Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2012 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,.
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-159/11 по иску Пешакова Владимира Васильевича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное социальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии,
у с т а н о в и л :
Пешаков В.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное ежемесячное социальное обеспечение в виде доплаты к пенсии и обязании назначить доплату к пенсии на основании ФЗ от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он 10 октября 2010 года обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении доплаты к пенсии согласно Федерального Закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, однако получил отказ, выраженный в письме от 11 ноября 2010 года № 12-П-954, из которого усматривается, что согласно документам пенсионного дела его стаж на соответствующих видах работ в организациях угольной промышленности непосредственно по добыче угля и сланца и на строительстве шахт составляет менее 25 лет, а потому е него отсутствует право на данную доплату к пенсии.
Считает данный отказ ответчика незаконным, поскольку его специальный стаж составляет 26 лет 6 месяцев 24 дня с учетом включенного судом в его специальный стаж периода работы в должности освобожденного председателя независимого профсоюза горняков ОАО «Воркутауголь», что, по его мнению, позволяет назначить ему доплату к пенсии на основании ФЗ от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.
На основании вышеизложенного, просил суд признать за ним право на дополнительное ежемесячное социальное обеспечение в виде доплаты к пенсии и обязать ответчика назначить доплату к пенсии на основании ФЗ от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 мая 2011 года.
В судебном заседании истец Пешаков В.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным впрофсоюбза О СТАЖ НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВИДАХ РАБОТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛ иске, просил суд признать за ним право на дополнительное ежемесячное социальное обеспечение в виде доплаты на основании Федерального Закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности ФИО9 заявленные исковые требования не признала, указав на то, что отказ УПФ РФ в городе Туле в назначении доплаты к пенсии является обоснованным и законным. Согласно документам пенсионного дела стаж истца на соответствующих видах работ в организациях угольной промышленности непосредственно по добыче угля и сланца и на строительстве шахт составляет менее 25 лет, а потому Пешаков В.В. не приобрел права доплату к пенсии на основании ФЗ от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
На основании вышеизложенного, просила суд отказать в исковых требованиях Пешакова В.В. в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пешаков В.В. 10 октября и 19 сентября 2011 года обращался в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении доплаты к пенсии на основании Федерального Закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Письмами УПФ РФ в г. Туле от 07 октября 2011 года № 12-П-05886 и от 11 ноября 2010 года № 12-П-954 территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцу в назначении доплаты к пенсии ввиду отсутствия 25-го стажа, дающего право на доплату к пенсии.
Разрешая заявленные Пешаковым В.В. требования о признании права на дополнительное ежемесячное социальное обеспечение в виде доплаты к пенсии на основании Федерального Закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В ст. 1 Закона N 84-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также ст. 1 Закона N 84-ФЗ предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпункт 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право на назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, т.е. ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; при этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Из анализа содержания приведенных правовых норм следует, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Таким образом, законодателем ограничен круг лиц - перечень отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, которым может устанавливаться ежемесячная доплата к назначенной трудовой пенсии.
Судом установлено, что 15 июня 1995 года Пешакову В.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. «а» ст.12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет с учетом работы на Крайнем Севере и по Списку № 1, по достижении 50 лет в связи с выполнением подземных работ не менее 10 лет. Пенсия истца на дату назначения, рассчитанная согласно ст. 18 Закона № 340-1 в максимальном размере с районным коэффициентом 1,6 с учетом общего трудового стажа 41 год 5 месяцев 9 дней, включающего период прохождения службы по призыву, исчисленного в двойном размере, и периоды работы на Крайнем Севере в полуторном размере. Наименование профессии истца, в связи с выполнением которой ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, предусмотрено Списком № 1, утвержденным Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 код позиции 1010100г. -23239.
Решением Советского районного суда города Тулы от 18 апреля 2011 года в подсчет специального трудового стажа Пешакова В.В. включен период его работы с 10 декабря 1991 года по 08 декабря 1997 года в должности освобожденного председателя независимого профсоюза горняков УМНО ОАО «Воркутауголь», на УПФ РФ в городе Туле возложена обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Пешакова В.В. с учетом вышеуказанного периода работы, в части требований о перерасчете пенсии с 01.01.2002 года отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 18 августа 2011 года решение Советского районного суда города Тулы от 18 апреля 2011 года изменено: на УПФ РФ в городе Туле возложена обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 01 января 2002 года, взыскав с ответчика в пользу истца перерасчет трудовой пенсии с индексаций в сумме 45028 рублей 20 копеек.
Стаж Пешакова В.В. в ведущих профессиях и на подземной работе в профессиях по пункту 1 Списка работ и профессий № 481 составляет 21 год 9 месяцев 24 дня, а именно:
период работы в ведущих профессиях (1 год за 1 год 3 месяца): с 01.12.1971г. по 23.02.1976 (подземный проходчик) - 5 лет 2 мес. 23 дня; с 30.04.1980 по 31.12.1981 (подземный горнорабочий очистного забоя) - 1 год 11 мес. 2 дня;
периоды работы в профессиях по Списку работ и профессий № 481: с 24.02.1976г. по 24.02.1979 (респираторщик) - 3 года; с 19.03.1979г. по 29.04.1980 (подземный горнорабочий) - 1 год 1 мес. 11 дня; с 01.01.1982 по 10.12.1991 (горномонтажник подземный, заместитель начальника участка, начальник участка, горный мастер) - 9 лет 11 мес. 9дня; с 22.05.2001г. по 31.12.2001г. (горный мастер) - 7 мес. 9дней.
Так, Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года предусмотрены дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
При этом законодатель указал как на категории работников угольной промышленности, так и на необходимость ряда условий, при наличии которых у работника соответствующей категории возникает право на дополнительное социальное обеспечение.
Доплата к пенсии бывшим (неработающим) работникам организаций угольной промышленности, установленная Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года, производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности Российской Федерации взносов по установленному тарифу, сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному (социальному) страхованию в Федеральных законах "Об основах обязательного страхования" от 16 июля 1999 г. N 165 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Законодатель не предусмотрел возможность включения в специальный стаж работу в организациях угольной промышленности в должности освобожденного председателя независимого профсоюза горняков, поскольку в таком порядке учитывается не вся работа, предусмотренная разделом 1 "Горные работы" Списка N 1 от 1991 года, а только та подземная работа, предусмотренная в Списке N 1, которая выполняется в организациях угольной промышленности в течение полного рабочего дня, при этом непосредственно подземная работа предусмотрена пунктами "а", "б" и "е" подраздела 1 раздела I Списка N 1 от 1991 года. Работа, предусмотренная пунктами "г" и "д" подраздела 1 раздела I Списка N 1, может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 не менее 80 % рабочего времени.
Лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного статьей 1 Федерального закона № 84-ФЗ ( 20 лет в ведущих профессиях, или 25 лет в ведущих профессиях и на подземной работе в профессиях по пункту № 1 Списка работ и профессий № 481), но имеющим не менее 10 лет такого стажа, доплата к пенсии может назначаться с учетом п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона 20 трудовых пенсиях в Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, при наличии не менее 25 лет стажа подземной работы с зачетом в него: каждого полного года работы в ведущих профессиях за 1 год и 3 месяца; каждого полного года подземной работы, предусмотренной Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 - за 9 месяцев.
При применении п. 15 Правил № 516 в стаж подземной работы для установления доплаты к пенсии может учитываться только та, подземная работа, предусмотренная в Списке № 1, которая выполнялась в организациях угольной промышленности в течение полного рабочего дня.
Должность освобожденного председателя независимого профсоюза горняков и работа в указной должности не предполагает постоянную занятость не менее 80% рабочего времени в течение полного рабочего дня на подземных работах.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законодателем ограничен круг лиц – перечень отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, которым может устанавливаться ежемесячная доплата к назначенной трудовой пенсии по старости. Законодатель не предусмотрел возможность включения в специальный стаж, дающий право на получение доплаты к пенсии, периодов приравненной деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборная работа). Федеральным Законом № 84 –ФЗ от 10 мая 2010 года предусмотрены дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, при этом, законодатель указал как на категории работников угольной промышленности, так и на необходимость ряда условий, при наличии которых у работника возникает право на дополнительное социальное обеспечение, а поскольку у Пешакова В.В. не соблюдается ряд необходимых условий указанных выше, то суд признает, что требования истца в части признания за ним права на выплату ежемесячной надбавки к пенсии в соответствии с настоящим ФЗ № 84 основаны на ошибочном толковании материального закона, подлежащего применению.
Отказ в удовлетворении требований истца о признании права на дополнительное ежемесячное социальное обеспечение в виде доплаты на основании Федерального Закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», влечет за собой отказ в удовлетворении иска в части требования об обязании назначить данную выплату с 01 мая 2011 года.
Ссылка в Пешакова В.В. на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П не может быть принята во внимание, поскольку касается вопроса назначения трудовых пенсий по старости досрочно, а не дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Пешакова Владимира Васильевича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на дополнительное социальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд города Тулы в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий