Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2011 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в лице
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1079/11 по иску Бабичевой Галины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Бабичева Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости,
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 22 февраля 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом таковая пенсия была ей назначена.
Ранее 25.03.2010 года она также обращалась в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии как медицинскому работку, но получила отказа в приеме документов, так как по расчету специалистов ее специальный стаж составил 29 лет 2 мес. 24 дня, при этом, в специальный трудовой стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 год.
Считает отказ незаконным, поскольку в указанное время действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение отпусков по уходу за детьми до 06 октября 1992 года до исполнения ими 3-х лет, что давало женщинам право на получение льготной пенсии. По этому поводу четкие разъяснения дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20 декабря 2005 года в п.15.
На основании изложенного, просила суд включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу ребенком до 3 лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 года, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.120 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 25 марта 2010 года.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные требования не признала, указала, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включен в специальный стаж, так как Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, утвердившим Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 февраля 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом таковая пенсия была ей назначена.
Ранее - 25.03.2010 года она также обращалась в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии как медицинскому работку, но получила отказа в приеме документов, так как по расчету специалистов ее стаж составил 29 лет 2 мес. 24 дня, при этом в специальный трудовой стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 год.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ по г. Туле, согласиться нельзя, по следующим основаниям:
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе, медицинским работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 февраля 2002 г., предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, к числу которых законодатель отнес и отпуск по уходу за ребенком.
В частности, согласно статье 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Аналогичные положения, исключающие возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, содержались и в статье 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РФ в редакции от Закона РФ от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Однако до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В связи с этим с целью единообразного решения в правоприменительной практике вопросов, касающихся включения в льготный стаж при установлении пенсии за выслугу лет периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, Минтруд РФ своим Постановлением от 22 мая 1996 г. № 29 (в редакции Постановления Минтруда 01.10.1999 г. № 36) утвердил согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Как следует из пункта 21 указанного Разъяснения, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Причем, данное Разъяснение, не утратившее юридическую силу на момент разрешения судом спора, не содержит положений, ограничивающих возможность включения в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 в зависимости от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Минтруд России своим письмом от 21 июля 2003 г. № 717-АП по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком подтвердил изложенную в пункте 21 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 позицию о включении в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, с учетом которого досрочно должна назначаться трудовая пенсия по старости, в том числе и педагогическим работникам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом установлено, что истица с 24.03.1986 и ко времени обращения за назначением льготной пенсии, работала в должности медицинского работника в различных лечебных учреждениях и эта работа зачтена ответчиком в специальный стаж Бабичевой Г.А. за исключением периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 года.
Свидетельством о рождении подтверждается, что матерью родившейся 21 сентября 1989 года Бабичевой Юлии является Бабичева Г.А..
Таким образом, истица. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 года и данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1.
Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Изложенное, а также анализ вышеуказанного материального закона позволяют суду прийти к выводу о том, что требования Бабичевой Г.А. о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику вышеназванного периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком подлежат удовлетворению.
При вышеприведенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что медицинский стаж истицы, который дает ей право на получение досрочной пенсии, по состоянию на 25 марта 2010 года, когда она впервые обратилась к ответчику с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, составлял более 30 лет, а потому она приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с указанной даты, а поскольку пенсия была ей назначена только 22.02.2011 года, то суд полагает возможным обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости истицы с 25 марта 2010 года.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения – 25.03.2010 года, что подтверждено материалами дела, истица имела требуемый специальный стаж, то досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Бабичевой Галины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж Бабичевой Галины Александровны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 22.03.1991 года по 21.09.1992 год.
Признать за Бабичевой Г.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле произвести Бабичевой Галине Александровне перерасчет трудовой пенсии по старости с 25 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.И.Якушева