Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2012 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Петровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-696/12 по иску Комаровской Ольги Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Комаровская О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 13.10.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Однако решением УПФ РФ по г. Туле в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника, в частности не принят к зачету в специальный стаж период ее работы с 10.10.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации», так как наименование учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации» не предусмотрены Списком от 29.20.2002 г. №781 и период работы с 12.05.1998 г. по 31.03.2002 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине в ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики», так как наименование должности «медицинская сестра и по врачебному контролю», «медицинская по спортивной медицине» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781.
С выводами ответчика она не согласна по тем основаниям, что в период ее работы до 01.11.1999 г. действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым право на пенсию за осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения обладают все медицинские сестры независимо от наименования должности лечебно-профилактического учреждения. Периоды работы после 01.11.1999 г. также подлежат включению в специальный стаж, поскольку, несмотря на переименования лечебного учреждения, в котором она работала в спорный период, ее функциональные обязанности медицинской сестры, выраженные в осуществлении помощи в проведении врачебных обследований лиц, занимающихся физкультурой и спортом, диспансеризации спортсменов, совместных приемах и консультациях с врачом по вопросам физкультуры и спорта, остались прежними. Наименование должности «медицинская сестра» предусмотрена всеми Списками, а потому спорные периоды ее работы в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине подлежат включению в льготный стаж.
Просит суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы с 10.10.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации»; с 12.05.1998 г. по 31.03.2002 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине в ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики», обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с 13.10.2011 года.
В судебном заседании истец Комаровская О.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. иск не признала, указав, что истцу правомерно было отказано во включении в специальный стаж периодов ее работы с 10.10.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации», так как наименование учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации» не предусмотрены Списком от 29.20.2002 г. №781 и период работы с 12.05.1998 г. по 31.03.2002 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине в ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики», так как наименование должности «Медицинская сестра и по врачебному контролю», «медицинская по спортивной медицине» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781.
На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме в связи с отсутствием у Комаровской О.А. специального стажа.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы пенсионного и гражданского дел, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждении утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к пп.19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В названном Списке в наименовании должностей указана должность «медицинская сестра», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», а также «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 в разделе «диспансеры» предусмотрено наименование учреждения «врачебно-физкультурный», в разделе «учреждения профилактической медицины» «Центр здоровья».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой ист
цом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 13.10.2011 года Комаровская О.А. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Туле №3767 от 01.12.2012 года в назначении истице досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием у нее 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника, в частности, не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы с 10.10.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации», так как наименование учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации» не предусмотрены Списком от 29.20.2002 г. №781 и период работы с 12.05.1998 г. по 31.03.2002 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине в ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики», так как наименование должности «Медицинская сестра и по врачебному контролю», «медицинская по спортивной медицине» не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. №781.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с 03.08.1981 года по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости-13.11.2011 г., Комаровская О.А. работала в должности медицинской сестры и эти периоды ее работы включены в специальный стаж, кроме спорных периодов.
В настоящее время истец продолжает работать в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета в отделении спортивной медицины в ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Наряду с трудовой книжкой, факт осуществления истцом лечебной деятельности, в спорный период также подтверждается льготно-уточняющей справкой, выданной 13.10.2011 г. ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Из карточек –справок за 1992 г. -2000 г. видно, что истец поименована в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине и по этой должности ей выплачивалась заработная плата с 50% надбавкой за интенсивность труда.
Штатными расписаниями также предусмотрена должность медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в количестве 5, 25 ставки.
ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер» представил сведения о том, что тарификационные списки, уставы и положения учреждения за период с 1991 г. по 2001 г., не сохранились.
Согласно Положению о службе формирования здорового образа жизни, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 14.10.1983 г. №770, служба включает в себя: республиканские, краевые, областные, городские и районные Центры здоровья, а также врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты).
На основании приказа Минздрава СССР от 14.10.1988 г. №770 с 01.01.1989 г. реорганизована служба санитарного просвещения в службу формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения в Центры здоровья, сохранив имеющуюся численность должностей до утверждения штатно-организационной структуры Центров здоровья и разрешить введение дополнительных должностей в соответствии с предоставляемыми правами в зависимости от объема работы.
В соответствии с приказом Тулоблздравотдела №02 от 04.01.1991 г. ОВ ФД и областной Центр здоровья реорганизовано в областной Центр здоровья с диспансерным отделением с 08.01.1991 г.
Приказом Тулоблздравотдела № 26 от 12.04.991 года создано областное объединение «Центр здоровья».
В силу приказа Минздрава РФ от 21.12.1992 г. №330 Центры здоровья переименованы в Центры медицинской профилактики.
