Решение от 23.04.12 г. по делу №2-633/12



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2012 года                                         г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.

при секретаре Бобылевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-633/12 по иску Колюпановой Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Колюпанова С.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что она 19.12.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею медицинской деятельности. Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле от 02.02.2012 г. в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом период ее работы с 14.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности    участковой медицинской сестры в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы (за исключением отвлечений 2 месяца 1 день) включены в специальный стаж в календарном порядке, тогда как указанные периоды в МУЗ «Городская больница № 3 г.Тулы» Центрального района г.Тулы, расположенной во 2-ом Западном поселке, подлежат включению в специальный стаж в льготном исчисления - 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Указанное решение принято ответчиком на том основании, что поселок 2-ой Западный находится в городской черте, в связи с чем все медицинские учреждения, находящиеся на территории поселка административно и территориально подчинены городу Туле, относятся к городским медицинским учреждениям, а потому врачи и средний медицинский персонал, работающие в них, не могут претендовать на льготы, установленные для медицинских работников в селе и поселках городского типа, являющихся самостоятельными административными единицами.

Просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж в льготном исчислении (1 года работы за 1 год и 3 месяца) период работы с 14.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности участковой медицинской сестры детской консультации в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы (за исключением отвлечений 2 месяца 1 день), обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику, с момента ее обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле с 19.12.2011 года.

В судебном заседании истица Колюпанова С.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. иск не признала, указав, что истице правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент ее обращения в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле, она не имела специального 30-летнего медицинского стажа. Включение в специальный стаж спорного периода работы истицы в должности медицинской сестры участковой в МУЗ «Городская больница № 3 г. Тулы», расположенной в пос. 2-ой Западный г. Тулы, с применением льготного исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 3 мес.) является необоснованным, поскольку ст. 5 Устава г.Тулы от 09.02.1997г. утверждена административная граница г. Тулы (городская черта), определяющая целостность г, Тулы как административно-территориальной единицы Тульской области и муниципального образования, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Вышеуказанный поселок находится в городской черте и не является сельской местностью, в связи с чем все медицинские учреждения, находящиеся на территории поселков, административно и территориально подчиненных г. Туле, относятся к городским медицинским учреждениям, а, следовательно, врачи и средний медицинский персонал, работающий в них, не могут претендовать на льготы, установленные для медицинских работников в селе и поселках городского типа, являющихся самостоятельными административными единицами.

Выплата пенсии за выслугу лет сельским медицинским работникам была введена ФЗ от 18.04.1996г. №31-ФЗ «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности». Особенностью этого закона было то, что он внес изменения в ст. 87 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» №34-1 от 20.11.1990г., действовавшего до 31.12.2001г. С принятием этого Закона пенсия за выслугу лет стала выплачиваться полностью не только когда работник оставил свою работу, дающую право на указанную пенсию, но и при ее продолжении, если она выполняется в сельской местности. Основным и главным критерием вышеуказанного закона является статус местности, где работает пенсионер. Поселок 2-ой Западный Центрального района г. Тулы к сельской местности не относится. Второй критерий - это место нахождения учреждения, где работает медик, и последний критерий - подтверждение работы на селе. Доказательством работы в сельской местности является повышение оклада или тарифной ставки на 25% в соответствии с ч.1 ст.22 Закона РСФСР от 21.12.1990г. №438-1 «О социальном развитии села» по сравнению с аналогичными работниками, занятыми в городских поселках. Доводы истицы о том, что Постановлением Губернатора Тульской области от 20.01.2003г. об утверждении Перечня рабочих поселков и поселков городского типа Тульской области, в которой расположены школы, дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, пос. 2-ой Западный является поселком городского типа не основаны на законе, поскольку не распространяет свое действие на медицинские учреждения. Согласно письму №04-20/2627 от 18.12.2003г. ГУ - ОПФР по Тульской области все медицинские учреждения, находящиеся на территории поселков, административно подчиненных г. Туле, относятся к городским медицинским учреждениям.

В связи с изложенным просила суд в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Управления Пенсионного фонда РФ г. Тулы от 02.02.2012 года № 317 в назначении истице досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.

