решение от 14.10.2011 года по делу № 2-1654/11



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     14 октября 2011 года                                                                     г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе :

        председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

        при секретаре Карманниковой О.А..,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1654/2011 по иску Сухановой Галины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,

    у с т а н о в и л :

         Суханова Г.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 26.01.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле от 25.04.2011 г. № 985 ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой МОУ СОШ № 21 г. Тулы, с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. в той же должности с ведением 12 часов истории в МОУ СОШ № 50, так как должность заведующей библиотекой не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы: с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой МОУ СОШ № 21 г. Тулы, с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. в той же должности с ведением 12 часов истории в МОУ СОШ № 50, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 26.01.2011 г.

Истец Суханова Г.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Представители ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истца периоды ее работы с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой МОУ СОШ № 21 г. Тулы, с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. в той же должности с ведением 12 часов истории в МОУ СОШ № 50, так как должность «заведующий библиотекой» не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Просила в удовлетворении иска отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сухановой Г.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

26.01.2011 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 25.04.2011 г. № 935 истцу было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой МОУ СОШ № 21 г. Тулы, с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. в той же должности с ведением 12 часов истории в МОУ СОШ № 50, так как наименование должности «организатор внеклассной и кнешкольной работы» не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.олнено условие, согласно которому работа в должностях "5-1996 учебный год - 9 173-ФЗ имела ме

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

    В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность заведующего библиотекой не предусмотрена.

    Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность заведующего библиотекой также не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из трудовой книжки Сухановой Г.Н. усматривается, что с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. истец работала в должности заведующей библиотекой в средней школе № 21 г. Тулы, с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. в должности заведующей библиотекой средней школы № 50 с ведением часов истории.

В спорные периоды работы истицы в должности заведующей библиотекой (до 01.10.1993 г.) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, где в п.2 указано, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в библиотеках в должности заведующего библиотекой.

То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должности заведующей библиотекой в школе не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не содержат никакой информации о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности заведующего библиотекой в школе.

Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой. Поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное Постановление Правительства РФ.

В противном случае, если следовать решению ответчика, данная норма по исключению спорных периодов из педагогического стажа применяется к тем лицам, которые обратились за пенсией после указанной даты, что является недопустимым и противоречит Конституции РФ. Эти противоречия и установил Конституционный Суд РФ в указанных Постановлениях.

Кроме того, как следует из льготно-уточняющей справки от 15.04.2011 г. при работе в должности заведующей библиотекой на полную ставку истец также вела уроки истории в количестве 12 часов в неделю в Муниципальном общеобразовательном учреждении – средней школе № 50.

Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2001 г. № 781, предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «общеобразовательные школы».

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Анализ указанных положений Правил от 29.10.2002 г. № 781 позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, как до 01.09.2000г., так и после этой даты, засчитываются в указанном порядке в стаж независимо от условия занятия в эти периоды штатной должности, предусматривая условием лишь выполнение в периоды после 01.09.2000 г. нормы педагогической нагрузки, а также порядок учета педагогической нагрузки - суммарно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям специальных дисциплин школ, гимназий, лицеев составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений ( приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года.

В этой связи, поскольку выполнение полной педагогической нагрузки до 01.09.2000 г. не требовалось, период работы истца с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г.    истец работала по совместительству в МОУ СОШ № 50 в должности учителя истории также подлежал зачету в специальный стаж истца.

    Неправомерно исключены из специального стажа Сухановой Г.Н. и периоды нахождения ее в учебных отпусках с 07.06.1984 г. по 06.07.1984 г., с 02.01.1985 г. по 10.01.1985 г., с 25.03.1985 г. по 13.04.1985 г., с 28.05.1985 г. по 06.07.1985 г., что подтверждается льготно-уточняющей справкой от 14.04.2011 г.

    Так, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено лишь включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

    Кроме того, в соответствии с главой IX Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, утв. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации N 96 от 26 октября 2004 года. Согласно п. 9.2. Рекомендаций в стаж педагогической работы засчитывается время обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в порядке, предусмотренном приложением 2 к указанным Рекомендациям. В соответствии с п. 2 и 2.3. данного приложения время обучения (по очной форме) в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию засчитываются в стаж педагогической работы, при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность.

    В период с 1980 г. по 04.07.1985 г. истец обучалась в Калужском государственном педагогическом институте им. К.Э. Циолковского, и копией диплома сер. МВ № 521463 подтверждается окончание истицей вышеназванного учебного заведения по специальности учитель истории и обществоведения средней школы.

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

    При таких обстоятельствах период работы истца в должности заведующей библиотекой МОУ СОШ № 21 подлежит включению в специальный стаж истца с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г., включая периоды нахождения ее в учебных отпусках с 07.06.1984 г. по 06.07.1984 г., с 02.01.1985 г. по 10.01.1985 г., с 25.03.1985 г. по 13.04.1985 г., с 28.05.1985 г. по 06.07.1985 г.

На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования истицы о включении в ее специальный стаж периоды работы с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой в МОУ СОШ № 21 г. Тулы, включая периоды нахождения ее в учебных отпусках с 07.06.1984 г. по 06.07.1984 г., с 02.01.1985 г. по 10.01.1985 г., с 25.03.1985 г. по 13.04.1985 г., с 28.05.1985 г. по 06.07.1985 г., с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. по совместительству в МОУ СОШ № 50 г. Тулы в должности учителя истории.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 26.01.2011 г. с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по выводам суда, она имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, а, следовательно и право на досрочную трудовую пенсию по старости, трудовая пенсия должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть 26.01.2011 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Сухановой Галины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Сухановой Галины Николаевны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды ее работы: с 09.04.1984 г. по 05.09.1988 г. в должности заведующей библиотекой в МОУ СОШ № 21 г. Тулы, включая периоды нахождения ее в учебных отпусках с 07.06.1984 г. по 06.07.1984 г., с 02.01.1985 г. по 10.01.1985 г., с 25.03.1985 г. по 13.04.1985 г., с 28.05.1985 г. по 06.07.1985 г., с 06.09.1988 г. по 31.08.1995 г. по совместительству в МОУ СОШ № 50 г. Тулы в должности учителя истории.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Сухановой Галине Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости с 26.01.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий       подпись

Копия верна.

Председательствующий                    А.С. Бездетнова

Секретарь