решение от 22.11.2011 года по делу № 2-1896/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года                                                                                г.Тула

Советский районный суд в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Карманниковой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1896/11 по исковому заявлению Гамаюнова Олега Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л:

Гамаюнов О.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику.

    В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1985 года по настоящее время она работает педагогическим работником в различных детских образовательных учреждениях. Полагая, что у него имеется требуемый законом специальный стаж, 07.09.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако решением Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле в назначении указанной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включены в специальный стаж периоды ее работы с 02.09.1988г. по 28.08.1995г. в должности педагога в МОУ ДОД Детская музыкальна школа № 4. Так как согласно п.3 Правил от 29.10.2002г. №781 работа в должностях, указанных в 1раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии е выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1.-1.14 раздела «наименование учреждений» списка, работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «педагог» поименована в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, а учреждение «МО ДОД Детская музыкальная школа» поименована в п.2 раздела «Наименование учреждений». С 01.09.2005г. по 07.09.2011г. в должности преподавателя по классу баяна и аккордеон менее одной ставки в школе-лицее искусств №27, в дальнейшем переименованной Муниципальный лицей №3 г. Тулы, Муниципальное общеобразовательное учреждение-лицей № г. Тулы. Так как не выполнено условие пункта 4 Правил, которое предусматривает выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. С 01.09.2005г. по 07.09.2011г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ лицей №3 с неполной педагогической нагрузкой, работа в должностях, указанных в п. 1 раздел «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения учреждениях, указанных в п. 1.1. 1.14 раздела «наименование учреждений» списка, а работа должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «педагог: поименована в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, а учреждение «МОУ ДО Детская музыкальная школа» поименована в п.2 раздела «Наименование учреждений».

С принятым ответчиком решением не согласен, в связи, с чем, просил признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле № 2862 от 03.10.2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, как педагогическому работнику; обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы с 02.09.1988 года по 28.08.1995 года в должности педагога в МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 4; с 01.09.2005 года по 07.09.2011 года в должности преподавателя по классу баяна и аккордеона менее одной ставки в школе-лицее искусств №27; с 01.09.2005 года по 07.09.2011 года в должности педагога дополнительного образования в МОУ - лицей №3 с неполной педагогической нагрузкой, назначив досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с даты обращения, то есть с 07.09.2011 года.

В дополнительном исковом заявлении истец просил включить в его специальный стаж период с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г. – прохождения военной службы по призыву, а также период учебного отпуска с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г., исключенные ответчиком из его специального стажа.

В судебное заседание истец Гамаюнов О.В. не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, пояснила, что в зачет специального стажа Гамаюнова О.В. не могут быть приняты следующие периоды работы с 02.09.1988 года по 28.08.1995 года (за исключением отвлечений с 09.02.1993 года по 16.03.1993 года) в должности педагога в МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 4, так как согласно п.3 Правил от 29.10.2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «педагог» поименована в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, а учреждение «МОУ ДОД Детская музыкальная школа» поименована в пункте 2 раздела «Наименование учреждений». С 01.09.2005 года по 07.09.2011 года в должности преподавателя по классу баяна – аккордеона менее одной ставки в школе – лицее искусств № 27, в дальнейшем переименованной в Муниципальный лицей № 3 (искусств) г.Тулы, Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 3 г.Тулы. Так как не выполнено условие пункта 4 Правил, которое предусматривает выполнение нормы рабочего времени, поставленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Период работы по совместительству с 01.09.2005 года по 07.09.2011 года в должности педагога дополнительного образования в МОУ – лицея № 3 с неполной педагогической нагрузкой, так как согласно п.3 Правил от 29.10.2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка. Период с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г. – прохождения военной службы по призыву, а также период учебного отпуска с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г. не подлежат включению в специальный стаж, так как не являются периодами работы. На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием у истца 25 летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, истец 07.09.2011 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года №187 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право досрочного назначения трудовой пенсии по старости предоставлено лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле в городе Туле истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием 25 летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Ответчиком не приняты в зачет специального стажа периоды работы истца: с 02.09.1988г. по 28.08.1995г. в должности педагога в МОУ ДОД Детская музыкальна школа № 4. Так как согласно п.3 Правил от 29.10.2002 г. №781 работа в должностях, указанных в 1раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии е выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1.-1.14 раздела «наименование учреждений» списка, работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «педагог» поименована в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, а учреждение «МО ДОД Детская музыкальная школа» поименована в п.2 раздела «Наименование учреждений». С 01.09.2005г. по 07.09.2011 г. в должности преподавателя по классу баяна и аккордеон менее одной ставки в школе-лицее искусств № 27, в дальнейшем переименованной Муниципальный лицей №3 г.Тулы, Муниципальное общеобразовательное учреждение-лицей № 4 г.Тулы. Так как не выполнено условие пункта 4 Правил, которое предусматривает выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. С 01.09.2005 г. по 07.09.2011 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ лицей № 3 с неполной педагогической нагрузкой, работа в должностях, указанных в п. 1 раздел «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения учреждениях, указанных в п. 1.1. 1.14 раздела «наименование учреждений» списка, а работа должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «педагог: поименована в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, а учреждение «МОУ ДО Детская музыкальная школа» поименована в п.2 раздела «Наименование учреждений».

