Решение от 21.02.2012 г. по делу №2-310/12



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 февраля 2012 года                                                                    г.Тула

    Советский районный суд г.Тулы в составе:

    председательствующего Якушевой С.И.,

    при секретаре Бобылевой О.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 310/12 по иску Некрасовой Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

    у с т а н о в и л :

    Некрасова С.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

        В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1984 года по настоящее время она работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 08.11.2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле. Однако решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду недостаточности специального стажа. При этом решением комиссии не были включены в специальный стаж периоды ее работы с 02.04.1985 г. по 18.12.1986 г. в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено.

Считает отказ ответчика незаконным, поскольку в период ее работы в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы, действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому спорная должность является выборной, ее избирали на Пленуме райкома ВЛКСМ.

Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с 02.04.1985 г. по 18.12.1986 г. в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть, с 08.11.2011 г.

Истец Некрасова С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные требования не признала. Считала, что период работы истца в должности комсорга ВЛКСМ не подлежит включению в педагогический стаж, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии от 29.10.2002 г. № 781, наименование должностей «комсорг», «инструктор», «секретарь» и «заведующий отделом учащейся молодежи» не предусмотрены. В период работы истицы в вышеуказанной должности действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 с 1 октября 1993 года Постановление от 17.12.1959 № 1397 признано не действующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 предусмотрено включение в стаж работы по специальности выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Согласно Письму от 30.06.1986 №1-63-И к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве инструктора райкома КПСС райкома ВЛКСМ, секретаря первичной партийной или комсомольской организации, заведующего отделом.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у Некрасовой С.Ю. специального стажа.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 08.11.2011 года Некрасова С.Ю. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от 06.12.2011 года № 3835 в специальный стаж истицы не был включен период работы с 02.04.1985 г. по 18.12.1986 г. в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы, в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии от 29.10.2002 г. №781 наименование должности «комсорг» и наименование учреждения «РК ВЛКСМ» не предусмотрено.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должности секретаря, комсорга и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ не предусмотрено.

    Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должности секретаря, комсорга и зав.отделом учащейся молодежи в РК ВЛКСМ также не предусмотрено.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из трудовой книжки истиц и установлено судом, Некрасова С.Ю. с 1985 года и по дату обращения в УПФ РФ (08.11.2011года) за назначением пенсии работала в должностях секретаря ВЛКСМ, учителем, заместителем директора по воспитательной работе в различных учебных заведениях, в настоящее время работает преподавателем истории «Профессиональный лицей № 42».

Согласно архивной справке № 3216 от 30.11.2011г., выданной ГАУ ТО «Государственный архив», в документах ГАУ ТО «Государственный архив», архивном фонде «Привокзальный районный комитет ВЛКСМ, г. Тула», в распоряжении по кадрам Привокзального РК ВЛКСМ города Тулы от 29 марта 1985 года № 5 значится «принять на работу на должность комсорга по школам Некрасову С.Ю. с 29 марта 1985 года», в протоколе заседания бюро Привокзального РК ВЛКСМ города Тулы от 30 июля 1985 года № 22 значится: «утвердить в должности комсорга по школам Некрасову С.Ю., 1961 г.р.» в расчетно-платежных ведомостях на начисление и выдачу заработной платы работникам Привокзального РК ВЛКСМ города Тулы значится, что первая заработная плата Некрасовой С. начислена за первую половину августа 1985 года в размере 72 руб. 50 коп.; в протоколе заседания бюро Привокзального РК ВЛКСМ от 19 декабря 1986 года № 3 значится: «освободить Некрасову С.Ю. от обязанностей комсорга по школам с 16.12.1986 года в связи с переходом в Бабушкинский РК ВЛКСМ города Москва».

Так, в спорный период работы Некрасовой С.Ю. действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

          Согласно п.п. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

    В соответствии с п.31. Инструктивного письма № 1-63 – И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении п.п. «а» п.1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной и партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинеттом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и другие.

      В силу п. 4 Положения время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

     Как следует из объяснений истца на данную должность избирались лица, имеющие высшее образование, являющиеся членами КПСС, в обязанности входило снятие и постановка на комсомольский учет, сбор комсомольских взносов, работа с коллективом сотрудников и учащихся, проведение комсомольских собраний, заседаний комитета комсомола, конференций, обучение комсомольского актива, проведение Ленинского зачета», проведение рейдов и по их итогам выпуск стенгазет и выпуск «Комсомольского прожектора», профориентационная работа и профилактика правонарушений, изучение истории комсомола и устава членов ВЛКСМ, принятие и исключение из членов ВЛКСМ.

      Таким образом, судом установлено, что должность комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ, в которой работала Некрасова С.Ю. в спорный период, являлась выборной, а потому в соответствии с вышеназванным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должна быть зачтена в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности комсорга ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истца.

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом искового требования о включении в специальный стаж периода ее работы с 02.04.1985 г. по 18.12.1986 г. в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы.

Давая оценку правомерности заявленных истцом требований о назначении пенсии с момента обращения за ней, суд исходит из следующего:

Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2011 г., если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику подлежащим удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение осуществление истицей педагогической деятельности более 25 лет, в связи, с чем ее требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 08.11.2011 года Некрасова С.Ю. имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    исковые требования Некрасовой Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать за Некрасовой Светланой Юрьевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Некрасовой Светланы Юрьевны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 02.04.1985 г. по 18.12.1986 г. в должности комсорга по школам Привокзального райкома ВЛКСМ города Тулы.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Некрасовой Светлане Юрьевне досрочную трудовую пенсию по старости с 08.11.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий