РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2012 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Перезябовой А.М.,
с участием представителя заявителя Суркова А.В. по доверенности Кочеткова С.А., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печуриной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-183/12 по заявлению Суркова Андрея Вячеславовича, Сурковой Ирины Николаевны, Сурковой Елены Вячеславовны об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти,
установил:
Сурковы А.В., И.Н., Е.В. обратились в суд с заявлением на действия (бездействие) Министерства имущественных и земельных отношений, просили признать публикацию в газете «Тульские известия» №63 от 06.05.2011г. нарушающей Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010г. №104, и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сделать повторную публикацию в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 192 кв.м., предоставив им право подать соответствующее заявление на участие в торгах по представлению данного объекта недвижимости.
В обоснование заявления Сурковы А.В., И.Н., Е.В. ссылаются на то, что на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности № свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21.08.1975г., они являются собственниками жилого <адрес> и земельного участка площадью 968 кв.м., на котором расположен данный жилой дом.
В состав используемого ими земельного участка входит дополнительный участок площадью 192 кв.м., который возделывается их семьей с 1948г., находится в границах установленного ими забора и имеет неотделимую связь с основным земельным участком площадью 968 кв.м.
В приобретении в собственность всего земельного участка Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области им было отказано на основании справки ФГУП «Ростехинвентаризация» от 09.12.2008г. №, согласно которой решением Горисполкома от 07.03.1949г. в пользовании их семьи оставлен земельный участок площадью 914,67 кв.м., а земельный участок площадью 551,61 кв.м. был изъят. Данное решение в материалах отсутствует.
В связи с данным обстоятельством должностными лицами органов государственной власти им было предложено оформить часть земельного участка площадью 968 кв.м., а земельный участок площадью 192 кв.м. выкупить в последующем. Следуя данным разъяснениям, они оформили в собственность земельный участок площадью 968 кв.м., а 25.08.2011г. обратились в Министерство имущественных и земельных отношений с просьбой о предоставлении им земельного участка площадью 192 кв.м., которое в своем ответе от 19.12.2011г. сообщило, что данный земельный участок будет предоставлен другому лицу, которое обратилось в Министерство с аналогичной просьбой, после чего была произведена публикация в газете, и поступила одна заявка.
Земельный участок, на который они (заявители) претендуют, Министерство имущественных и земельных отношений желает предоставить без проведения торгов, ссылаясь на то, что они (заявители), не обратились в Министерство в срок, установленный в газетной публикации.
Полагают, что публикация информационного сообщения о предоставлении спорного земельного участка не соответствует п.12 вышеуказанного Положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством, поскольку сведения о земельном участке, указанные в газете «Тульские известия» №63 от 06.05.2011г. искажены, что не позволило заявителям сделать однозначный вывод о принадлежности предоставляемого земельного участка с используемым ими с 1948г., а именно: не верно указан адрес земельного участка (<адрес>), так как спорный земельный участок длительное время ими используется, не имеет забора только с принадлежащим им домом, следовательно, входит в состав жилого <адрес>. Также, не верно указано целевое использование земельного участка - для эксплуатации индивидуального жилого дома, так как на данном земельном участке нет жилого дома.
Указанные факты ввели их в заблуждение, в результате чего они не подали в установленный в публикации срок заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Считают, что действия Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, которое не произвело надлежащую публикацию о предоставлении земельного участка, воспрепятствовали им реализовать свое право на участие в торгах на спорный земельный участок.
Заявители Сурков А.В., Суркова И.Н., Суркова Е.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Суркова И.Н. и Суркова Е.В. в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителя Суркова А.В. по доверенности Кочетков С.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить и признать публикацию в газете «Тульские известия» №63 от 06.05.2011г. нарушающей Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010г. №104, и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сделать повторную публикацию в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 192 кв.м., предоставив Сурковым А.В., И.Н., Е.В. право подать соответствующее заявление на участие в торгах по предоставлению данного объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печурина Е.Ф. в судебном заседании доводы заявления не признала, считая, что оспариваемая заявителями публикация о предоставлении земельного участка соответствует требованиям закона, а именно ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации и п.п.3,12 Положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010г. №104.
Исходя из положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей Сурковых А.В., И.Н., Е.В.
Выслушав объяснения представителя заявителя Суркова А.В. по доверенности Кочеткова С.А., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печуриной Е.Ф., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном в гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что 06.05.2011г. в газете «Тульские известия» №63 была опубликована информация о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка ориентировочной площадью 150-200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для эксплуатации индивидуального жилого дома, испрашиваемое право – собственность, кадастровый номер отсутствует.
Заявители Сурковы А.В., И.Н., Е.В., являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого <адрес>, обратились в суд с заявлением о признании вышеуказанной публикации нарушающей Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010г. №104.
В обоснование доводов заявления Сурковы А.В., И.Н. и Е.В. сослались на то, что сведения о земельном участке, отраженные в газете «Тульские известия» №63 от 06.05.2011г. искажены, поскольку указанный в публикации адрес земельного участка: <адрес>, не верен. Заявители длительное время используют данный земельный участок, который они огородили забором, соответственно в публикации должен быть указан адрес: <адрес>. Также в публикации не верно указано целевое использование земельного участка - для эксплуатации индивидуального жилого дома, тогда как на данном земельном участке нет жилого дома.
Заявители считают, что недостоверные сведения, указанные Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в публикации о предоставлении земельного участка, не позволили им определить, что предоставляемый земельный участок является именно тем земельным участком, который они используют длительное время и также хотели выкупить, о чем свидетельствует их обращение в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области от 25.08.2011г. В своем ответе от 19.12.2011г. Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило, что испрашиваемый ими земельный участок будет предоставлен другому лицу, обратившемуся в Министерство с просьбой о предоставлении земельного участка, после чего была произведена публикация в газете, на которую поступила одна заявка. В результате указанных неправомерных действий заявители лишены права на участие в торгах по предоставлению спорного земельного участка.
Проверяя данные доводы, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований земельного законодательства, Постановлением администрации Тульской области №104 01.02.2010г. было утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г.Туле для целей, не связанных со строительством.
Согласно п.12 данного Положения, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области обеспечивает заблаговременную публикацию информационного сообщения о предоставляемых земельных участках в газете "Тульские известия", а также в день публикации размещает указанную информацию на официальном сайте администрации Тульской области в сети Интернет.
При этом публикуемое (размещаемое на сайте) информационное сообщение должно содержать:
цель использования земельного участка;
его предполагаемые размеры и местоположение;
право, на котором предоставляется земельный участок;
срок аренды земельного участка;
иные условия предоставления земельного участка;
срок приема заявлений о предоставлении земельного участка.
В силу п.2 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.
Обязанность по публикации в периодическом печатном издании информации о предоставляемом земельном участке для эксплуатации индивидуального жилого дома с указанием ориентировочной площади, местоположения, права и срока, на которые предоставляется земельный участок Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области была выполнена.
Довод заявителей о том, что указанная в публикации информация в части местоположения земельного участка и его разрешенного использования не позволила им идентифицировать предоставляемый земельный участок с тем земельным участком, который они имели намерение приобрести, основан на предположении и не свидетельствует о нарушении каких-либо норм действующего законодательства и прав и законных интересов Сурковых А.В., И.Н., Е.В.
Согласно п.3 вышеназванного Положения, земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома предоставляется, если, помимо прочего, имеющийся участок и испрашиваемый участок имеют общую границу.
Из схемы расположения земельных участков и топографической съемки следует, что спорный земельный участок имеет общую границу как с земельным участком заявителей, так и с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, собственник которого обратился в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка в апреле 2011г. Данное обстоятельство представителем заявителя в судебном заседании не оспаривалось.
Кроме того, в кадастровом паспорте местоположение земельного участка указано как <адрес>.
Довод заявителей о том, что поскольку на спорном земельном участке не располагается жилой дом, в оспариваемой публикации не верно указано его целевое использование, не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку целевое назначение земельного участка в виде эксплуатации индивидуального жилого дома не означает наличие на земельном участке именно жилого дома, так как связано с его обслуживанием и эксплуатацией.
Ссылка заявителей на то, что при предоставлении спорного земельного участка Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области должно было принять во внимание тот факт, что данный земельный участок находится в их длительном пользовании, что возможно было установить при выходе представителя данного органа государственной власти на место, не является основанием для удовлетворения поданного заявления, поскольку Сурковы А.В., Е.В., И.Н. не представили каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок, следовательно, пользовались им самовольно. Факт только длительного пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении каких-либо прав на земельный участок. Кроме того, выход сотрудника Министерства имущественных и земельных отношений Тульский области на предоставляемый земельный участок нормами действующего законодательства не предусмотрен.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что информация о предстоящем выделении земельных участков в том виде, в каком она была опубликована в печатном издании, не лишила заявителей права на подачу заявления о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с п.2 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителей о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в течение 4 месяцев не отвечало на их заявление о предоставлении спорного земельного участка, также не свидетельствует об обоснованности заявления.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, если заявители считают, что нарушены их права на рассмотрение обращения в установленный законом срок, они вправе обжаловать действия (бездействие) органа государственной власти в установленном законом порядке.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявление о предоставлении спорного земельного участка поступило в Министерство имущественных и земельных отношений в апреле 2011г., тогда как заявители обратились с данным заявлением лишь в августе 2011г.
Согласно ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление Суркова А.В., Сурковой И.Н., Сурковой Е.В. об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Суркову Андрею Вячеславовичу, Сурковой Ирине Николаевне, Сурковой Елене Вячеславовне отказать в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.С.Свиридова