Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2012 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Петровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-487/12 по иску Тесаковой Марины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Тесакова М.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что16 августа 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею медицинской деятельности. Однако ответчика в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.
При этом, не были приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы с 17.11.2003 г. по 16.08.2011 г. в должности врача-терапевта медицинского отделения, заведующей гастроэнтерологическим кабинетом - врача гастроэнтеролога в ФГУ «ЦВС «Слободка» МО РФ.
С решением ответчика не согласна, поэтому просит суд признать незаконным решение УПФ РФ в г.Туле № 2925 от 05.10.2011 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в зачет специального стажа в льготном исчислении (1 год за 1год 3 месяца) период ее работы с 17.11.2003 г. по 16.08.2011 г. в должности врача-терапевта медицинского отделения, заведующей гастроэнтерологическим кабинетом - врача гастроэнтеролога в филиале «Санаторий «Слободка»» федерального бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации (за исключением отвлечений 2 месяца 8 дней); обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсии по старости с даты обращения, то есть с 16.08.2011 г.
В судебном заседании истец Тесакова М.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. иск не признала, указав, что период работы истицы в Центральном военном санатории «Слободка не подлежит к зачету в специальный стаж в льготном исчислении, так как в п.21 раздела «Наименований учреждений» Списка от 22.09.1999 г. №1066 и в п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781 предусмотрены санатории конкретного профиля, работа в которых в соответствующих должностях засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Санатории без указания конкретного профиля вышеназванными Списками не предусмотрены. В сведениях индивидуального персонифицированного учета страхователь ФГУ Центральный военный санаторий «Слободка» подтверждает работу Тесаковой М.Н. в обычных условиях труда.
Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в связи с отсутствием специального стажа.
Представитель третьего лица филиала «Санаторий «Слободка» ФБУ «СКК «Подмосковье» МО РФ по доверенности Шорина И.С. в судебном заседании поддержала заявленные истицей требования, просила удовлетворить, пояснив, что истица работает с полным рабочим днем заведующей гастроэнтерологическим кабинетом - врачом гастроэнтерологом и занимается с больными терапевтического отделения, но у всех больных имеются заболевания согласно специализации санатория, то есть, это больные с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полагала, что ФГУ «ЦВС Слободка» МО РФ по характеру своей деятельности отвечает всем требованиям необходимым для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 16.08.2011 г. Тесакова М.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-Ф3, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением УПФ РФ в городе Туле № 2925 от 05.10.2011 г. не приняты в зачет специального стажа период работы истицы 17.11.2003 г. по 16.08.2011 г. (за исключением отвлечений 2 месяца 8 дней) в должности врача-терапевта медицинского отделения, заведующей гастроэнтерологическим кабинетом –врача – гастроэнтеролога в Центральном военном санатории «Слободка», в дальнейшем переименованном в ФГУ «ЦВС «Слободка» МО РФ, так как в п.21 раздела «Наименований учреждений» Списка от 22.09.1999 г. №1066 и в п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781 предусмотрены санатории конкретного профиля, работа в которых в соответствующих должностях засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Санатории без указания конкретного профиля вышеназванными Списками не предусмотрены. В сведениях индивидуального персонифицированного учета за период с 17.11.2003 г. по 16.08.2011 г. страхователь ФГУ Центральный военный санаторий «Слободка» подтверждает работу Тесаковой М.Н. в обычных условиях труда.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) г. Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждений утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к п.п. 19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу п.3 названных Правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.
В названном Списке в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», «санатории (курорты)».
На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке. П.п. «а» п. 5 Правил предусматривает, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из трудовой книжки Тесаковой М.Н. следует, что с 1981 г. по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости -16.08.2011 г., она работала в должности врача в различных учреждениях здравоохранения и эти периоды ее работы засчитаны ответчиком в специальный, кроме вышеуказанного спорного периода.
Согласно льготно-уточняющей справке, выданной ФГУ ЦВС Санаторий «Слободка», Тесакова М.Н. постоянно работала в ФГУ «Центральный военный санаторий» «Слободка» МО РФ в должности врача-терапевта медицинского отделения с 17.11.2003 года по 04.10.2005 года и в должности заведующей гастроэнтерологическим кабинетом – врача – гастроэнтеролога с 05.10.2005 года по настоящее время в течение полного рабочего дня.
