Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2011 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе :
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Карманниковой О.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1891/2011 по иску Александриной Ирины Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм,
у с т а н о в и л :
Александрина И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является получателем пенсии по инвалидности с 26.05.1997 г. по настоящее время. Первоначально пенсия ей была назначена в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», введенном в действие с 01.01.2002 г., установлен повышенный базовый размер трудовой пенсии лицам, на иждивении которых имеются нетрудоспособные лица. Поскольку у нее имеется дочь, 08.07.1992 года рождения, повышенный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности должен был быть ей установлен с 01.01.2002 г. Просила обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ей пенсии с 01.01.2002 г. с учетом повышенного базового размера пенсии на одного иждивенца и выплатить ей недополученную пенсию с 01.01.2002 г.
В судебном заседании истица Александрина И.Ю. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Также пояснила, что ответчику по материалам ее пенсионного дела должно было быть известно о наличии у нее иждивенца, так как сведения о ребенке ею представлялись своевременно, однако повышенный базовый размер ей не был назначен своевременно, а лишь с 01.04.2010 г., когда после восстановления ее пенсионного дела специалист УПФР в г. Туле предложила ей написать соответствующее заявление и представить свидетельство о рождении.
Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции ссылалась на то, что требования истица об установлении ей повышенной базовой части пенсии с 01.01.2002 г. не подлежат удовлетворению, поскольку соответствующее заявление вместе с свидетельством о рождении были представлены только 26.03.2010 г., в связи с чем перерасчет был произведен с 01.04.2010 г.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к следующему.
Из материалов пенсионного дела № 017962 усматривается, что истец Александрина И.Ю. является получателем трудовой пенсии по инвалидности с 26.05.1997 г.
С 18.07.2006 г. инвалидность истице установлена бессрочно, что следует из справки от 18.07.2006 г. № 1697.
Из свидетельства о рождении сер. 111-БО № 463792 от 08.09.1992 г. следует, что матерью родившейся 08.07.1992 г. Александриной К.А. является Александрина И.Ю.
Из имеющейся в пенсионном деле истца справки от 08.06.2010 г. № 317 усматривается, что Александрина Ксения Александровны, 1992 года рождения, 01.09.2007 г. поступила в ГОУ НПО ТО ПУ-9 им. Б.Ф. Сафонова на очную форму обучения. Дата окончания образовательного учреждения 30.06.2011 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции на 01.01.2002 г.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах: при наличии одного такого члена семьи - 600 рубля в месяц.
Впоследствии данный размер базовой части трудовой пенсии периодически индексировался Постановлениями Правительства РФ от 24.01.2002 г. № 42 (коэффициент 1,65), от 18.07.2002 г. № 535 (коэффициент 1,09), от 13.03.2003 г. № 152 (коэффициент 1,126), от 16.07.2003 N 428 (коэффициент 1,08), от 15.03.2004 N 142 (коэффициент 1,09), от 21.07.2004 N 363 (коэффициент 1,0628), от 11.07.2005 N 419 (коэффициент 1,06 и 1,048), от 24.03.2006 N 165 (коэффициент 1,063), от 28.07.2006 N 466 (коэффициент 1,062), от 27.03.2007 N 181 (коэффициент 1,092), от 25.01.2008 N 25 (коэффициент 1,12), от 25.03.2008 N 204 (коэффициент 1,075), от 21.07.2008 N 548 (коэффициент 1,08), от 21.03.2009 N 247 (коэффициент 1,175), от 23.07.2009 N 611 (коэффициент 1,075), от 18.03.2010 N 167 (коэффициент 1,063).
Пунктом 1 части 2 ст. 9 ФЗ установлено, что к нетрудоспособным членам семьи относятся дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, достигшие 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы.
На основании ч.2 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по старости.
Статьей 20 ч. 1 ФЗ установлено, что перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Ранее действующие положения ст.ст. 21, 29-33 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» содержали положения относительно надбавок к назначаемой и выплачиваемой пенсии по инвалидности на нетрудоспособных иждивенцев, в том числе детей до 18 лет, но надбавка устанавливалась и выплачивалась только неработающим пенсионерам.
При таких обстоятельствах утверждения истца, что при назначении трудовой пенсии по инвалидности ею представлялись сведения о наличии у нее иждивенца – ребенка Александриной К.А. не могут быть опровергнуты ответчиком при тех обстоятельствах, что пенсионное дела истца, открывшееся в связи с назначением ей 26.05.1997 г. пенсии по инвалидности, утрачено, что подтверждается материалами пенсионного дела.
Однако как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из трудовой книжки истца, с момента установления пенсии и до настоящего времени истец работает в ОАО «Тульский оружейный завод», в связи с чем пенсия Александриной И.Ю. назначалась и выплачивалась по 31.12.2001 г. без надбавки на иждивенца.
Вместе с тем, по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» назначение и выплата повышенного базового размера трудовой пенсии не поставлено в зависимость от продолжения работы пенсионером.
Таким образом, истица Александрина И.Ю. имела право на установление ей повышенного базового размера трудовой пенсии с 01.01.2002 г. по 31.03.2010 г.
Из представленных суду списков поручений на выплату пенсий, а также не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании усматривается, что трудовая пенсия по инвалидности истцу начислялась и выплачивалась без учета повышенного базового размера трудовой пенсии до обращения истца о назначении повышенного базового размера трудовой пенсии с заявлением 26.03.2010 г.
В соответствии с заявлением истицы с 01.04.2010 г. трудовая пенсия по инвалидности, как следует из данных пенсионного дела, выплачивалась с учетом повышенного базового размера на одного иждивенца.
Анализируя обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о том, что документы о наличии иждивенца представлялись ею при назначении пенсии своевременно, однако пенсия по инвалидности выплачивалась ей без учета повышенного базового размера трудовой пенсии с 01.01.2002 г. до 31.03.2010 г., что не отрицал представитель ответчика, в связи с чем пенсионные права истца подлежат восстановлению, иное означало бы необоснованное снижение ее социального обеспечения, что в соответствии с действующим законодательством РФ, толкование которого относительно государственного социального обеспечения неоднократно давалось в постановлениях Конституционного Суда РФ, является недопустимым. Так, по выводам Конституционного Суда РФ, законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 23 декабря 2004 года N 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах и учитывая, что Закон не содержит каких-либо ограничений в назначении пенсионного обеспечения в полном объеме для тех категорий, которым по вине органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, своевременно такое обеспечение предоставлено не было, а напротив, содержит требования установления полного пенсионного обеспечения, требования истицы об обязании ответчика произвести перерасчет ее трудовой пенсии с увеличением ее базовой части с учетом иждивенца, 08.07.1992 года рождения, с 01.01.2001 г. по 31.03.2010 г. подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что истец своевременно не обратилась в УПФР в г. Туле с заявлением о назначении повышенного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, а установление такого размера произошло лишь с момента обращения 01.04.2010 г., не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований истца. Так, утверждения ответчика о том, что истец не представляла документы о наличии иждивенца, не подтверждены какими-либо доказательствами. К тому же, доводы о том, что истец должна была самостоятельно обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением, не основаны на положениях Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном страховании в РФ», согласно которому органы Пенсионного фонда РФ обязаны информировать застрахованных лиц об имеющихся у них правах в области пенсионного обеспечения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Александриной Ирины Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле произвести перерасчет назначенной Александриной Ирине Юрьевне трудовой пенсии по инвалидности с 01.01.2002 г.по 31.12.2010 г. с учетом повышенной базовой части трудовой пенсии с выплатой недоплаченных сумм пенсии.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова
Секретарь