Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2012 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 634/12 по иску Антоновой Ирины Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Антонова И.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1986 года по настоящее время она работает в различных образовательных учреждениях педагогическим работником. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 25.10.2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле. Однако решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду недостаточности специального стажа. При этом решением комиссии не был включен в специальный стаж период ее работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы, в связи с тем, что наименование учреждения «централизованная библиотечная система» и наименование должности «библиотекарь» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781, а также действовавшим в период выполнения работы Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» наименование учреждения «централизованная библиотечная система» не было предусмотрено.
Считает, что период ее работы в должности библиотекаря необоснованно не включен ответчиком в специальный стаж, поскольку в спорный период ее работы действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому работа в должности библиотекаря включалось в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж период ее работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 25.10.2011 г.
Истец Антонова И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные требования не признала. Считала, что период работы истца с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы правомерно не включен в специальный стаж истца, так как наименование учреждения «централизованная библиотечная система» и наименование должности «библиотекарь» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781, а также действовавшим в период выполнения работы Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» наименование учреждения «централизованная библиотечная система» не было предусмотрено.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у Антоновой И.С. необходимого специального стажа.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 25.10.2011 года Антонова И.С. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Тулы от 27.12.2011 года № 4146 в специальный стаж истицы не был включен период ее работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы, так как наименование учреждения «централизованная библиотечная система» и наименование должности «библиотекарь» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781, а также действовавшим в период выполнения работы истцом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» наименование учреждения «централизованная библиотечная система» не было предусмотрено.
По состоянию на 25.10.2011 года специальный стаж истца составил 24 года 05 дней, вместо необходимых 25 лет.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» наименование должности «библиотекарь» и наименование учреждения «централизованная библиотечная система» не предусмотрены.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должности библиотекаря и наименование учреждения «централизованная библиотечная система» также не предусмотрено.
Как следует из трудовой книжки истца и установлено судом, Антонова И.С. с 1986 года и по дату обращения в УПФ РФ (25.10.2011года) за назначением пенсии осуществляла педагогическую деятельность в должностях учителя начальных классов, воспитателя в различных учебных заведениях для детей, в настоящее время истец работает в должности учителя начальных классов в МОУ СОШ-№56 г.Тулы и эти периоды ее работы приняты ответчиком в зачет специального стажа, кроме спорного периода в должности библиотекаря.
В соответствии с п. 2 раздела 1 Перечня учреждений и должностей работников просвещения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» от 17.12.1959 года № 1397, действовавшем до 30.09.1993 года, предусмотрена должность библиотекаря библиотеки, дающая право на пенсию за выслугу лет при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР 3 февраля 1975 г. утверждено Положение о централизации государственных массовых библиотек.
Пунктом 2 Положения предусматривалось, что централизация государственных массовых библиотек предусматривает объединение ранее самостоятельных библиотек в централизованную библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым руководством, централизованными комплектованием и обработкой литературы. В городе, районе выделяется центральная библиотека, а остальные государственные массовые библиотеки функционируют на правах ее филиалов.
Согласно п. 8 Положения центральные библиотеки (городская, районная, детская) и библиотеки-филиалы сохраняют существующее наименование, к которому прибавляется и наименование централизованной библиотечной системы.
В соответствии с п. 9 централизованная система государственных массовых библиотек состоит из центральной библиотеки, детской библиотеки, библиотек-филиалов, пунктов выдачи и передвижных библиотек.
Пункт 13 предусматривал, что в сельской местности централизация государственных массовых библиотек проводится в пределах административного района. Централизованная библиотечная система включает районные, городские, детские, сельские и приклубные библиотеки.
Согласно п. 29 назначение и освобождение от занимаемой должности работников центральной библиотеки и библиотек-филиалов производится директором централизованной библиотечной системы по согласованию с отделом культуры и исполкомом местного Совета депутатов трудящихся в соответствии с установленным в республике порядком.
Таким образом, централизованная библиотечная система состояла из конкретных районных, городских, детских, сельских и приклубных библиотек.
Из льготно-уточняющих справок, в частности из справки, выданной МУК «Дубенская поселковая библиотека» №35 от 09.08.2011 г. следует, что истец действительно работала в период с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы в течение полного рабочего дня на полную рабочую ставку, наряду с этим, факт работы истца в спорный период также подтверждается выписками из кадровых приказов по Дубенской ЦБС о приеме истца на работу (№30 от 21.08.1991 г.) и увольнении (№20 от 17.08.1992 г.).
По сведениям МКУК «Дубенская поселковая библиотека муниципального образования поселок Дубна Дубенского района штатное расписание библиотек, табеля учета рабочего времени, лицевые счета и ведомости по заработной плате Дубенской ЦБС за период с 1991 г. по 1992 г. не сохранились.
Учреждение, в котором работала истец в спорный период, неоднократно переименовывалось, в частности 10.02.1975 г. по 04.12.2006г. г. именовалась как Дубенская централизованная библиотечная система (ЦЕС).
На основании постановления главы администрации муниципального образования Дубенский район от 05.12.2006 г. N788 с 05.12.2006 г. - 05.12.2007. г. -муниципальное учреждение культуры «Дубенская централизованная библиотечная система» муниципального образования Дубенский район ( МУК «ДЦБС»).
С 22.12.2007 г. именовалось, как муниципальное учреждение культуры «Дубенская поселковая библиотека» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (постановление главы администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района от 19.12,2007г. N 33).
С 10.01.2012 г. - муниципальное казенное учреждение культуры «Дубенская поселковая библиотека» муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (постановление главы администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района от 14.11.2011г.N 104).
Из устава МУК «Дубенская централизованная библиотечная система» муниципального образования Дубенский район следует, что учреждение реализует межпоселочные функции путем создания филиалов в сельских поселениях, то есть в ее состав входят структурные подразделения: головная организация - центральная библиотека МУК ДЦБС, детский отдел МУК ДЦБС, также в её состав входят 12 сельских библиотек, остальные функционируют на правах филиалов.
Библиотечная система создана в целях обеспечения библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп.
Задачами библиотечной системы являются, в частности обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И от 30.06.1986 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в библиотеках право на пенсию за выслугу лет имеют заведующие и библиотекари.
В срок выслуги засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций.
Лица, работающие в должностях, не указанных в подразделе 2 раздела I Перечня (директора централизованных библиотечных систем, заведующие отделами централизованных библиотек, заведующие читальными и абонементными залами библиотек, главные, старшие библиотекари, библиографы и т.д.), право на пенсию не имеют.
Функции, род деятельности правовой статус самих библиотек и должностные, функциональные обязанности работающих в них библиотекарей не изменялись, что подтверждается примерной должностной инструкцией библиотекаря и библиотекаря абонента центральной библиотеки, из которых следует, что библиотекарь выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности. Имеет требования к квалификации: высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Антонова И.С. в спорный период, работая в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы, фактически выполняла обязанности библиотекаря библиотеки, а наименование должности «библиотекарь» и наименование учреждения «библиотека» предусмотрены Перечнем учреждений и должностей работников просвещения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» от 17.12.1959 года № 1397, действовавшем в спорный период работы истца, а потому период ее работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Исходя из изложенного, суд считает, что требование об обязании ответчика включить в специальный стаж периода ее работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 работа в должности комсорга ВЛКСМ не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истца.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Давая оценку правомерности заявленных Антоновой И.С. требований о назначении пенсии с момента обращения за ней, суд исходит из следующего.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2011 г., если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику подлежащим удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение осуществление Антоновой И.С. педагогической деятельности более 25 лет, в связи, с чем ее требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 25.10.2011 года Антонова И.С. имела требуемый специальный стаж, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты ее обращения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Антоновой Ирины Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение в г.Туле) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Антоновой Ириной Сергеевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Антоновой Ирины Сергеевны, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 21.08.1991 г. по 17.08.1992 г. в должности библиотекаря Луженского сельского филиала Дубенской централизованной библиотечной системы.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Антоновой Ирине Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с 25.10.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна. Судья