Из должностной инструкции врача врача-терапевта медицинского отделения и заведующей гастроэнтерологическим кабинетом – врача – гастроэнтеролога, утвержденной начальником филиала «Санаторий «Слободка» ФБУ СКК «Подмосковье» МО РФ следует, что врач оказывает квалифицированную медицинскую помощь по специальности, используя современные методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации.
Вышеуказанное учреждение, в котором истец работала в спорный период неоднократно переименовывалось.
В соответствии со ст.12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, редактированной 30.12.2008г. к государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиняющиеся государственным органам исполнительной власти, к которым относится и Министерство Обороны РФ, лечебно-профилактические и другие учреждения, каковым и является Федеральное государственное учреждение «Центральный военный санаторий «Слободка» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГУ «ЦВС «Слободка» МО РФ, утвержденному приказом начальника Тыла ВС РФ 15.07.2005 года и положению о филиале «Санаторий «Слободка» ФБУ «санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» МО РФ, утвержденному 30.05.2011 г. санаторий осуществляет деятельность санаторно-курортных учреждений (санаторно-курортная деятельность, связанная с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений).
Руководство по организации работы военного санатория (дома отдыха), утвержденного начальником Главного военно-медицинского управления Министерства Обороны РФ 01.01.2002 г. и руководство по организации работы санаторно-отборочных комиссий по медицинскому отбору в военные санатории и дома отдыха», 2000 г. регламентирует работу всех санаториев Министерства обороны РФ и устанавливают специализацию всех санаториев Министерства Обороны РФ, в том числе санатория «Слободка», специализирующегося на лечении болезней органов кровообращения, болезнен костно-мышечной системы, болезней пищеварения, болезней нервной системы и органов дыхания нетуберкулезного характера.
Согласно «Пособию по классификации болезней, травм и причин смерти военнослужащих Вооруженных Сил РФ, медицинских диагностических исследований, операций и лечебных процедур (мирное время)», утвержденному Главным медицинским управлением Министерства Обороны РФ в 2000 году, к болезням органов кровообращения относятся и хронические ревматические болезни сердца.
Ревматизм – это системное поражение соединительной ткани с преимущественной процесса в сердечно-сосудистой системе и опорно-двигательном аппарате.
Болезни костно-мышечной системы - синоним болезней опорно-двигательного аппарата, поскольку опорно-двигательный аппарат – совокупность костей (костная система), соединений между мускулатуры (мышечная система).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что Тесакова М.Н. в спорный период времени с 17.11.2003 года по 16.08.2011 г. была занята оказанием медицинской помощи больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и больных ревматизмом в многопрофильном санатории, поскольку является врачом-терапевтом, гастроэнтерологом, что также подтверждается сведениями, внесенными в трудовую книжку истицы и не оспаривается ответчиком.
Следовательно, врачи, работавшие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, в соответствии со справкой, выданной ФГУ «ЦВС «Слободка» МО РФ, в котором работает истица по настоящее время в должности врача санаторий находится на территории Ленинского района Тульской области (сельская местность), истица получает доплату за работу в сельской местности в размере 25 % от должностного оклада.
При таких обстоятельствах, на основании указанного выше п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и с учетом установления судом факта осуществления Тесаковой М.Н. работы в сельской местности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного искового требования истицы о включении спорного периода ее работы в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 года и 3 месяца).
В связи с изложенным, суд считает, что решение УПФ РФ в г.Туле № 2925 от 05.10.2011 г. в части отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом периодов работы истца, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенных периодов на момент обращения Тесаковой М.Н. в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле 05.10.2011 года у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 05.10.2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Тесаковой Марины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Тесаковой Мариной Николаевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле включить в специальный стаж Тесаковой Марины Николаевны в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) период работы: с 17.11.2003 г. по 16.08.2011 г. в должности врача-терапевта медицинского отделения, заведующей гастроэнтерологическим кабинетом - врача гастроэнтеролога в филиале «Санаторий «Слободка»» федерального бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации (за исключением отвлечений 2 месяца 8 дней).
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле назначить Тесаковой М.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 05.10. 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий