Решение от 20.02.2012 г. по делу №2-222/12



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 февраля 2012 года                                                                          г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-222/12 по иску Морозовой Марины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику,

у с т а н о в и л:

    Морозова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

    В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что в декабре 2011г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.

Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ей было отказано в назначении такой пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом, ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности медсестры участковой в центре восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице №2- детском центре Пролетарского района г.Тулы, так как разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781, указанное учреждение не предусмотрено. Действующей в период выполнения работы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР №1000 от 23.10.1978 г. и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. №395 учреждение «Детская инфекционная больница-детский центр» в числе лечебно-профилактических учреждений не поименованы.

С выводами ответчика не согласна, считает, что в указанный период работы она выполняла лечебную деятельность по охране здоровья детского населения, а потому просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период ее работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности медсестры участковой в центре восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице №2- детском центре Пролетарского района г.Тулы; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения, то есть с 01.12.2011 года.

В судебном заседании истец Морозова М.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Морозовой М.В. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. При этом, ссылалась на то, что Морозовой М.В. обоснованно не был включен в специальный стаж вышеуказанный спорный период, так как разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781, указанное учреждение не предусмотрено. Действующей в период выполнения работы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР №1000 от 23.10.1978 г. и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. №395 учреждение «Детская инфекционная больница-детский центр» в числе лечебно-профилактических учреждений не поименованы.

На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать, в связи с отсутствием специального стажа.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В силу ч.3 ст.28 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

    Указанный порядок исчисления специального стажа медицинских работников существовал и в периоды действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

    В соответствии же с пунктом 4 указанных Правил в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результата суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066. При этом Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. включение в специальный стаж периода работы не было обусловлено выполнением работы на полную ставку. Данное требование появилось с введением в действие Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и действует в настоящее время.

    Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как усматривается из трудовой книжки, истец с 01.09.1981 г. по дату обращения за досрочной пенсией - 01.12.2001 г. работала в должности медицинской сестры в учреждении МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 г.Тулы».

01.12.2011 г. Морозова М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле №3864 от 07.12.2011 г. не принят в зачет специального стажа период работы Морозовой М.В. с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности медсестры участковой в центре восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице №2- детском центре Пролетарского района г.Тулы, так как разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781, указанное учреждение не предусмотрено. Действующей в период выполнения работы Номенклатурой

учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР №1000 от 23.10.1978 г. и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. №395 учреждение «Детская инфекционная больница-детский центр» в числе лечебно-профилактических учреждений не поименованы.

    Между тем, со всеми указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.

    Давая оценку заявленным Морозовой М.В. требованиям о включении в ее специальный стаж вышеуказанного спорного периода работы, суд исходит из следующего.

Так, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в наименовании должностей среднего медицинского персонала указана должность «медицинская сестра», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», а также «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации».

    Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусмотрено наименование учреждения «Больницы», а также «Специализированные больницы», куда входит «Детская инфекционная (больница)».

Судом установлено, что 01.09.1981 г. истец была принята на должность медицинской сестры участковой в Детской больнице №2 г.Тулы (приказ №88 от 03.09.1981 г.)

В соответствии с трудовой книжкой и льготно-уточняющей справкой от 01.12.2011 г., выданной МУЗ «Детская инфекционная больница №2 г.Тулы», истец работает в должности медицинской сестры в МУЗ «Детская инфекционная больница №2 г.Тулы» по настоящее время.

Штатными расписаниями Муниципальной детской инфекционной больницы №2 –Детский центр Пролетарского района г.Тулы за 1998 г., 2001 г. предусмотрены должности медсестры участковой.

Вышеуказанное детское лечебно-профилактическое учреждение неоднократно переименовывалось.

На основании приказа Тульского городского комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию № 92 от 21.07.1995 года Детская поликлиника № 2 с 01.08.1995 года была реорганизована в Тульскую муниципальную детскую инфекционную больницу № 2 – детский центр Пролетарского района г.Тулы.

Тульская муниципальная детская инфекционная больница № 2 – детский центр Пролетарского района г.Тулы на основании приказа Комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию г.Тулы № 243 от 10 декабря 1999 года была переименована в МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 – Детский центр Пролетарского района г.Тулы».

МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 – Детский центр Пролетарского района г.Тулы» была переименована в МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 г.Тулы» на основании приказа Комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию г.Тулы № 55 от 16 апреля 2001 года.

Как следует из Устава от 04.02.2000 г., МУЗ «Детская инфекционная больница №2 – Детский центр Пролетарского района г. Тулы» создано с целью оказания специализированной медицинской и профилактической помощи детскому населению Пролетарского района г.Тулы и Тульской области (п. 2.1). Основными видами деятельности являются: амбулаторно-поликлиническая помощь детям по профилям: педиатрия, офтальмонология, логопедия, кардиоревматология, неврология, хирургия, отоларингология, гинекология детская, эндокринология, реабилитация и восстановительное лечение: (физиопроцедуры, ингаляции, массаж, ЛФК, водолечение); стационарная помощь по инфекционным болезням; различная диагностика; изготовление кисло-молочных смесей. В данном учреждении имеется также стационар для оказания медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями.

Кроме того, 31 июля 2001 г., 19 декабря 2005 г. и 19 мая 2006 г., внесенные изменения в устав о переименовании МУЗ « Детская инфекционная больница» №2 – Детский центр Пролетарского района г. Тулы» в МУЗ «Детская инфекционная больница №2» не меняли его положений, следовательно, статус, функции, цели и предмет деятельности оставались прежними.

Из Устава МУЗ «Детская инфекционная больница №2 г.Тулы», утвержденным в 2010 году, также усматривается, что функции и цели данного детского лечебно-профилактического учреждения не изменились.

Изложенное, а также анализ вышеуказанного материального закона позволяют суду прийти к выводу о том, что как бы ни менялось наименование данного учреждения здравоохранения, его функции в части оказания своевременной квалифицированной и профилактической медицинской помощи детям оставались прежними. Как первоначально, так и в последующем, истец осуществляла обязанности медицинской сестры участковой поликлиники, выполняя лечебные и диагностические назначения врача в поликлинике и на дому, а также занимаясь проведением профилактических и санитарно-просветительских мероприятий среди населения участка.

Кроме того, несмотря на то, что в названном Списке не предусмотрено наименование учреждения «Детская инфекционная больница – Детский центр», тем не менее, из Устава данного учреждения следует, что оно с самого момента создания являлось учреждением здравоохранения и осуществляло лечебную деятельность по охране здоровья населения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что Муниципальная детская инфекционная больница №2, МУЗ «Детская инфекционная больница № 2 - Детский центр Пролетарского района г.Тулы», по сути, являлась «больницей», что соответствует наименованию учреждений указанного Списка, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Также в своей деятельности в спорный период Морозова М.В. руководствовалась должностной инструкцией по функциональным обязанностям участковой медицинской сестры, согласно которой в функциональные обязанности истца, в частности входило: помощь больным по указанию врача во время амбулаторного приема подготовиться к осмотру; измерение пациентам по указанию врача артериального давления, проведение термотерапии, объяснение больным способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям» выполнение в соответствии с назначением врача на участке медицинских манипуляций; осуществление повторных посещений больных на дому с целью проверки соблюдения ими назначенных режимов лечения.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной в 2005 году, задачи, функциональные обязанности участковой медсестры не изменились.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истца и находит ее требование о включении в ее специальный стаж периода работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности медсестры участковой в центре восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице №2- детском центре Пролетарского района г.Тулы подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Поскольку с учетом периода работы истца, принятого в зачет ответчиком и вышеприведенного периода, который нашел свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Морозовой М.В. в УПФ РФ в г. Туле 01.12.2011 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена с 01.12.2011 г.

     На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     исковые требования Морозовой Марины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику – удовлетворить.

Признать за Морозовой Мариной Васильевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Морозовой Марины Васильевны, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с 01.08.1995 г. по 15.04.2001 г. в должности медсестры участковой в центре восстановительного лечения в Тульской муниципальной детской инфекционной больнице №2- детском центре Пролетарского района г.Тулы.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле назначить Морозовой Марине Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости с 01.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г.Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

       Судья                 /подпись/                           С.И. Якушева

             Копия верна

            Судья                                                              С.И. Якушева