решение от 19.09.2011 года по делу № 2-1655/11



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 сентября 2011 года                                                                     г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе :

        председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

        при секретаре Карманниковой О.А..,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1655/2011 по иску Лапшиной Елены Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику,

    у с т а н о в и л :

        Лапшина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она с 1985 года по настоящее время она работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

28.01.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной пенсии, однако решением УПФ РФ в г.Туле ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы: с 04.09.1986 г. по 01.09.1989 г. (с учетом отвлечений 14 дней) в должности методиста, руководителя кружка начального технического моделирования на городской станции юных техников; с 02.09.1989 г. по 30.11.1992 г. в должности методиста, руководителя кружка в Доме пионеров г. Тулы; с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г. в должности учителя истории, с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г. в должности учителя изо и истории, с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г. в должности учителя краеведения в Общеобразовательной средней школе-саду; с 06.12.1994 г. по 24.10.2001 г. в должности педагога дополнительного образования в Городском центре детского и юношеского туризма г. Тулы (МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского туризма и экскурсий»); с 25.10.2001 г. по 28.01.2011 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Турист», т.к. наименование должности «руководитель кружка», «методист на станции юных техников», а также наименования учреждений «общеобразовательная школа-сад» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Считает отказ незаконным, а потому просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 04.09.1986 г. по 01.09.1989 г. (с учетом отвлечений 14 дней) в должности методиста, руководителя кружка начального технического моделирования на городской станции юных техников; с 02.09.1989 г. по 30.11.1992 г. в должности методиста, руководителя кружка в Доме пионеров г. Тулы; с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г. в должности учителя истории, с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г. в должности учителя изо и истории, с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г. в должности учителя краеведения в Общеобразовательной средней школе-саду; с 06.12.1994 г. по 24.10.2001 г. в должности педагога дополнительного образования в Городском центре детского и юношеского туризма г. Тулы (МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского туризма и экскурсий»); с 25.10.2001 г. по 28.01.2011 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Турист», назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения, то есть с 28.01.2011 г.

Истец Лапшина Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, указав, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Правомерно не были включены в специальный стаж истицы периоды ее работы с 04.09.1986 г. по 01.09.1989 г. (с учетом отвлечений 14 дней) в должности методиста, руководителя кружка начального технического моделирования на городской станции юных техников; с 02.09.1989 г. по 30.11.1992 г. в должности методиста, руководителя кружка в Доме пионеров г. Тулы; с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г. в должности учителя истории, с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г. в должности учителя изо и истории, с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г. в должности учителя краеведения в Общеобразовательной средней школе-саду; с 06.12.1994 г. по 24.10.2001 г. в должности педагога дополнительного образования в Городском центре детского и юношеского туризма г. Тулы (МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского туризма и экскурсий»), т.к. наименование должности «руководитель кружка», «методист на станции юных техников», а также наименования учреждений «общеобразовательная школа-сад» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Период работы истца с 25.10.2001 г. по 28.01.2011 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Турист», также не может быть включен в специальный стаж истца, так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

На основании изложенного, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у истца специального стажа.

    Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к следующему.

28.01.2011 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Туле от 22.04.2011 г. № 926 истцу было отказано в назначении льготной пенсии за недостаточностью специального стажа, при этом не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 04.09.1986 г. по 01.09.1989 г. (с учетом отвлечений 14 дней) в должности методиста, руководителя кружка начального технического моделирования на городской станции юных техников; с 02.09.1989 г. по 30.11.1992 г. в должности методиста, руководителя кружка в Доме пионеров г. Тулы; с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г. в должности учителя истории, с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г. в должности учителя изо и истории, с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г. в должности учителя краеведения в Общеобразовательной средней школе-саду; с 06.12.1994 г. по 24.10.2001 г. в должности педагога дополнительного образования в Городском центре детского и юношеского туризма г. Тулы (МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского туризма и экскурсий»), т.к. наименование должности «руководитель кружка», «методист на станции юных техников», а также наименования учреждений «общеобразовательная школа-сад» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Период работы истца с 25.10.2001 г. по 28.01.2011 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Турист», также не включен в специальный стаж истца, так как не выполняется одно из условий п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а именно на 01.01.2001 отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст.45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

    В частности, согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

     Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 03.09.1986 г. по 01.09.1989 г. истец работала в должности методиста и руководителя кружка начального технического моделирования на Городской станции юных техников, а затем с 01.09.1989 г. по 30.11.1992 г. – в должности методиста и руководителя кружка в Доме пионеров Центрального района г. Тулы.

Изложенные фактические обстоятельства подтверждаются трудовой книжки истицы, а также справками от 28.01.2011 г. № 01 – выданной Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных техников», от 28.01.2011 г. № 14 – выданной Муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр прихолого-медико-социального сопровождения «Преображение».

В данные периоды работы истицы действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Разделом «Наименование должностей» не была предусмотрена должность «руководитель кружка», а должность «методист» предусмотрена как «методист-воспитатель» как соответствующая должности «старший воспитатель».

Действовавшее в предшествовавший период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, также не предусматривало право работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов работы в должности «руководителя кружка», «методиста» в «Доме пионеров и школьников».

Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 г. №21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, а позднее – в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

    В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

    В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

    Вместе с тем, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка».

    Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых работником функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которая не содержится в нормативно-правовых актах.

    Однако должность Лапшиной Е.В. как руководителя кружка в вышеназванный спорный период именована правильно, в соответствии с указанным Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в связи с чем, устанавливая тождественность выполняемой истицей работы по должности «руководитель кружка» должности «педагог дополнительного образования», суд должен принять на себя несвойственную функцию определения категорий лиц, чья деятельность в связи с особым характером ее работы, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, должна быть отнесена к педагогической, тогда как данная функция возложена законодателем на Правительство Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Лапшиной Е.В. о включении в ее специальный стаж периодов работы с 03.09.1986 г. по 01.09.1989 г. - в должности методиста и руководителя кружка начального технического моделирования на Городской станции юных техников, с 01.09.1989 г. по 30.11.1992 г. – в должности методиста и руководителя кружка в Доме пионеров Центрального района г. Тулы не подлежат удовлетворению.

Разрешая требование истицы о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности педагога дополнительного образования с 06.12.1994 г. по 28.01.2011 г. сначала в Городском центре детского и юношеского туризма, затем в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» и, в настоящее врем, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Турист», суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 06.12.1994 г. по дату обращения за назначением пенсии истец работала в должности педагога дополнительного образования в в Городском центре детского и юношеского туризма, затем в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» и, в настоящее врем, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Турист».

Изложенные фактические обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы.

    Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в ред. от 26.05.2009 г.) был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Указанным Списком предусмотрено в разделе 2 «Наименование должностей» должность «педагог дополнительного образования». Разделом 2 «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

    Согласно Уставу Муниципального Тульского городского Центра детского и юношеского туризма от 23.05.1995 г., данное учреждение является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, осуществляющим организационно-методическое руководство развитием туристко-краеведческой, экскурсионной деятельности в системе дополнительного образования детей, подростков и юношества. Участниками образовательного процесса в Центре являются дети до 18 лет. В числе основных задач Центра называется – проведение муниципальных массовых мероприятий, обеспечивающих диагностирование и развитие различных направлений туристко-краеведческой деятельности учащихся, методическое руководство для туристко-краеведческих объединений учащихся. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе в соответствии с Положением об учреждениях дополнительного образования детей.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе от 27.05.1997 г., и в Уставе от 19.05.1998 г.

Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра дополнительного образования для детей «Турист» от 22.10.2008 г., данное учреждение также является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, является образовательным учреждением, зарегистрированным первоначально как муниципальное образовательное учреждение Тульский городской Центр детского и юношеского туризма. Основными задачами Центра являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спорном. В Центре обучаются дети от 5 до 18 лет.

    Согласно Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, указанное Положение регулирует деятельность, в том числе, центров дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества и т.п. В числе основных задач называются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.

    Содержание новой редакции Устава от 22.10.2008 г. еще более соответствовало содержанию вышеуказанного Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

    Исходя из сравнительного анализа приведенных документов и нормативных требований Типового положения, суд приходит к выводу о том, что Муниципальный Тульский городской Центр детского и юношеского туризма, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Турист», в которых с 06.12.1994 г. по 28.01.2011 г. осуществляла свою работу истец, следует отнести к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения).

Вместе с тем, в специальный стаж истца может быть включен не весь указанный период ее трудовой деятельности.

Так, на основании п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Ответчиком не оспаривается соблюдение у истицы второго условия - факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», однако ответчиком оспаривается первое условие - на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.

Так действующим в указанный период работы истицы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, так и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) предусмотрены в числе наименований учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, должность педагог дополнительного образования также предусмотрена указанными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела, на 01 января 2001 года специальный стаж истца составляет на дату обращения 28.01.2011 г. менее 16 лет 8 месяцев, что не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку на 01.01.2001г. стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должен составлять не менее 16 лет 8 мес.

При этом, суд учитывает, что Правительству РФ делегировано право определять порядок реализации права граждан на досрочные трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан, в числе которых и педагогические работники.

Изложенное, а также анализ вышеуказанного материального закона, позволяют суду сделать вывод о том, что заявленные истцом требования о включении в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению только в части включения в ее специальный стаж периодов работы с 06.12.1994 г. по 31.12.2000 г. в должности педагога дополнительного образования в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, а период работы с 01.01.2001 г. по 28.01.2011 г. в той же должности не подлежит включению в специальный стаж истца.

Кроме того, согласно данным льготно уточняющей справки № 411-С от 24.02.2011 г., выданной Муниципальным общеобразовательным учреждением - средней общеобразовательной школой № 38, в периоды времени с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г., с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г., с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г., с 01.09.1999 г. по 31.05.2000 г. истец работала по совместительству в должности учителя изо и истории Тульского края в указанном общеобразовательном учреждении, объем ее педагогической нагрузки составлял менее ставки.

Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2001 г. № 781, предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «общеобразовательные школы».

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Анализ указанных положений Правил от 29.10.2002 г. № 781 позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, как до 01.09.2000г., так и после этой даты, засчитываются в указанном порядке в стаж независимо от условия занятия в эти периоды штатной должности, предусматривая условием лишь выполнение в периоды после 01.09.2000 г. нормы педагогической нагрузки, а также порядок учета педагогической нагрузки - суммарно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям специальных дисциплин школ, гимназий, лицеев составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений ( приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года.

В этой связи, поскольку выполнение полной педагогической нагрузки до 01.09.2000 г. не требовалось, периоды работы истца с 01.09.1994 г. по 31.05.1995 г., с 01.09.1995 г. по 31.05.1996 г., с 01.09.1996 г. по 31.05.1997 г., с 01.09.1999 г. по 31.05.2000 г. по совместительству в Муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 38 также подлежали зачету в специальный стаж истца. Однако данные периоды фактически перекрываются периодом работы истца с 06.12.1994г. по 31.12.2000 г., в связи с чем не могут повлиять на оценку пенсионных прав истца.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ в г. Туле у нее не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и она не имела требуемый двадцатипятилетний стаж педагогической работы, досрочная трудовая пенсия по старости не может быть ей назначена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

иск Лапшиной Елены Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) включить в специальный стаж Лапшиной Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы: с 06.12.1994 г. по 31.12.2000 г. в должности педагога дополнительного образования в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей городской Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

В удовлетворении остальной части заявленных истцом Лапшиной Еленой Владимировной требований, в том числе, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись            А.С. Бездетнова

Копия верна:

Судья:                                                                      А.С. Бездетнова

Секретарь:                                                                   О.А. Карманникова