Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2012 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Петровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-668/12 по иску Митрофановой Ольги Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Митрофанова О.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она с 1983 года по настоящее время работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 29 августа 2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ в г.Тулы. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на пенсию от 21.09.2011 года № 2709 ей было отказано в назначении досрочной пенсии за недостаточностью специального стажа. При этом решением комиссии не был включен в специальный стаж период работы с 01.09.1983 года по 15.09.1985 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 города Тулы, в связи с тем, что Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии, наименование данной должности не предусмотрено.
Считает отказ незаконным, поскольку в указанный период работы действовали Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1359 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Положение « О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. Постановлением Совмина от 17.12.1959 г № 1397, которыми в стаж работы учителей и других работником просвещения засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии оп старости, обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с 01.09.1983 года по 15.09.1985 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 города Тулы, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, т.е с 29.08.2011 года.
Истица Митрофанова О.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассматривать иск в ее отсутвие.
Представитель истицы Митрофановой О.С. по доверенности ФИО10. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле ФИО11 заявленные требования не признала, указала на то, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным, поскольку Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, а также пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 29 августа 2011 года истица обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле в связи с наличием у нее специального 25-летнего стажа работы.
Решением Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле от 21.09.2011 года № 2709 в специальный стаж Митрофановой О.С. не был включен период работы с 01.09.1983 года по 15.09.1985 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 города Тулы и ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что у нее отсутствовал необходимый педагогический стаж для назначения пенсии, поскольку должность старшей пионервожатой не включена в Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя по следующим мотивам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, из трудовой книжки Митрофановой О.С. усматривается, что с 1983 года и по день обращения в УПФ за назначением пенсии истица работала в должностях старшей пионервожатой, учителя физики, воспитателем, учителем математики в различных детских учебных заведениях.
Согласно трудовой книжке истица состояла в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 города Тулы с 01.09.1983 года по 16.09.1985 год.
Факт работы истицы в указный период в должности старшей пионервожатой на полную ставку без отвлечений от основной работы подтверждается также льготно-уточняющей справкой № 189 от 31.08.2011 года, выданной МОУ СОШ №10 города Тулы.
Таким образом, истица осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В спорный период работы истицы в должности старшей пионервожатой действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, где в п.2 указано, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.
В соответствии с названным нормативным актом время работы истицы в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 г.Тулы засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утв. Постановлением Совмина СССР от 08.09.1970 года, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.
Из приложения к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 г. «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» следует, что в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионервожатого являются высшее или среднее специальное образование.
Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утв. Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967г. пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.
Изложенные обстоятельства позволяют суду признать осуществление Митрофановой О.С. в должности старшей пионервожатой работы с детьми педагогической деятельности.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в должности старшей пионервожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п. 10 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не содержат никакой информации о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшего пионервожатого.
Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой, поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное Постановление Правительства РФ.
В противном случае, если следовать решению ответчика, данная норма по исключению спорных периодов из педагогического стажа применяется к тем лицам, которые обратились за пенсией после указанной даты, что является недопустимым и противоречит Конституции РФ. Эти противоречия и установил Конституционный Суд РФ в указанных Постановлениях.
Таким образом, педагогический стаж истицы, который дает ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, по состоянию на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле 29 августа 2011 года, составлял более 25 лет.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истицей искового требования о включении в специальный стаж периода ее работы в должности старшей пионервожатой с 01.09.1983 года по 16.09.1985 год..
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) по г. Туле 29 августа 2011 года истица имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Митрофановой Ольги Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Митрофановой Ольгой Сергеевной право на досрочное назначение трудовой пенсией по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Митрофановой О.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 01.09.1983 года по 15.09.1985 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 10 города Тулы,
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Митрофановой О.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 29 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.
Председательствующий