Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/11 по иску Зимониной Юлии Юрьевны к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Зимонина Ю.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Тулы и территориальному управлению администрации города Тулы по Центральному району о признании сиротой и постановке на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в 1999 году, будучи несовершеннолетней, была признана нуждающейся в опекунстве, в связи с тем, что ее родители - мать Кулешова Галина Владимировна и отец Митрущенков Юрий Анатольевич были решением суда лишены родительских прав, поэтому она длительное время проживала в семье Ермаковой Н.Н., которая и осуществляла ее воспитание, материально обеспечивала.
По достижению совершеннолетнего возраста обратилась в администрацию г. Узловая Тульской области для постановки на очередь на квартиру в качестве сироты, но ей отказали, указав, что за ней закреплен дом по адресу: Тульская область, Узловский р-н, с Ивановка, д.31, однако в настоящий момент данного жилого дома не существует, поскольку он полностью сгорел в 2009 году.
28 августа 2004 года она вступила в брак с Зимониным Д.А., после чего зарегистрировалась на жилой площади супруга, а именно по адресу : г.Тула, ул. Рязанская, д.32, корп. 3, кв.20, от данного брака имеется сын Зимонин Никита Дмитриевич, 28 января 2005г.рождения, однако в настоящее время брак расторгнут, в этой связи, она обратилась с заявлением в Территориальное управление администрации г.Тулы по Центральному району с просьбой о признании ее сиротой и постановке на учет на получение жилого помещения по договору социального найма, где ей объяснили, чтобы для решении возникшего вопроса она обращалась в г. Узловая, после чего она и обратилась с письменным заявлением о признании сиротой и постановке на учет и предоставления жилого помещения в администрацию муниципального образования г.Узловой, но получила отрицательный ответ. Также она обратилась с заявлением в комитет ТО по семейной, демографической политике, опеке и попечительству - территориальный отдел по Узловскому району, где ей указали, что жилой дом по адресу: Тульская область, Узловский район, с.Ивановка, д.31, принадлежащей умершей в 1996 году бабушке, за ней не закреплялся, что свидетельствует о том, что у нее не имеется никакого имущества и проживать ей негде.
Считает до сих пор себя сиротой, так как ей не было предоставлено жильё в соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса, а поскольку она не обеспечена жилым помещением (имеется только регистрация по месту жительства), то она может быть принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании вышеизложенного, просила суд предоставить ей жилое помещение, как сироте, по договору социального найма.
В ходе судебного рассмотрения дела истица изменила предмет иска, поставив перед судом вопрос об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке как сироте, в дальнейшем Зимонина Ю.Ю. вновь трансформировала заявленные требования следующим образом: просила обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ей согласно Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма в городе Туле по социальным нормам общей площадью не менее установленной нормы на момент предоставления жилого помещения.
Правовые основания уточненных заявленных требований истица не изменила, указав в качестве ответчика Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В судебном заседании Зимонина Ю.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила суд обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить согласно Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма в городе Туле по социальным нормам общей площадью не менее установленной нормы на момент предоставления жилого помещения.
Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Зацепин Е.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент обращения в суд Зимониной Ю.Ю. исполнилось 25 лет, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма жилого помещения Зимонина Ю.Ю. не состоит, документов, подтверждающих, обращение истицы в органы местного самоуправления для постановки на учет, либо получение отказа в такой постановке, в качестве нуждающейся в период до 23 лет, в деле не имеется.
Представитель администрации города Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. возражала против удовлетворения заявленных требований истицы, ссылаясь на то, что Зимонина Ю.Ю., 09.12.1985 года рождения, имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, с момента передачи ее под опеку, т. е. с 03.12.1999 года по 09.12.2003 года (до ее совершеннолетия) и соответственно статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 09.12.2003 года по 09.12.2008 года. Из вышеизложенного следует, что она имела возможность реализовать свое право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 года, то есть до 09.12.2008 года. Между тем, Зимонина Ю.Ю. данным ей правом не воспользовалась, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма не состоит, в органы местного самоуправления с заявлением и необходимым пакетом документов о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в период до 23 лет не обращалась. Срок 23 года является пресекательным, то есть сроком, в течение которого неосуществление субъективного права прекращает его существование, пресекательный срок восстановлению не подлежит.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Коготков А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что Зимонина Юлия Юрьевна в администрации МО Узловский район не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Зимонина Ю.Ю. или законные представители в администрацию МО Узловский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2003 и других годах не обращались, что подтверждается журналами регистрации заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, все заявления граждан регистрировались в хронологическом порядке с новой нумерацией с начала года, закрепленного жилого помещения истица не имеет, как сирота жилым помещением не обеспечивалась, однако данным ей правом на внеочередное получение жилья своевременно не воспользовалась, поэтому ее требования необоснованны.
Представители администрации Тульской области и территориального управления администрации города Тулы по Центральному району в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменному заявлении просили рассматривать заявленные требования в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Жилищного Кодекса РФ установлен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.12.2000 года решением Узловского городского суда Тульской области родители несовершеннолетней Митрущенковой Ю.Ю. (ныне Зимониной): мать - Кулешова Г.В. и отец - Митрущенков Ю.А. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери.
Постановлением Главы муниципального образования «г.Узловая и Узловский район» от 03.12.1999 года № 1097-1 над малолетней Митрущенковой (Зимониной) Юлией Юрьевной, 09.12.1985 года рождения, была учреждена опека. Опекуном несовершеннолетней, была назначена ее родная тетя по линии матери, Ермакова Наталья Николаевна.
Постановлением Главы муниципального образования «г.Узловая и Узловский район» от 09.02.2001 года № 130 попечителю Ермаковой Н.Н. была назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетней, с 08.01.2001 года. Попечитель несовершеннолетней - Ермакова Н.Н. совместно с подопечной проживала в с. Ивановка, Узловского района Тульской области.
На день установления опеки Митрущенкова Ю.Ю. была зарегистрирована по адресу: Тульская область, Узловский район, с. Ивановка, д. 31, в доме, принадлежащем умершей в 1996 году бабушке. Данное жилое помещение за ней не закреплялось.
Постановлением Главы муниципального образования «г.Узловая и Узловский район» от 24.09.2003 года № 904 была прекращена выплата денежных средств на содержание Митрущенковой Ю.Ю. с 01.09.2003 года, в связи с тем, что с 01.09.2 года она стала обучатся в ГОУ профессиональном лицее № 43 г. Тулы и по месту учебы находилась на полном государственном обеспечении.
28.08.2004 года истица вступила в брак с Зимониным Ю.Ю., состоящим на регистрационном учете и проживающим по адресу: г. Тула, ул. Рязанская, д. 32. к. 3, кв. 20, от данного брака родился ребенок Зимонин Никита, который с 17.02.2005 года поставлен на регистрационный учет по месту жительства отца Зимонина Д.А. по адресу: г. Тула, ул. Рязанская, д. 32, к. 3, кв. 20, а с 03.03.2005 года там же поставлена на регистрационный учет и истица Зимонина Ю.Ю.. Собственниками данного жилого помещения по 1/2 доли в праве является несовершеннолетний ребенок, сын истицы - Зимононин Никита и Зимонина Елена Анатольевна (свекровь истицы).
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеуказанного закона раскрывается понятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением администрации Тульской области от 30.10.2002 года № 718 был утвержден Порядок выделения средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с которым жилая площадь предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно утвержденному Порядку - средства, предусматриваемые ежегодно в бюджете Тульской области для предоставления жилых помещений, являются целевыми. Средства направляются органу местного самоуправления, на территории которого зарегистрировано лицо, нуждающееся в получении жилой площади.
Решение о выделении денежных средств для предоставления жилой площади принимается комиссией по выделению средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сновании заявления лица, имеющего право на ее получение. К заявлению прилагается ряд документов, датой подачи заявления считается дата предоставления документов, необходимых для принятия решения о выделении средств. Приобретаемая жилая площадь в виде отдельного изолированного жилого помещения предоставляется гражданам по социальным нормам. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Финансовое управление администрации области на основании решения Комиссии осуществляет выделение средств в пределах объемов, предусмотренных в бюджете области на приобретение жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем перечисления указанной в решении суммы органу местного самоуправления.
Такой порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Тульской области действовал с 30.10.2002 года.
На основании постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 года №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области», органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Жилые помещения по договорам социального найма, категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, предоставляются в соответствии с Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», в котором определены не только категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, но и установлен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений и порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
Анализ вышеуказанного материального законодательства позволяет сделать вывод о том, что постановка на учет для получения жилья осуществляется на основании заявления лица, имеющего право на получение жилого помещения, указанной категории граждан, то есть, обращение носит добровольный, заявительный характер.
Так, Зимонина Ю.Ю., 09.12.1985 года рождения, имела статус ребенка оставшегося без попечения родителей с момента передачи ее под опеку, т. е. с 03.12.1999 года по 09.12.2003 года, то есть, до ее совершеннолетия и соответственно статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 09.12.2003 года по 09.12.2008 года.
Таким образом, Зимонина Ю.Ю. имела возможность реализовать свое право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 года, то есть, до 09.12.2008 года.
Проанализировав изложенные обстоятельства и нормы вышеприведенного материального закона, суд приходит к выводу о том, что Зимонина Ю.Ю. данным ей правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не воспользовалась, поскольку в органе местного самоуправления по месту жительства на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма не состояла, в органы местного самоуправления с заявлением и необходимым пакетом документов о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в период до 23 лет не обращалась, при этом срок возраста 23 года является пресекательным, то есть, сроком, в течение которого неосуществление субъективного права прекращает его существование, а пресекательный срок восстановлению не подлежит.
В частности, как следует из представленных истицей документов, свидетельских показаний ее опекуна Ермаковой Н.Н., пояснений самой истицы, Зимонина Ю.Ю. обратилась в территориальное управление администрации города Тулы по Центральному району города Тулы с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях 02.04.2009 года, в администрацию МО «Узловский район» в августе 2010 года, то есть, на момент обращения ей уже исполнилось 23 года, а, следовательно, право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было истицей утрачено.
Документов, подтверждающих обращение истицы в органы местного самоуправления для постановки на учет в установленный срок, либо получение отказа в такой постановке, в качестве нуждающейся в период до 23 лет, в деле не имеется, что также подтверждается журналами регистрации заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, все заявления граждан регистрировались в хронологическом порядке с новой нумерацией с начала года.
Также по ходатайству истицы была допрошена в качестве свидетеля Ермакова Н.Н., которая показал, что являлась опекуном Зимониной Ю.Ю., летом 2003 года они вдвоем пошли в администрацию г. Узловой, поднялись к главе администрации и передали заявление секретарю, которое не регистрировали, где указали, что просим предоставить для Юлии жилье, т.к. она является сиротой, а в доме № 31 в селе Ивановка Узловского района, где она на тот момент была зарегистрирована, проживать невозможно, через неделю вновь пришли в администрацию г. Узловая, а глава администрации ответил, что в связи с тем, что у Юли есть дом, есть регистрация, то ей не положена другая жилая площадь.
Таким образом, из показаний данного свидетеля усматривается, что летом 2003 года истец с опекуном приходили в администрацию г. Узловой, когда Зимониной Ю.Ю. не было еще 18 лет, и обратились в администрацию с просьбой предоставить истице жилое помещение, т.к. она является сиротой, а не с заявлением о постановке Зимониной Ю.Ю. на учет на получение жилья, то есть, данные показания свидетеля также подтверждают выводы суда о том, что Зимонина Ю.Ю. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма в установленный законом срок не встала, а потому предоставленное ей законом право на получение жилья в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала.
Исходя из вышеизложенного, у суда имеются основания для отказа Зимониной Ю.Ю. в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в полном объеме, поскольку, принимая возраст истицы (24 года), правовые основания для обязания предоставить Зимониной Ю.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Зимониной Юлии Юрьевны к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Тулы.
Председательствующий
Решение вступило в законную силу.