С данными выводами Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

    Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

     Действующим в спорный период работы истицы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусмотрена должность педагог.

    Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность педагог не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Как усматривается из трудовой книжки, истец с 1985 года по настоящее время, то есть ко времени обращения за назначением льготной пенсии, работал в должности преподавателя по классу баяна, педагога по классу баяна в различных детских образовательных учреждениях, и эта работа зачтена ответчиком в специальный стаж истицы.

В силу п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 781, работа в должности педагога засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г., на основании чего ответчиком было отказано во включении в специальный стаж истца периода работы в должности педагога по классу баяна в Детской музыкальной школе № 4.

Согласно льготно-уточняющей справке № 102 от 11.09.2009 года, выданной МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» Гамаюнов О.В. с 01.09.1988 года по 28.08.1995 года работал в должности педагога по классу баяна в школе общего музыкального образования в течение полного рабочего времени в количестве одной ставки.

В соответствии со справкой №101, выданной 11.09.2009 года МОУ дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 г.Тулы» решением исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся №13-343 от 16.07.1964 г. организована Косогорская детская музыкальная школа, которая в дальнейшем неоднократно переименовывалась, в частности, распоряжением Облисполкома №400 от 20.12.1990 г. и приказом Управления культуры Тулоблисполкома №01-11/226 от 23.12.1991 г. школа общего музыкального образования преобразована в Детскую музыкальную школу № 4.

В экзаменационных ведомостях и журнале посещаемости и успеваемости Тульской музыкальной школы № 4 за спорный период истец указан в должности преподавателя.

Приказом Министерства культуры РСФСР от 31 августа 1990 г. № 283 утверждены Квалификационные характеристики должностей руководителей и преподавателей школ искусств системы Министерства культуры РСФСР. В указанном приказе школами искусств именуются школы системы Министерства культуры РСФСР различных типов: музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические и пр.

Указанным Приказом № 283 предусмотрена должность преподавателя учебного заведения; должность педагога не предусмотрена. В качестве должностных обязанностей согласно вышеназванным квалификационным характеристикам преподаватель обеспечивает проведение на высоком профессиональном уровне учебной работы и внеурочных мероприятий; в соответствии с планом работы школы, учебными планами и программами принимает участие в заседаниях отделов и отделений, педагогических советов, совещаниях, конференциях, контрольных мероприятиях (контрольные уроки, зачеты, академические концерты, экзамены, просмотры, выставки, спектакли и т.д.), культурно-просветительных мероприятиях (концерты, лекции, беседы, театральные постановки, выставки и т.д.), организуемых школой; организует и проводит внеурочные классные мероприятия: посещение с учащимися концертов, музеев и т.д.; классные собрания, концерты, встречи с представителями творческой интеллигенции и пр.; обеспечивает выполнение учебных планов и программ по дисциплинам (предметам), по которым ведется преподавание; планирует организацию и проведение обучения по всей дисциплине (предмету) и каждому занятию; осуществляет работу по оснащению закрепленного за ним учебного кабинета, участвует в совершенствовании материально-технической базы школы; ведет учет выполнения учебных планов и программ по соответствующей дисциплине (предмету), успеваемости и посещаемости учащихся, установленную отчетность и документацию; применяет прогрессивные методы, формы и средства обучения, ведет методическую работу (открытые уроки, рефераты, сообщения и пр.). Участвует в методической работе школы, в обсуждении на заседаниях педагогического совета, отделов, совещаниях, конференциях вопросов, связанных с организацией и содержанием учебной, производственной и воспитательной работы; вносит предложения по дальнейшему ее совершенствованию; отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитания и др.

Согласно представленной истцом должностной инструкции преподавателя, указанной в Типовом положении, преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.

При анализе приведенных квалификационных характеристик, судом установлено, что функциональные обязанности должности преподавателя, отраженные в Приказе Министерства культуры РСФСР от 31 августа 1990 г. № 283 и Приказе Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.1995 года № 463/1268, аналогичны.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что истец Гамаюнов О.В., занимая должность педагога по классу баяна с 02.09.1988 года по 28.08.1995 года, фактически выполнял функции преподавателя, должность которого предусмотрена Списками профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику № 463 от 06.09.1991г., № 1067 от 22.09.1999г., № 781 от 29.10.2002г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что невнесение своевременно работодателем в трудовую книжку истицы записи о переименовании ее должности с педагога на преподавателя не может повлечь нарушение права истицы на пенсионное обеспечение в порядке досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, в связи с чем, суд находит требование о включении в трудовой стаж истца периода работы с 02.09.1988 года по 28.08.1995 года в должности педагога по классу баяна в Детской музыкальной школе № 4 г.Тулы подлежащим удовлетворению.

Разрешая заявленные истцом требования о включении в его специальный стаж периодов работы с 01.09.2005г. по 07.09.2011г. в должности преподавателя по классу баяна и аккордеон менее одной ставки в школе-лицее искусств № 27, в дальнейшем переименованной Муниципальный лицей №3 г. Тулы, Муниципальное общеобразовательное учреждение-лицей № г.Тулы, суд исходит из следующего.

Как предусматривается положениями статьей 282 Трудового кодекса РФ, особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196. Определяется учебная нагрузка исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. При этом учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку зарплаты, устанавливается только с письменного согласия учителя (п. 66 Положения).

Нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определены постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", то есть ставке заработной платы, обозначенной в трудовом договоре педагогического работника, соответствует определенное количество учебных часов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) преподавателям специальных дисциплин 1 - 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений в количестве 18 часов в неделю.

Кроме того, в соответствии с Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84, не считается совместительством работа учителей и преподавателей школ в том же учебном заведении сверх установленной нормы учебной нагрузки, педагогическая работа по руководству кружками в том же учебном заведении, дошкольном, внешкольном или другом детском учреждении.

Такой же вывод следует из рассмотрения Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 (п. 2.5.) и письма Минобразования РФ от 1 октября 2003 г. № 20-51-2979/20-5 "О норме часов за ставку заработной платы учителей начальных классов", согласно которым в случае, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, они "догружаются" до нормы нагрузки в часах другой педагогической работой, в состав которой включается и кружковая работа.

Из трудовой книжки истца усматривается, что Гамаюнов О.В. с 28.05.1995 года по настоящее время работает в должности преподавателя по классу баяна-аккордеона в МОУ – лицей №3 г.Тулы.

Из примерного положения о лицее усматривается, что лицей- тип среднего общеобразовательного учебного заведения, реализующий принцип непрерывности образования. Организуется в составе 8-11 или 10-11 классов и осуществляет свою деятельность на основе Временного положения о средней общеобразовательной школе и настоящего положения.

Основная цель лицея - формирование интеллектуального потенциала общества.

Ставка заработной платы учителей лицея устанавливается из расчета 18 часов в неделю, из них 3 часа отводятся на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.

Лицею дополнительно выделяются 10 ставок учителей для организации кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений и 1,5 ставки для оплаты отдельных лекций, циклов, курсов на основе договоров со специалистами высшей квалификации. Факультативные занятия проводятся при наличии в группе 8-10 человек.

Согласно представленной льготной справки, выданной МОУ- лицей № 3 г.Тулы, Гамаюнов О.В. работал в МОУ- лицей №3 г.Тулы в период с 01.09.2005 года по настоящее время он работал в условиях внутреннего совместительства в должности педагога дополнительного образования и имел нагрузку: с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года – 9,5 часов кружк. работы (0,52 ставки) +13ч.дополнительных платных услуг; с 01.06.2006 года по 31.08.2006 года – 9,5 кружк. работы (0,52 ставки); с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года – 17 часов кружк. работы (0,94 ставки); с 01.09.2007 года – 31.05.2008 года – 10,5 часов кружк. работы (0,58 ставки) +4,5 ч. дополнительных платных услуг; с 01.06.2008 года по 31.08.2008 года – 10,5 часов кружк. работы (0,58 ставки); с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года – 10 часов кружк. работы (0,55 ставки) +4,5 ч.дополнительных платных услуг; с 01.06.2009 года по 31.08.2009 года – 10 часов кружк. работы (0,55 ставки); с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года – 8,5 часов кружк. работы (0,47 ставки)+5 ч. дополнительных платных услуг; с 01.06.2010 года по 31.08.2010 года – 8,5 часов кружк. работы (0,47 ставки); с 01.09.2010 года по 31.08.2011 года – 13 часов кружк. работы (0,72 ставки); с 01.09.2011 года по настоящее время – 12,5 часов кружк. работы (0,69 ставки).

При этом по основной работе истец вырабатывал педагогическую нагрузку: с 01.09.2005 г. по 31.08.2006 г. – 0,28 ставки, с 01.09.2006 г. по 31.08.2007 г. – 0,39 ставки, с 01.09.2007 г. по 31.08.2008 г. – 0,28 ставки; с 01.09.2008 г. по 31.08.2011 г. – 0,39 ставки, что подтверждается данными льготно-уточняющей справки № 137 от 07.09.2011 г.

Таким образом, объем педагогической нагрузки истца с 01.09.2005 г. по 31.05.2006 г. составил 0,28 + 0,52 = 0,8 ставки, с 01.06.2006 года по 31.08.2006 года –0,8 ставки; с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года – более 1,0 ставки; с 01.09.2007 года – 31.05.2008 года – 0,96 ставки; с 01.06.2008 года по 31.08.2008 года – 0,96 ставки; с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года – 0,94 ставки; с 01.06.2009 года по 31.08.2009 года – 0,94 ставки; с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года – 0,94 ставки; с 01.06.2010 года по 31.08.2010 года – 0,94 ставки; с 01.09.2010 года по 31.08.2011 года – более 1 ставки; с 01.09.2011 года по настоящее время – более 1 ставки.

Данные обстоятельства подтверждаются также приказами МОУ – лицею № 3, тарификационными списками за спорный период.

В соответствии с должностной инструкцией учителя МОУ-лицей № 3 г.Тулы, утвержденной 30.08.2007 г., на должность учителя принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование по профилю преподаваемого предмета без предъявления требований к стажу работы.

Основными направлениями деятельности учителя в частности являются: обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста учащихся; подбирает, а при необходимости составляет (и принимает совместно с администрацией образовательного учреждения меры для утверждения экспертной комиссией соответствующего уровня) программы обучения; составляет тематическое планирование на год; готовит каждому учебному занятию конспект учебного занятия; проводит учебные занятия в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы»; содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждения дополнительного образования детей и по месту жительства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в периоды работы истца в МОУ – лицей № 3 с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года, с 01.09.2010 года по 31.08.2011 года он осуществлял руководство кружком сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников с согласия работодателя, а потому время руководства кружком не должно считаться совместительством и должно учитываться в составе общей педагогической нагрузки.

Таким образом, суд считает установленным выполнение Гамаюновым О.В. нормы рабочего времени педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы в периоды его работы в МОУ – лицей № 3 с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года – более 1,0 ставки, с 01.09.2010 года по 31.08.2011 года – более 1 ставки, что позволяет согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, засчитать данные периоды в специальный стаж истца.

Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г., суд также признает их подлежащими удовлетворению.

    Согласно трудовой книжке истца Гамаюнов О.В. с 01.08.1985 г. по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, занимая должности преподавателя музыкальных дисциплин в различных учебных учреждениях.

    Военным билетом серии МН № 2417587 подтверждается, что Гамаюнов О.В. призван на действительную военную службу 15.05.1980 года и уволен в запас 07.05.1982 года.

    В период прохождения истцом службы в Советской Армии с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г. действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», а также Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

    Согласно указанному Постановлению (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 593 - СП СССР, 1972, № 17, ст. 87, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 года № 313) положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

    В соответствии с утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в иных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии подлежит включение периода службы в вооруженных силах СССР, безо всяких условиях и ограничений.

    Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 № 4, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (с дополнениями и изменениями).

Данное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 г., приравнивать к льготной работе службу в армии.

    Должность истца, в которой он работал в период с 1982 года по настоящее время – тренер-преподаватель – предусмотрена Списком, утвержденным в 1956 г.

    Кроме того, из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан следует, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

Указанным Постановлением признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П указывается, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке доводов истца суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 года № 2-П) на то, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

    В связи с изложенным заявленные истцом Гамаюновым О.В. требования о включении в его специальный стаж периода военной службы по призыву с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г. подлежат удовлетворению.

Давая оценку требованиям истца о включении в его специальный стаж периода учебного отпуска с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г., суд также полагает их подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно ст. 198 КЗоТ РФ за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Данная позиция предусмотрена и в Трудовом кодексе РФ, в соответствии со ст. 173 которого работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

    Поэтому период нахождения в учебном отпуске является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с 01.08.1985 г. по дату обращения за назначением пенсии истец работал в должностях преподавателя музыки в различных учебных заведения дополнительного образования детей, и эта работа зачтена ответчиком или подлежит включению в специальный стаж истца по решению суда. При этом ответчиком не был включен период нахождения истца в учебном отпуске с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г.

Согласно льготно-уточняющей справке № 102 от 11.09.2009 г. в период с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г. имели место учебный отпуск истца.

    Анализируя исследованные по делу доказательства, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения ее в учебных отпусках.

Поскольку Гамаюнов О.В., осуществляя с 1985 года педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, находился в оплачиваемых учебных отпусках в период действия указанных норм права, то с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,18, ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения истица в учебном отпуске с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 07.09.2011 года, требуемый специальный стаж у нее имелся, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

иск Гамаюнова Олега Викторовича о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику - удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Гамаюнова Олега Викторовича, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы 02.09.1988 года по 28.08.1995 года в должности педагога в МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 4; с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года, с 01.09.2010 года по 31.08.2011 года в должности преподавателя в Муниципальном общеобразовательном учреждении – лицей № 3 на полную ставку, период прохождения военной службы по призыву с 15.05.1980 г. по 07.05.1982 г., период нахождения в учебном отпуске с 09.02.1993 г. по 16.03.1993 г.

Признать за Гамаюновым Олегом Викторовичем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с 07.09.2011 г. и обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г.Туле назначить Гамаюнову Олегу Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости с 07.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий    подпись    А.С. Бездетнова

Копия верна.

Судья                                А.С. Бездетнова

Секретарь

-32300: transport error - HTTP status code was not 200