На основании приказа Тульского областного комитета по здравоохранению № 42 от 04.10.1993 года, областное объединение «Центр здоровья» было переименовано в «Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации».
В дальнейшем наименование данного учреждения здравоохранения неоднократно менялось и на основании приказа Департамента здравоохранения Тульской области № 42 от 12.03.2008 года на базе Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной центр медицинской профилактики» в настоящее время организовано Государственное учреждение здравоохранения Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Несмотря на многократные переименования медицинского учреждения основные его функциональные задачи и цели оставлены прежними.
В соответствии с Положением, Тульский областной центр здоровья является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для эффективного использования средств и сил для достижения наилучших результатов в осуществлении гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, оздоровления населения, медицинского обеспечения спортсменов и организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля и лечебной физкультуры в учреждениях здравоохранения области.
Основными задачами Центра здоровья являются: организационно-методическая, пропагандистская, лечебно-профилактическая, оздоровительная, издательская.
Приказом Департамента здравоохранения Тульской области №39 от 12.03.2008 г. в целях формирования единой службы спортивной медицины и лечебной физкультуры в Тульской области организован ГУЗ ТО «Врачебно-физкультурный диспансер».
Согласно положению о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, утвержденному приказом Минздрава РФ от 20.08.2001 г. №337 врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой.
Основными задачами врачебного контроля является организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на определение состояния здоровья, физического развития и уровня функциональных
возможностей занимающихся физкультурой и спортом; квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья как при спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной в 2002 г. главным врачом ТОЦМП, на должность медицинской сестры по спортивной медицине назначается специалист со средним медицинским образованием.
Медицинская сестра по спортивной медицине отделения спортивной медицины, в частности оказывает экстренную доврачебную помощь и выполняет назначения врачей, помогает врачу при амбулаторных приемах. При диспансеризации спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой проводит антропометрию, динамометрию, пневмотахометрию, рефлексометрию на аппарате ИПР. До приема врача проверяет наличие учетных медицинских документов, контролирует выполнение других назначений врача, ведет необходимую документацию.
В соответствии с дипломом истец в 1981 г. окончила Тульское областное медицинское училище по специальности «медицинская сестра», данная специальность относится к среднему медицинскому персоналу.
Из положения о врачебно-физкультурном диспансере усматривается, что врачебно-физкультурный диспансер является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для осуществления медицинского обеспечения спортсменов и организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля и лечебной физкультуры в учреждениях здравоохранения.
В соответствии со своим назначением врачебно-физкультурный диспансер осуществляет организационно-методическое руководство, контроль и оказание консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям по организации и проведению врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом; осуществляет диспансерное наблюдение и обеспечивает в соответствующих случаях лечение спортсменов, прикрепленных к диспансеру.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что несмотря на многократные переименования медицинского учреждения его основные функциональные задачи оставлены прежними, направленные на осуществление лечебной и профилактической деятельности за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом.
Кроме того, осуществление Комаровской О.А. лечебной деятельности в спорный период подтверждается также материалами дела и пояснениями истицы, которая указала на то, что на протяжении всей трудовой деятельности, несмотря на переименования медицинского учреждения, ее функциональные обязанности медицинской сестры остались прежними, направленными на осуществление лечебной и профилактической деятельности лицам, занимающимся физкультурой и спортом, также остался неизменным кадровый состав учреждения.
Наряду с этим, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в спорный период работы истца до 01.11.1999 г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет», в соответствии с которым право на пенсию за осуществление лечебной и
иной работы по охране здоровья населения обладают все медицинские сестры независимо от наименования должности и лечебно-профилактического учреждения.
Совокупность исследованных по делу доказательств, касающихся спорных периодов работы Комаровской О.А. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации», позволяют суду сделать вывод о том, что как первоначально, так и в последующем, истец фактически осуществляла обязанности медицинской сестры во врачебно-физкультурном учреждении, наименование должности и данного учреждения предусмотрено Списками, в связи с чем заявленные требование истицы об обязании ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные период ее работы подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенных периодов, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения истицы в УПФ РФ по г. Туле- 13.10.2011 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 13.10.2011 г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Комаровской Ольги Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ )государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Комаровской Ольгой Анатольевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Комаровской Ольги Анатольевны периоды ее работы с 10.10.1992 г. по 11.05.1998 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю диспансерного отделения в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации», с 12.05.1998 г. по 31.03.2002 г. в должности медицинской сестры по врачебному контролю, медицинской сестры по спортивной медицине в ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Комаровской Ольге Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости с 13.10.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
ательствующий