При этом периоды работы Колюпановой С.Ю. с 17.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности участковой медицинской сестры детской консультации в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы» включены в специальный стаж в календарном порядке, поскольку из наименования учреждения «Городская больница №3 города Тулы» видно. что больница является городской, из Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница №3 города Тулы», утвержденного Городским комитетом по здравоохранению и медицинскому страхованию города Тулы усматривается, что учреждение находится в ведомственном подчинении Комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию Управы города Тулы. На основании ст. 5 Устава г.Тулы от 09.02.1997г., согласно которому утверждена административная граница г.Тулы (городская черта), определяющая целостность г.Тулы как административно-территориальной единицы Тульской области и муниципального образования, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Поселок 2-й Западный находится в городской черте, в связи с чем все медицинские учреждения, находящиеся на территории поселка административно и территориально подчинены г.Туле, относятся к городским медицинским учреждениям, следовательно врачи и средний медицинский персонал, работающие в них, не могут претендовать на льготы, установленные для медицинских работников в селе и поселках городского типа, являющихся самостоятельными административными единицами.

Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) г. Туле, согласиться нельзя по следующим мотивам.

В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В силу п.2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждении утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к пп. 20 п.1 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В названном Списке в наименовании должностей среднего медицинского персонала указана должность «медицинская сестра», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований».

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке. П.п. «а» п. 5 Правил предусматривает, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Так, из трудовой книжки Колюпановой С.Ю. усматривается, что с 14.07.1981 года истица работала в должности медицинской сестры, относящийся к среднему медицинскому персоналу, в различных учреждениях здравоохранения.

Работа истицы с 14.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности участковой медицинской сестры детской консультации в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы (за исключением отвлечений 2 месяца 1 день) подтверждается трудовой книжкой, льготно-уточняющей справкой, выданной МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы» № 252 от 12.12.2008 года.

Согласно архивной справке Государственного архива Тульской области от 29.03.1999 года № 10/5 решением исполкома Косогорского районного Совета депутатов трудящихся от 23.09.1950 года открыта Скуратовская больница в Западном поселке с 27.09.1950 года.

Как следует из справки, выданной МУЗ «Городская больница № 3 г.Тулы» МУЗ «Городская больница № 3 г.Тулы» (Скуратовская больница) с 1950 года обслуживает Скуратовские поселки.

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 07.08.1948 года № 732/10 населенный пункт Южный Косогорского района Тульской области отнесен к категории рабочих поселков, присвоено ему наименование - рабочий поселок Скуратовский. В черту рабочего поселка Скуратовский помимо прочих включены населенные пункты Скуратово, Западный и др.

В соответствии с архивной справкой № 58 от 05.02.2004 года, выданной государственным архивом Тульской области, в справочнике административно-территориального деления Тульской области на 1956 год указано, что поселок «Второй Западный» входит состав рабочего поселка Скуратовский и отнесен к категории рабочих поселков.

Согласно письму Федеральной службы государственной статистики «Тульский областной комитет государственной статистики» от 12.08.2004 года №11 — 9/106, датой образования рабочего поселка Скуратово значится 1948 год.

Как следует из архивной справки № 428 от 28.04.2007 года, выданной государственным архивом Тульской области, решением объединенного заседания исполкомов Тульского областного (сельского) Совета) депутатов трудящихся и Тульского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 3-66 от 05.02.1963 года рабочий поселок Скуратовский был подчинен Центрального районному Совету депутатов трудящихся г.Тулы.

Согласно исторической справке, предоставленной председателем ликвидационной комиссии администрации поселков Менделеевский и Скуратово Центрального района г.Тулы, в 1958 году Решением Исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 22.07.1958 г. № 11-529 был образован Исполнительный комитет Менделеевского поселкового Совета народных депутатов трудящихся Косогорского района. С января 1965 года стал относится к Центральному району г. Тулы. С октября 1977 года исполкомы Скуратовский и Менделеевский были переименованы в поселковые Советы народных депутатов Центрального района г. Тулы. С 1978 года в состав населенных пунктов Менделеевского поссовета вошел п. Второй Западный.

Решением исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 01.04.1977 года № 4-139 внесены изменения в границы районов г.Тулы: поселок 2-й Западный передан в состав рабочего поселка Менделеевский.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР «Об установлении городской черты г. Тулы» от 21.06.1977 года № 348 городская черта г.Тулы определена в соответствии с проектом, разработанным институтом «Гипрокоммунстрой» министерства жилищно - коммунального хозяйства РСФСР» согласно приложению. Из указанного приложения следует, что поселок Скуратовский находится вне черты города Тулы.

На основании постановления Главы администрации Центрального района г. Тулы от 03.02.1992 г. № 1 в соответствии с Постановлением главы администрации г. Тулы № 26 от 03.02.1992 г. исполкомы Центрального Совета народных депутатов были ликвидированы, и все права и обязанности переданы администрации территории Скуратовского поселка и администрации территории Менделеевского поселка.

В целях упорядочения структурных подразделений Управы города Тулы в соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом г. Тулы, постановлением Главы г. Тулы № 1055 от 20.08.2001 г. создается единый орган управления поселками - администрация поселков Менделеевский и Скуратово Центрального района г. Тулы.

В соответствии с Перечнем рабочих поселков городского типа Тульской области, в которых расположены школы, дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, утвержденным постановлением Губернатора Тульской области от 20.01.2003 года № 2 и действовавшим до издания Постановления администрации Тульской области от 12.09.2005 N 57-пг, поселок Скуратовский отнесен к поселку городского типа.

Согласно статье 1 Закона Тульской области от 6 июля 2005 года № 594-ЗТО « О присоединении поселков городского типа (рабочих поселков) Горелки, Косая Гора, Менделеевский, Скуратовский к городу Туле» присоединены поселки городского типа (рабочие поселки) Горелки, Косая Гора, Менделеевский, Скуратовский к городу Туле.

Постановлением Главы администрации Центрального района Управы г. Тулы от 17.08.2005 г. № 1180 с 18.08.2005 г. администрация поселков Менделеевский и Скуратово ликвидирована на основании постановления Главы города Тулы от 09.08.2005 г. № 1378 «О присоединении поселков городского типа (рабочие поселки) Горелки, Коса Гора, Менделеевский и Скуратовский к городу Туле».

Как следует из сообщения Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району от 16.04.2009 года № 3679-к, почтовый адрес МУЗ «Городская больница» № 3: 300910, г. Тула, пос.2-й Западный, ул. Пушкина, д. 17. Поселки Скуратовский, 2-й Западный в период с 1985 года по август 2005 года имели статус рабочих поселков и административное подчинение Исполнительным комитетам поселковых Советов депутатов трудящихся (с 03.02.1992 г. - администрациям территории Скуратовского и Менделеевского поселков).

Согласно справке, выданной ФГУ «Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ФГУ «Тульский ЦСМ»), от 21.04.2009 года № 55/5/1-664 в соответствии с изменением 94/2005 ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 под кодом 70 401 697 3 значится поселок городского типа, подчиненный администрации Центрального района г. Тулы - Скуратовский. Сведения о поселке 2-й Западный отсутствуют.

Таким образом, с учетом совокупности вышеприведенных доказательств суд приходит к выводу о том, что действительно до 06.07.2005 года работа истицы Колюпановой С.Ю. в МУЗ «Городская больница № 3 г.Тулы», расположенном в поселке 2-й Западный, протекала в сельской местности.

При этом суд учитывает, что до внесения изменений в Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления № 94/2005 (ОКАТО 019-95) от 01.12.2005 года под кодом 70 401 697 3 значился поселок городского типа (рабочий поселок), подчиненный администрации Центрального района г. Тулы – Скуратовский, в состав которого входил поселок 2-й Западный.

Кроме того, судом признается несостоятельным довод ответчика, согласно которому руководство истицей Постановлением Губернатора Тульской области от 20.01.2003г. «Об утверждении Перечня рабочих поселков и поселков городского типа Тульской области, в которой расположены школы, дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования», из которого следует, что пос. 2-ой Западный является поселком городского типа, не основано на законе, поскольку не распространяет свое действие на медицинские учреждения.

Указанный вывод суда основан на том, что юридически значимым в Постановлении Губернатора Тульской области от 20.01.2003г. является то, что населенный пункт «Скуратовский» является поселком городского типа. Данный факт не зависит от того, к какому виду учреждений применимо указанное Постановление.

Кроме того, в силу указанного выше Закона Тульской области от 6 июля 2005 года № 594-ЗТО поселки городского типа (рабочие поселки) Менделеевский, Скуратовский присоединены к городу Туле.

Данные обстоятельства позволяют суду включить в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1 года работы как 1 года и 3 месяца) периоды ее работы с 14.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности участковой медицинской сестры детской консультации в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы (за исключением отвлечений 2 месяца 1 день).

В связи с изложенным, на основании указанного выше п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и с учетом установления судом факта осуществления истицей работы в сельской местности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истицы.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком в календарном порядке и включенных судом в льготном исчислении, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, на момент обращения Колюпановой С.Ю. в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 19.12.2011 г. у нее имелся требуемый специальный стаж, в связи с чем досрочная трудовая пенсия по старости истице должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 19.12.2011 года.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истицей искового требования о признании ее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Колюпановой Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный стаж Колюпановой Светланы Юрьевны в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) период ее работы с 14.07.1981 года по 28.06.1999 года в должности участковой медицинской сестры детской консультации в МУЗ «Городская больница №3 г.Тулы (за исключением отвлечений 2 месяца 1 день).

Признать за Колюпановой Светланой Юрьевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 19 декабря 2011 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Туле назначить Колюпановой С.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий