – детский сад комбинированного вида «Филиппок» в должности музыкального руководителя на полную ставку, то есть в учреждении и должности, предусмотренных Списком № 781. Право на досрочное назначение трудовой пенсии у истца возникло 14.09.2010 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Шнайдер Елены Олеговны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный стаж Шнайдер Елены Олеговны, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 01.09.1983 г. по 31.12.1983 г., с 01.12.1997 г. по 31.12.1997 г., с 02.08.1996 г. по 03.09.1996 г. в должности музыкального руководителя в Рассветовском ДОУ.
Признать право Шнайдер Елены Олеговны на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 14.09.2010 г. и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Шнайдер Елене Олеговне досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.
В остальной части требований Шнайдер Е.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Судья - А.С. Бездетнова
Секретарь