Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-212/2012 по иску Зайцевой Татьяны Вячеславовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Зайцева Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований, сослалась на то, что 11.07.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела 25 летний трудовой стаж педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле от 10.10.2011 г. № 2974 ей в назначении такой пенсии отказано, ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, не включив, при этом в специальный стаж периоды ее работы с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан; с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников по совместительству в должности учителя изобразительного искусства на полную ставку в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Донской.
С выводами ответчика она не согласна, считает, что период ее работы с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г., в должности учителя начальных классов в средней школе №5 г.Кюрдамира республики Азербайджан подлежит включению в специальный стаж, поскольку в этот период, она обучала детей российских военнослужащих в школе, находившейся на территории закрытой военной части, она никогда не работала в школе республики Азербайджан и соответственно страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд РФ, а не республики Азербайджан. Также подлежит включению в специальный стаж, период ее работы с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников, так как в этот период она работала по совместительству в должности учителя изобразительного искусства на полную рабочую ставку в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Донской, а наименование должности «учитель» предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан; с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников по совместительству в должности учителя изобразительного искусства на полную ставку в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Донской; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 11.07.2011 г.
В судебное заседание истец Зайцева Т.В. не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца по доверенности ФИО9 в судебном заседании подержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности ФИО10 заявленные истцом требования не признала, указав на то, что УПФ РФ правомерно не принят в зачет специального стажа период работы истца с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан, так как согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», за пределами территории РФ включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В соответствии с п. 8 распоряжения Правления ПФР от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств – республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств республик Бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда РФ от 15.01.2003 г. № 88-16). Периоды работы после этой даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Истец в период работы за пределами РФ после 01.01.1991 г. добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в ПФР не вступила, не обратилась в ПФР с соответствующим заявлением и не уплатила страховые взносы, в связи с чем спорный период работы не может быть включен в ее специальный стаж.
Период работы истца с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников, также правомерно не включен пенсионным фондом в специальный стаж истца, поскольку наименование должности «методист», и наименование учреждения «дом пионеров и школьников» не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. №781.
На основании изложенного, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Зайцевой Т.В. специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дел, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
11.07.2011 г. Зайцева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г. Тулы от 10.10.2011 г. №2974 в специальный стаж Зайцевой Т.В. не были включены периоды ее работы : с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан, так как документально не подтверждена уплата страховых взносов в УПФ РФ; с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников, поскольку наименование должности «методист» и наименование учреждения «дом пионеров и школьников» не предусмотрено Списком от 29.10.2002 г. №781.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г.Туле согласиться нельзя.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что период работы истицы с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе №5 г.Кюрдамира Республики Азербайджан подтверждается сведениями трудовой книжки истицы и имеющейся в материалах пенсионного дела льготно-уточняющей справкой.
В соответствии со справкой Военного комиссариата Тульской области №2866 от 19.08.2011 г. подполковник запаса Зайцев В.Н. проходил военную службу по контракту в в/ч 22669, в/ч 51074, в/ч 26260, в/ч 23415 с 04.09.1979 г. по 10.02.2001 г., вместе с ним находилась супруга Зайцева Т.В.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывающих на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в связи с воссоединением с родственниками, возвратом на место своего рождения, а также по другим причинам решается Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства посредством принятия нормативных актов, регулирующих данный вопрос.
С 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Данными Законами установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в г.). Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 г.).
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В п. 4 ст. 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абз. 5 ст. 1 Соглашения от 16 мая 1997 г. дано определение трудового (страхового) стажа, периоды работы после 1 января 1991 г. (дата начала уплаты страховых взносов в ПФ РСФСР согласно Временной инструкции от 31.05.1991 г. № 102 «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР»), могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Как следует из разъяснений, данных в п. 8 Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-участников бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов.
Такие же разъяснения даны и в статье, опубликованной в журнале «Финансы» за 2006 г. № 10, где указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж в РСФСР согласно Временной инструкции от 31 мая 1991 г. N 102 "О Порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, то есть до 01.01.1991 г. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992г., регулируется двусторонними соглашениями заключенными соответствующими государствами - участниками Содружества.
05.11.1999г. в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Однако до настоящего времени указанное соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.
Изложенным и руководствовалась Комиссия УПФ РФ в г. Туле, не включив в специальный стаж истицы период ее работы именно с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан.
Между тем, вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были по запросу Исполнительного комитета СНГ проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04.
С целью проведения анализа гарантий прав граждан как государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., так и государств, не являющихся участниками данного Соглашения, Экономическим судом было проанализированы как международные нормы, в том числе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г., участниками которого являются как Россия, так и Азербайджанская Республика, по результатам которого Экономический Суд пришел к выводу, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. было принято с целью реализации ст. 2 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991 г. В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников СНГ или территориях других республик за период из вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества. Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах, как государств-участников Содружества, так и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г. (Азербайджанская Республика, Грузия).
Экономическим Судом СНГ было проанализировано национальное законодательство Азербайджанской Республики – ст. 70 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23.09.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, согласно которой в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до 01.01.1992 г. включается в стаж работы на общих основаниях.
В сообщении Министерства социальной защиты населения РФ, направленном в Экономический Суд, также указывалось, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в РФ из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01.12.1991 г.
Таким образом, Экономическим Судом дано официальное толкование применения п. 2 Соглашения от 13.03.1992 г. о том, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, что государства - участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992г., должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР до 01.12.1991 г., в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о содружестве Независимых Государств от 08.12.1991г. и Протокола к нему от 21.12.1991г., Алма-Атинской декларации от 21.12.1991г., а так же на основе принципов международного права и практике, сложившейся в государствах-участниках Содружества.
Следует отметить, что в соответствии с Положением об Экономическом Суде, принятом Соглашением стран СНГ от 06.07.1992 "О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств СУДА» Экономический Суд создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, и вправе давать официальное толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
В соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18 Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики), производится в порядке, предусмотренном Законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 98 Закона РСФСР от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 г. включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.
Таким образом, разъяснения, данные Правлением ПФР в Распоряжении от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-участников бывшего СССР» и опубликованном в журнале «Финансы» за 2006 г. № 10 в той их части, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 января 1991 года, вступает в противоречие изложенным положениям Решения Экономического Суда от 07.04.2005 г. и разъяснениям, данным в письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, о том, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 11 ГПК РФ при разрешении настоящего дела суд руководствуется последними.
Действующим на момент работы истицы в период с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были предусмотрены должности и учреждение, в котором работала истица в указанный период, а также Правила к Списку 1991 г. не содержали изъятий относительно необходимости выполнения работы на полную ставку.
При таких данных, в специальный стаж истицы Зайцевой Т.В. подлежит включению период ее работы на территории бывшего СССР с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе № 5 г. Кюрдамира республики Азербайджан, а потому требование истца об обязании ответчика включить в специальный стаж вышеуказанного периода подлежит удовлетворению.
Разрешая заявленное истцом требование о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанным Списком предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «школы всех наименований».
Согласно п.4. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 периоды, выполнявшиеся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как усматривается из трудовой книжки, истец с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. работала в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников.
Данный факт также подтверждается справкой №67 от 28.10.2010 г., выданной МОУ ДОД «Дом детского творчества г.Донской».
Наряду с этим, в соответствии с выпиской из приказа №62 от 31.08.1986 г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Зайцева Т.В. с 01.09.1986 г. с по 21.09.1987 г. работала в должности учителя изобразительного искусства по совместительству в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» с педагогической нагрузкой - 1 ставка.
Данный факт также подтверждается пояснениями представителя истца по доверенности Суменковой О.Г., из которых следует, что Зайцева Т.В., несмотря на то, что в ее трудовой книжке имеется запись о том, что с 01.09.1986 г. с по 21.09.1987 г. истец работала в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников изобразительного искусства, она также осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя изобразительного искусства по совместительству в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» без занятия штатной должности. Наименование должности «Учитель» предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считала, что в спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.
Учитывая, что вышеуказанный период имел место до 01.09.2000 года, а значит, соблюдение условия выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы не требуется, период работы истца с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников подлежит включению в ее специальный стаж.
При таких обстоятельствах, требование истца об обязании УПФ РФ в г. Туле включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода работы с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников подлежит удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику подлежащим удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение осуществление истицей педагогической деятельности более 25 лет, в связи, с чем ее требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2011 г., если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 11.07.2011 г. она имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения, то есть с 11.07.2011 г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Зайцевой Татьяны Вячеславовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Признать за Зайцевой Татьяной Вячеславовной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный трудовой стаж Зайцевой Татьяны Вячеславовны, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 01.01.1991 г. по 10.06.1992 г. в должности учителя начальных классов в средней школе №5 г.Кюрдамира республики Азербайджан; с 01.09.1986 г. по 21.09.1987 г. в должности методиста в Донском городском Доме пионеров и школьников.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Зайцевой Татьяне Вячеславовне досрочную трудовую пению по старости с 11.07.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г.Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.И. Якушева
Копия верна
Судья С.И. Якушева