решение от 07.12.2011 года по делу № 2-2029/11



            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    07 декабря 2011 г.                        город Тула

    Советский районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего – судьи Бездетновой А.С.,

    при секретаре – Карманниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2029/2011 по иску Самкурашвили Тенгиза Давидовича к ФГУ ГБ «Медико-социальной экспертизы по Тульской области», филиалу бюро № 1 Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» о признании права на получение второй группы инвалидности по причине заболеваний, связанных с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

у с т а н о в и л :

    Самкурашвили Т.Д. обратился в суд с иском к ФГУ ГБ «Медико-социальной экспертизы по Тульской области», филиалу бюро № 1 ФГУ ГБ «Медико-социальной экспертизы по Тульской области» о признании права на получение второй группы инвалидности по причине заболеваний, связанных с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска ссылался на то, что являлся военнослужащим участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1986 г., о чем имеет удостоверение сер. Р от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» он признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что следует из справки МСЭ-2011 . Между тем, истец не согласен с указанием причины инвалидности как общее заболевание, считает, что его заболевание связано с последствиями ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, исходя из его диагноза, указанного в медицинских документах, в соответствии с перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, связь причин его инвалидности с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС должна быть установлена в безусловном порядке. Истец просил признать за ним право на получение второй группы инвалидности, связанной с последствиями ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, признать решение ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области и филиала Главного бюро № 1 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ему Самкурашвили Т.Д. второй группы инвалидности по общему заболеванию.

    В дополнительном исковом заявлении представитель истца по доверенности Пешкова Т.В. указала, что заболевание истца включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ № 311 от 06.08.1996 г.

    В судебное заседание истец Самкурашвили Т.Д. не явился, посредством телефонограммы уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие и с участием его представителя по доверенности Пешковой Т.В.

    Представитель истца по доверенности Пешкова Т.В. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что медицинские документа истца, которые были представлены в Российский межведомственный экспертный совет не отражают его действительного состояния здоровья.

    Представитель ответчика ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области Баженов М.Г. иск Самкурашвили Т.Д. не признал и полагал не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений ссылался на то, что в силу п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.1996 г. № 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ. Согласно ч. 6 п. 11 Разъяснения № 1, утвержденного Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2003 г. № 17, причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», устанавливается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцом было представлено решение федерального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна от 28.09.2010 г. об отсутствии связи заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи Решением филиала бюро № 1 ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области от 20.07.2011 г. Самкурашвили Т.Д. признан инвалидом 2 группы сроком до 01.08.2012 г. с причиной инвалидности «общее заболевание».

    Представитель третьего лица Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС) в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В обоснование своей позиции пояснил, что основным диагнозом, представленным для рассмотрения на заседании Экспертного совета в 2009 г. согласно письму Департамента здравоохранения Тульской области от 10.07.2009 г. № 30-06/235, были ИБС. Стенокардия напряжения ФК 3. Атеросклеротический каронарокардиосклероз НК 2 ст. Артериальная гипертензия 3 ст. 3 ст. с поражением сердца. Остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Сахарный диабет 2 типа. Хр. Панкреатит. Хр. Холецистит. Узловой патологический зоб 2 ст. Эутиреоз. Документы рассматривались на заседании Экспертного совета 24.12.2009 г. (протокол заседания № 11), который принял решение о том, что заболевания и инвалидность Самкурашвили Т.Д. не связаны с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС. По заключению экспертов, динамика развития сердечно-сосудистой патологии, отсутствие документов, подтверждающих эту динамику, связать заболевание с воздействием при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не представляется возможным.

    Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в структуру которого при реорганизации вошел Департамент здравоохранения Тульской области по доверенности Кузнецова Е.С. в судебном заседании полагала иск Самкурашвили Т.Д. не подлежащим удовлетворению за необоснованностью.

    Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

П. 3 ч. 1 ст. 13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, также отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).

     Во исполнение Федерального закона Правительство Российской Федерации 20 февраля 2006 года издало Постановление, которым утвердило Правила признания лица инвалидом, определяющие порядок и условия признания лица инвалидом, порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, сроки и порядок проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, порядок обжалования решений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение причин инвалидности возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 3 Разъяснения № 1, утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 15.04.2003 г. № 17, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются специальным законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П отметил, что приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

     Согласно статье 24 данного базового Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

    Согласно п. 11 Разъяснения № 1, утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 15.04.2003 г. № 17, причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Установление причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, именно межведомственным экспертным советом, предусмотрена и для других категорий инвалидов, в том числе, для претендующих на установление причин инвалидности с формулировками «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание связано с последствиями радиационных воздействий» и т.п. Для бывших военнослужащих причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС» устанавливается военно-врачебными комиссиями.

     Таким образом, определяя меры социальной защиты гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусматривает, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

     Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании тех решений, которые вынесены межведомственными экспертными советами.

     При отсутствии заключения специального уполномоченного органа межведомственного экспертного совета о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности - заболевание связано с последствиями аварии на ЧАЭС.

Базовый Закон не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Следовательно, данное право возникает с момента установления такой связи, т.е. вынесения соответствующего решения межведомственным экспертным советом.

Как видно из выданного 07.10.2003 г. Администрацией Тульской области удостоверения серии Р N 063955 Самкурашвили Т.Д. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно пропуска № 918197 от 15.02.1987 г. Самкурашвили Т.Д. имел право въезда к закрытую зону г. Чернобыль.

Из военного билета истца сер. НЗ № 2586302 усматривается, что в период с 09.08.1986 г. по 18.11.1986 г истец находился при исполнении обязанностей по ликвидации аварии в 30-км. зоне ЧАЭС.

Самкурашвили Т.Д. является инвалидом 2 группы с 2009 г., в очередной раз освидетельствован в филиале № 1 ГБ МСЭ по Тульской области. Согласно Акту N 1105 от 20.07.2011 г. освидетельствования БМСЭ основной диагноз – ИБС: Стенокардия напряжения ФКЗ. Ишемическая дилятация полостей сердца. Недостаточность МК1 степени. НК2. ФК3. Артериальная гипертензия 3 стадии 3 степени артериальной гипертонии. Выраженная гипертрофия левого желудочка. Риск 4. Данное нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма кровообращения, обусловленное заболеванием, привело к ограничению способности к трудовой деятельности 2 степени, с самообслуживанию 2 степени, самостоятельному передвижению 2 степени, вызывают необходимость социальной защиты гражданина и явились основанием для установления истцу 2 группы инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год.

Решение филиала от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области в ФГУ ФБ МСЭ истец не обжаловал.

Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся воздействию радиационных факторов 24.12.2009 г. рассматривал представленную медицинскую документацию Самкурашвили Т.Д. на предмет установления причинной связи имеющихся у него заболеваний с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Как следует из протокола заседания экспертного совета, он включал в себя 16 экспертов, по мнению 11 из которых заболевание истца не связано с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС, в связи с чем было принято решение № 639-11/2009 от 24.12.2009 г. об отказе истцу в установлении причинной связи развившихся заболеваний (инвалидности, смерти) с воздействием радиационных факторов.

Данное решение подтверждено и решением Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна (протокол № 4/10 от 28.09.2010 г.) о том, что основное (<данные изъяты> а также сопутствующие заболевания (<данные изъяты> не связаны с радиационным воздействием, являются общесоматическими.

Таким образом, причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС Самкурашвили Т.Д. не была установлена в предусмотренном законом порядке, в связи с чем Главное бюро МСЭ не усмотрело связи инвалидизирующих заболеваний истца с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заключение о причине инвалидности основано на решении межведомственного экспертного совета, который установил, что заболевание истца общее, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связано. Оснований сомневаться в обоснованности заключений данных органов не имеется.

Доводы представителя истца Пешковой Т.В. о непредставлении в Российский межведомственный экспертный совет документации о состоянии здоровья истца опровергаются представленными Российским межведомственным экспертным советом сведениями о том, что для рассмотрения заявления истца об установлении причинной связи имеющихся у него заболеваний с последствиями ликвидации аварии на ЧАЭС была представлена выписка из амбулаторной карты истца, содержащей сведения о наблюдениях с 2003 г. до момента освидетельствования, поскольку ранее имеющаяся медицинская документация утрачена в связи с переездом из Абхазии в Россию. Заболевания, установленные Российским межведомственным экспертным советом и Федеральным медицинским биофизическим центром им. А.И. Бурназяна соответствуют оценке состояния здоровья, данной ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области и согласуются с данными выписки из амбулаторной карты.

Ссылка истца на то, что его инвалидность может быть установлена на основании

перечня заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является не состоятельной.

Так, при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 N 1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Однако Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 06.08.1996 г. № 311, утвердивший указанный Перечень, на который ссылается представитель истца, и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 г. № 248, вносивший изменения и дополнения в вышеуказанный приказ, были признаны недействующими решением Верховного Суда РФ от 4 августа 1997 года, а имеющееся у истца заболевание не входит во вновь утвержденный совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 26.05.1999 г. № 198/85.

Следует отметить, что согласно представленной ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области медицинской документации Самкурашвили Т.Д. изначально в 2009 г. инвалидность была установлена с причиной «общее заболевание», причина инвалидности «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» ему за весь период его наблюдений и освидетельствований в ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области не устанавливалась. Иных сведений суду не представлено.

     На основании изложенного у суда отсутствуют основания для признания решений филиала № 1 от 20.07.2011 г. и ФГУ ГБ МСЭ по Тульской области от 01.08.2011 г. незаконными и обязании ответчика установить истцу иную причину инвалидности чем «общее заболевание», следовательно в удовлетворении заявленных истцом требований должно быть отказано.

Руководствуясь положениями ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    в удовлетворении иска Самкурашвили Тенгиза Давидовича к ФГУ ГБ «Медико-социальной экспертизы по Тульской области», филиалу бюро № 1 ФГУ ГБ «Медико-социальной экспертизы по Тульской области» о признании права на получение второй группы инвалидности по причине заболеваний, связанных с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд подачей жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий         подпись    А.С. Бездетнова

Копия верна.

    Судья                         А.С. Бездетнова

    Секретарь