Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,.
при секретаре ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по искам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО14, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,
у с т а н о в и л :
истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.04. 2007года, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы. В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего ФИО1 законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №, в то время как обязан производить начисления и выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей ФИО13 службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.
Конституционный суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в <адрес> отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в <адрес> нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим ФИО1 законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в <адрес> недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек, а истица ФИО3 в размере 49058 рублей 14 копеек, истица ФИО12 в размере 49303 рубля 43 коп.
В ходе рассмотрения дела истцы, кроме ФИО12, изменили размер заявленных исковых требований, уменьшив их, просил суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в <адрес> недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек,
В судебное заседание истцЫ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> по доверенности ФИО16 заявленные исковые требования не признала, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы, у которых до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР№ от ДД.ММ.ГГГГ " О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения " возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 " О ветеранах"" участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей ФИО13 службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до ДД.ММ.ГГГГ
Данное определение Конституционного суда вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то есть с момента его провозглашения (ДД.ММ.ГГГГ). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ФИО13 <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО14, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 как родители и вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей ФИО13 службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ,» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ
Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у ФИО2 погиб супруг ФИО17 -ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО3 – сын ФИО18 погиб 22.11 1985 г., у ФИО4 погиб сын ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО5 и ФИО14 погиб сын ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО7 погиб сын ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО6 погиб муж ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО12 погиб сын ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО8 погиб муж ФИО24 в 1982 году, у ФИО25 погиб сын ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО29 погиб сын ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответов УПФР в <адрес> указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной ФИО13 службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.
Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в <адрес>, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в т. ч., независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются матери умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий.
Право на льготы для родителей погибших военнослужащих было установлено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Принятый ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» определил меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионной обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы, признал тем самым их особый правой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты.
И поскольку, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, федеральный законодатель не вправе отказаться от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может допускать снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств указанной категории граждан без предоставления равноценной компенсации.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм.
И именно в связи с изложенными нормативными положениями и правовыми принципами определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" (п. 3 ст.Н, п. 1 ст. 15) и Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", т.е., данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, суд не может согласиться с толкованием истцами выводов Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП, которые содержатся в исковых заявлениях, о распространении применения указанного Определения на матерей и родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в части назначения ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в то части, что их право должно быть восстановлено с момента его нарушения.
Так, из буквального содержания упомянутого Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП усматривается, что Конституционным Судом РФ оценивались права и льготы родителей и вдов погибших военнослужащих, право на которые у указанной категории возникло и было реализовано в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 резолютивной части Определения КС РФ).
Действительно, как следует из содержания ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей ФИО13 службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Однако со вступлением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» законодателем были предусмотрены различные категории получателей льгот и их объем в соответствии с этим Законом, в том числе законодателем был предусмотрен разный объем льгот, установленный для категорий «участники Великой Отечественной войны» и «членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы (статья 21)». Данный вывод следует из взаимного анализа содержания статей 15 и 21 указанного Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Федерального закона № 122-ФЗ, введшего применение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как монетизацию ранее предоставлявшихся натуральных льгот.
И лишь для категории «члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО13 службы», в отношении которых право на получение объема льгот, равного объему льгот, установленному для категории «участники Великой Отечественной войны», как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП, было установлено Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», исходя из принципа правовой определенности и предсказуемости социальной политики, объем социальной поддержки определялся как установленный для категории «участники Великой Отечественной войны».
Следует отметить, что с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с введением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее, а потому Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О не
отложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не применяется.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и нормы приведенного материального закона, суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование правоотношений по предоставлению льгот и компенсаций членам семьи погибших военнослужащих изменилось с принятием Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, тем самым федеральным законодателем Федеральным законом «О ветеранах» было проведено дифференцирование по объему льгот для каждой из категорий их получателей, установленный этим Законом.
Таким образом, определяя объем льгот и компенсаций для родителей и вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из момента возникновения правоотношения в области социального обеспечения этой категории, отграниченного датой введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». И именно в связи с дифференциацией льгот, установленных указанным Федеральным законом «О ветеранах», впоследствии Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 23.1 были предусмотрены различные суммы ЕДВ как восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
Тем самым по смыслу Определение Конституционного Суда ДД.ММ.ГГГГ №-ОП содержит толкование применения законодательства относительно защиты прав родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, по объему льгот и преимуществ приравненных к участникам Великой Отечественной войны, чье право на получение льгот в этом объеме возникло и было реализовано в период действия Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», а не членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, чье право на льготы возникло после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», то есть после ДД.ММ.ГГГГ
Определяя момент, с которого надлежит выплачивать истцам ежемесячные денежные выплаты, необходимо учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ при проверке конституционности положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункта 19 статьи 44 и пункт 5 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, специально не оговорил порядок вступления в силу данного определения.
Поэтому следует полагать, что действует общий порядок вступления в силу принятого Конституционным Судом РФ судебного постановления, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ», то есть, с момента его провозглашения.
С указанного момента положения ст.14, п.2 ст. 15 и ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», устанавливающий круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пунктов 9,10 и 19 ст. 44 и пункта 5 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ.
Следовательно, ежемесячная денежная выплата истцам, в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для участников Великой Отечественной войны, должна производиться с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, проанализировав положения вышеприведенного материального закона, суд приходит к выводу о том, что порядок вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ определен Федеральным Конституционным законом Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ: решение Конституционного Суда РФ окончательно, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 409-О, следует, что порядок вступления в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд РФ, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции РФ, выявляет их конституционно-правовой смысл, аналогичен порядку вступления в силу и исполнению решений Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений, которые утрачивают силу с момента провозглашения решения, т.е. на будущее время.
При этом Конституционный Суд указал, что поскольку при вынесении Определения от 04.2006 года N 89-0 Конституционный Суд РФ не установил какой-либо особый порядок и условия вступления его в силу, данное Определение вступило в силу со дня его принятия, то есть, в рассматриваемом случае данный срок датируется - ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный вывод суда подтверждается также и определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ч.2 ст. 100 (104), ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», обратной силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан (объединений граждан), а также в отношении не исполненных решений суда, вынесенных до принятия этого постановления.
Принимая во внимание выше изложенное, суд полагает что ответчиком не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при пересмотре ежемесячных денежных выплат родителям и вдовам погибших военнослужащих, в связи с чем не находит основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ в удовлетворении данного требования влечет за собой отказ в удовлетворении требований истцов о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты и понесенных судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО14, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО13 областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд <адрес>.
Судья С.И.Якушева