Решение от 11.04.12 по делу №2-542/12



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 апреля 2012 года                                                                          г.Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Петровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-542/12 по иску Бирюкова Вадима Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

    Бирюков В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В обоснование заявленных требований, сослался на то, что 24.11.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако 25.01.2012 года решением комиссии № 216 ему было отказано в назначении пенсии. Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле ответчик отказал ему в назначении такой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж периоды: работы с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой в количестве 21 часа в неделю, а также период с 01.11.1977 года по 12.11.1979 года службы в рядах вооруженных сил СССР.

С выводами ответчика он не согласен, просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты обращения в УПФ РФ в г. Туле; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 21 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, а также период с 01.11.1977 года по 12.11.1979 года службы в рядах вооруженных сил СССР, назначив досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 24.11.2011 г.

Истец Бирюков В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен в надлежащем порядке, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, просила в иске отказать, по следующим основаниям.

В зачет специального педагогического стажа не подлежат включению периоды работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 21 и 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, так как не выполняется условие пункта 4 Правил от 29.10.2002 г. № 781 о выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а включение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, выполняемой в соответствующих учреждениях и в должностях без занятия штатной должности не предусмотрено названными Правилами.

Период службы в составе Вооруженных Сил СССР не может быть включен в специальный стаж истца, так как период прохождения военной службы не предусмотрен Правилами от 29.10.2002 года № 781 и Правилами от 11.07.2002 года № 516.

Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 24.11.2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона от 17.12. 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на установление досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением ответчика № 216 от 25.01.2012 г. не приняты в зачет специального стажа периоды работы истца с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 21 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, так как не выполняется условие пункта 4 Правил от 29.10.2002 г. № 781 о выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а включение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, выполняемой в соответствующих учреждениях и в должностях без занятия штатной должности не предусмотрено названными Правилами; период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 01.11.1977 года по 12.11.1979 года, поскольку период прохождения военной службы не предусмотрен Правилами от 29.10.2002 года № 781 и Правилами от 11.07.2002 года № 516.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г.Туле, согласиться нельзя.

Так, согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в ред. от 26.05.2009 г.) был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Указанным Списком предусмотрено в разделе «Наименование должностей» должность «учитель». Разделом «Наименование учреждений» названного Списка предусмотрены «школы».

    Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Так, из трудовой книжки истца усматривается, что с 20.02.1984 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - 24.11.2011 года работал в должности учителя в различных учреждениях для детей.

При этом судом установлено, что Бирюков В.В. работал с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 21 часов в неделю в МОУ СОШ № 25.

Факт работы истца в спорный период в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 25 г.Тулы подтверждается также льготно-уточняющей справкой № 136п-и от 18.01.2012 г., из которых следует, что Бирюков В.В. с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. имел педагогическую нагрузку учителя физкультуры в количестве 25 часов, а с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 – педагогическую нагрузку в должности учителя физкультуры 21 час в неделю.

Наличие указанной педагогической нагрузки у Бирюкова В.В. подтверждается также копиями кадровых приказов в отношении истца от 01.09.2003 г. № 53 и от 03.09.2004 года № 55/1, тарификационными списками за спорные периоды.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 года пункт 8 "а", работа в должности директора и заместителя директора, указанных в пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 "Наименование учреждений" списка, засчитывается за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Анализ указанных положений Правил от 29.10.2002 г. № 781 позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, как до 01.09.2000г., так и после этой даты, засчитываются в указанном порядке в стаж независимо от условия занятия в эти периоды штатной должности, предусматривая условием лишь выполнение в периоды после 01.09.2000 г. нормы педагогической нагрузки, а также порядок учета педагогической нагрузки - суммарно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям специальных дисциплин школ, гимназий, лицеев составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений ( приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года.

Кроме того, п. 7 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации (Приложение 2 к письму Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/ 7 « Об утверждении Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.

Проанализировав приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Истцом представлены доказательства того, что им в спорный период осуществлялась преподавательская деятельность в необходимом объеме, то есть, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

В этой связи, поскольку истцом в периоды с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. и с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. выполнялась педагогическая нагрузка более чем на ставку заработной платы учителя специальных дисциплин (норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы) при работе на 0,5 ставки в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ СОШ № 257 г. Тулы, то данные периоды подлежат включению в специальный стаж Бирюкова В.В.

Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в его специальный стаж службы в рядах вооруженных сил СССР, суд также находит их подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из трудовой книжки истца, 27.10.1977 года Бирюков В.В. уволен в связи с призывом на военную службу п.3 ст. 29 КЗоТ РСФСР, а по окончании службы с 01.12.1979 года обучался на дневном отделении института.

Таким образом, с 01.11.1977 года по 12.11.1979 года Бирюков В.В. проходил службу в рядах Советской армии.

В период прохождения истцом службы в Советской Армии действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», а также Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения п.п. "г" п. 1 которого, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

    В соответствии с утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в иных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии подлежит включение периода службы в вооруженных силах СССР, безо всяких условий и ограничений.

     На основании изложенного вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590.

В стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подп. "к" п. 109 Положения).

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Кроме того, указанное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 г., приравнивать к льготной работе службу в армии.

    Должность истца, в которой он работал в период с 1984 года по настоящее время – учитель – предусмотрена Списком, утвержденным в 1956 г.

    Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан следует, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

Указанным Постановлением признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П указывается, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке доводов истца, суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 года № 2-П) на то, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

     При таких обстоятельствах, период службы истца в Советской армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Поэтому, вышеназванный период службы Бирюкова В.В. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 24.11.2011 года истец имел требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ему назначена с указанной даты ее обращения, то есть с 24 24.11.2011 года.

     На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    исковые требования Бирюкова Вадима Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании незаконным отказа УПФ РФ в г.Туле в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж Бирюкова Вадима Викторовича, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы: с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой 25 часов в неделю в МОУ СОШ № 25, с 01.09.2004 г. по 31.08.2005 г. (с учетом отвлечений 1 день) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с учебной нагрузкой в количестве 21 часа в неделю в МОУ СОШ № 25, а также период службы с 01.11.1977 года по 12.11.1979 года в рядах вооруженных сил СССР.

Признать за Бирюковым Вадимом Викторовичем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 24.11.2011 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Бирюкову В.В. досрочную трудовую пению по старости с 24.11.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий