Решение по делу №2-489/12 от 04.04.2012г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 апреля 2012 года город Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Свиридовой О.С.,

при секретаре Перезябовой А.М.,

с участием представителя заявителя Котова А.Б. по доверенности Лебедева Д.А., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печуриной Е.Ф., администрации г.Тулы по доверенности Старостиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-489/12 по заявлению Котова Александра Борисовича о признании незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области,

установил:

Котов А.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.

В обоснование доводов заявления указал на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 848 кв.м., расположенный по адресу: г<адрес>, кадастровый номер

24.10.2007г. он обратился к главе администрации г.Тулы с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, непосредственно прилегающего к его домовладению. В ответе на данное обращение ему было предложено обратиться повторно с заявлением, оформленном на бланке установленного образца, с приложением необходимого пакета документов. Также ему было разъяснено, что площадь земельного участка после его изменения не должна превышать 1 200 кв.м.

После его повторного обращения к главе администрации с соответствующим заявлением, постановлением администрации <адрес> №2333 от 31.07.2009г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, код , площадь 276 кв.м.

26.09.2009г. ГУП «Тульское городское земельно-кадастровое бюро» было определено конкретное местоположение данного участка на местности, были выделены его границы и составлен межевой план. 14.09.2009г. указанному земельному участку был присвоен кадастровый номер и определено разрешенное использование – индивидуальный жилой дом, о чем в государственный кадастр недвижимости была внесена соответствующая запись.

В апреле 2011г. он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о включении в состав заблаговременной публикации информации о земельном участке площадью 276 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

25.11.2011г. он получил из Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ранее Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области) сообщение о том, что ввиду расположения испрашиваемого земельного участка вне территории зоны Ж-2 (зоны застройки среднеэтажными и малоэтажными жилыми домами) решение о публикации не принято.

Полагает, что данные действия Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области противоречат действующему земельному законодательству, нормативным актам г.Тулы и Тульской области, поскольку расположение испрашиваемого им земельного участка в соответствии с основным чертежом генерального плана в редакции, утвержденной решением Тульской городской Думы от 28.05.2008г. №45/1051, относится к жилой зоне Ж-2 – зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, к основным видам разрешенного использования которой относятся, в том числе и отдельно стоящие индивидуальные жилые дома в 1-3 этажа с приквартирными участками, и не относится к землям, ограниченным или изъятым из оборота. Также данный земельный участок площадью 276 кв.м. не превышает установленных предельных размеров предоставления земельных участков, общая площадь земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровыми номерами составит 1 124 кв.м.

Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в непринятии решения о публикации информации об испрашиваемом земельном участке, и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и организовать проведение торгов (конкурс, аукцион) по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 276 кв.м., кадастровый номер , разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.

Заявитель Котов А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Представитель заявителя Котова А.Б. по доверенности Лебедев Д.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, считая обжалуемое бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области незаконным по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Пичурина Е.Ф. в судебном заседании доводы заявления не признала, считая их необоснованными, а обжалуемое действие законным и соответствующим требованиям земельного законодательства.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании доводы заявления не признала. Пояснила, что в соответствии с картой градостроительного зонирования большая часть испрашиваемого земельного участка, как и часть основного земельного участка, который принадлежит заявителю на праве собственности, расположены вне территории зоны Ж-2. При этом градостроительный регламент в отношении спорного земельного участка не утвержден, зонирование территории не проводилось, в связи с чем предоставление данного земельного участка является нецелесообразным. Не отрицала, что земельный участок с кадастровым номером не выходит за красные линии, а также не относится к землям, ограниченным или изъятым из оборота.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заявителя Котова А.Б. по доверенности Лебедева Д.А., представителей заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печуриной Е.Ф., администрации г.Тулы по доверенности Старостиной Н.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Разрешая возникшие спорные правоотношения, суд установил, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30.08.2007г. Котов А.Б. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес> кадастровый номер общей площадью 848 кв.м.

31.07.2009г. администрацией г.Тулы на основании заявления Котова А.Б. было принято постановление №2333, которым утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем дополнительного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, с целью его последующего присоединения к земельному участку с кадастровым номером , собственником которого Котов А.Б. является.

26.09.2009г. Государственным унитарным предприятием Тульской области «Тульское городское земельно-кадастровое бюро» было определено конкретное местоположение испрашиваемого участка на местности, были выделены его границы и составлен межевой план.

14.10.2009г. спорному земельному участку присвоен кадастровый номер сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости.

В апреле 2011г. Котов А.Б. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о включении в состав заблаговременной публикации информации об испрашиваемом земельном участке.

Решением Министерства (ранее Департамент) имущественных и земельных отношений Тульской области от 25.11.2011г. в удовлетворении данного заявления было отказано со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером расположен вне территории зоны Ж-2 (зоны застройки среднеэтажными и малоэтажными жилыми домами).

Проверив доводы, приведенные Котовым А.Б. в обоснование заявления об оспаривании вышеназванного решения, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки, ограниченные красными линиями Генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.

Настаивая на отказе в удовлетворении заявления, представители заинтересованных лиц ссылались на то, что в соответствии с картой градостроительного зонирования большая часть испрашиваемого Котовым А.Б. земельного участка расположена вне территории зоны Ж-2, которая согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования г.Тулы, утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 №65/1406 с последующими изменениями, предназначена для застройки средней плотности многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Градостроительный регламент в отношении территории, на которой расположена большая часть спорного земельного участка, не проводилось, в связи с чем предоставление данного земельного участка является нецелесообразным.

Из материалов дела следует, что действительно большая часть испрашиваемого заявителем земельного участка расположена за пределами зоны Ж-2, на территории, в отношении которой не утвержден градостроительный регламент.

Вместе с тем, представителями заинтересованных лиц не представлено надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок, расположенный вне территории зоны Ж-2, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо изъят из оборота. Не утверждение градостроительного регламента не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка.

Помимо того, действующее законодательство, а именно часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставляет право заинтересованным лицам представлять свои предложения по проекту генерального плана.

Кроме того, согласно материалам дела, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером не выходит за красные линии, а общая площадь земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровыми номерами составит 1124 кв.м., что не превышает максимальный размер в 1200 кв.м., установленный Решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 №8/189 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования г.Тула».

Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Котова Александра Борисовича о признании незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в непринятии решения о публикации информации о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 276 кв.м., кадастровый номер , разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и организовать проведение торгов (конкурс, аукцион) по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 276 кв.м., кадастровый номер , разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий